jaguar

После боя. К 75 –летию Великой Победы

После боя. К 75 –летию Великой Победы

“Оборона Севастополя”. Александр Дейнека

- А дети, слышали?, уже давно не поют по-детски.
Ремарка ведущего в одной из радиопередач.


Донецк / AbsolutTV.ru / Людмила Марава / “Оборона Севастополя”. Известная картина художника Александра Дейнеки, хранящаяся в Государственном Русском музее. В Санкт-Петербурге.
Богатырское полотно-былина. Молчаливое откровение, как немая святость. Как многословный, пересказанный миллионами мазков кисти, сказ художника. Отдавшего картине несловесную, но очень бурную часть самого себя. Патриотизм военного времени – год написания картины есть 1942-ой. Целенаправленно впечатляющий шквал внутренней энергии шедевра. Как мощного рукотворного явления. Исключительно своеобразного. Не только по своим размерам – 2 метра в ширину и 4 метра в длину. Но и по глубине конкретного художественного замысла автора: возбудить, строго. По-отечески, так – чтобы скрипели, до появления крови на губах, зубы. Растормошить его, зрителя, замшелую инфантильность ощущением оскомины. Приевшейся в недавних годах отупляющей, бесконечно тиражируемой и льющейся, откуда-то сверху, как напалм дурмана, развращённости. Всячески поощряемой. Глумительной над своим прошлым вседозволенностью.
Как унизительно-позорной, отличительной отметины сегодняшнего трудного времени.
И вразумить. По долгу чести признанного авторитета. Способностью, но не приспособленчеством, жить и дышать. Чтобы мозги, в круговой поруке перезревшего пространственного равнодушия, наполнялись, и наполнились – до последнего предела, глубиной трагичности эпизода боя русских моряков с фашистами.
…Отчаянная рукопашная схватка.
…Вопящая оглушающим рёвом проклятий.
И надрывными, во всю силищу матросских глоток, криками – ЗА РОДИНУ!, ЗА СТАЛИНА!!!

Один единственный эпизод сражения. Из времён Великой Отечественной войны. Как вечно пульсирующей перед глазами – смысл или бессмыслие? - жестокой людской правды. Пережитой всем честнЫм миром. Переполненной с ног сбивающими. Бессловесными убедительными движениями атаки. В ней - неразрывное единство стихийной храбрости и массово-бурного неприятия могущей быть-осуществиться рабской покорённости вражинам. В годину яростного сопротивления злу. Как живого, цельно-динамичного обобщения, в одном, крепко сжатом кулаке укрощенной энергии множества рукопашных схваток. С многоголовой, без счёта, гидрой фашизма. Ядом бесновавшейся мерзкой земной гадины, война – род женский, внезапным раздором заползшей на землю русскую. И успевшей немилосердно испоганить… Протоптать, до чёрных дыр гадючной паршивости, необъятную ширь полей. Наводнить чадящим горечью пепелищем разрушенное жильё. В списке скорби огромного числа городов и сёл. Перемолотых до смертельного опустения в кровавых жерновах Второй Мировой войной.
…Наполнить алой кровью полноводного кошмара реки. Моря…

…Я долго не отходила от картины. Рассматривала, внимательно, каждый её штрих. Отмечая прогоркло серую голубизну видимого на картине, в самой её середине, обрывка моря. Пленённого со всех сторон дымными, от взрывов снарядов, фрагментами образной картинной композиции. Заметно, на бесконечный момент застывшей фатальности, безвыходно взволнованной. Обременённой пенными гребешками рвущихся к своей свободе волн. Они – ещё не рокочут гневно. Они – беспокойно бунтуют. В море – в водной стихии природной вольности. Издавна знает она, природа, на чьей она стороне. Срослись века тесного, почти что родственного сосуществования с людьми...
К сожалению, только в человеческой среде рождаются предатели.

…Подходя то к одному, то к другому краю картины, я не заметила, как из глаз, прищуренных неожиданным, для меня самой, соучастием во всём, перед глазами происходящем, потекли по щекам слёзы. Как мысленно я уже оживляла застывшее перед глазами действо нескончаемого, в десятилетиях, боя. И, всё же. Мысленно ускоряя, быстрее и быстрее, силовой рывок обеих рук раненого матроса, уже предвосхищала его ещё более сильный бросок связки гранат. В сторону фашистской нечести. Быть может, последний. Решающий, для матроса, бросок. На жадном дыхании, в секундах, длинных, как Вечность, волевО-упёрто удерживаемом на горячем вздохе. Пламенно воспламенённом искрой лютой, люди!, поддержите!!!, ненависти к захватчикам. Ползущей из всех щелей чумной нечести. Не заслуживающей никакого оправдания своим непрошеным пришествием.
На землю предков. С завещанной на каждом её клочке судьбой: умирали. Но никогда не сдавались. Кричит об этом картина. Громче выбивающего из-под ног землю эха. Как послесловия множества взрывов гранат и мин. В тёмных глубинах земного чрева.

- …Вы из Севастополя?
Мгновенно. Как в кругу всплеска воды, след от намеренно брошенного в водную гладь камня, кончились мои видения. Я оглянулась. Рядом, сложив на груди руки, стояла девушка. Она ждала мой ответ:
- Нет. Не из Севастополя. …Из Донецка. – Я аккуратно утёрла пальцами рук следы слёз на моих щеках.
Девушка, заметный сумбур неожиданности - на её лице, явно не ожидала такого ответа. Смутившись, она с вниманием, как наслышанную диковинку, рассматривала меня. И больше ничего не говорила.
- А вы? – Я, в свою очередь, нарушив затянувшееся молчание, спросила её.
- А я из Севастополя… -
Странно. Но разговора у нас, на фоне той великой картины, “ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”, не получилось. Как будто блестяще-прозрачно распрямилась водная гладь. После броска в неё камня. И – никаких следов. На воде. А девушка поспешила уйти: не землячками оказались?
Но… Так, поспешно и, как бы – без последствий, сбегают от неприятностей. Подумалось мне.

Быть может, все они тонут во мраке “ЧЁРНОГО КВАДРАТА” Малевича? Каким-то бессмысленным он увиделся мне. Как тяжко ни старалась я вникнуть в послание художника своим зрителям. Бессмыслица? Замысловатая шарада для эрудированных мозгов, жаждущих игровых манипуляций со смыслом? Или обыкновенный блеф. Мираж ступора. Блуждающий по миру, как говорят, в нескольких экземплярах. И, какой же раритет, по порядковому номеру, присутствует в Русском музее Санкт-Петербурга?
- Да сдался он тебе, этот квадрат. – Намеренно демонстративно оттолкнула меня от картины посетительница музея. – Не замарачивайся смыслами. И вообще нигде и ни в чём не ищи осмысленность. Додумывай её сама.
- А как же пять томов Малевича? На тему искусства и бытия? – Почему-то меня смутило право женщины давать мне советы.
- О-о-о… Да кто их сегодня читает? Иди по улице и спрашивай: читали вы трактаты Малевича?

О Малевиче я и не спрашивала. Но, заслышав у Исаакиевского собора бойкую английскую речь, три парня и одна девушка, я не могла пройти мимо. Чтобы не спросить:
- Ребята, вы из Британии?
- О, да! Из Великобритании.
- А из какого города приехали сюда? – Мне не составило никакого труда общаться с молодыми людьми по-английски.
- Из Шеффилда. – Бойко, за всех, постукивая открытой ладонью одной руки о кулак другой, отвечал долговязый юноша.
- Вы учитесь или уже работаете?
- Студенты мы. Я и вот она… – он указал на девушку, очень заметную благодаря малиновому цвету её волос, частью – небрежно заколотым на макушке, – мы будем историками. – Парень делал так много движений, что, казалось, он танцует на месте.
- Значит, должны вы знать о Донецке.
- А это – где? До-о-ньетск… – И все почему-то разразились жеребячьим хохотом. А девушка спрятала своё лицо в намотанный на её шее, несколько раз, вязаный шарф.
- На Донбассе… – Безнадёжно уныло проинформировала я их.
Недоумённые обмены взглядами.
- И, что, ничего не знаете, что сегодня происходит на Донбассе? – Этот вопрос испортил молодым британцам настроение. Никак на него не отвечая, они шумно со мной попрощались. И, забавно тыкнув указательными пальцами по сторонам, у каждого – получилось своё направление, они, однако, дружной гурьбой направились к зданию собора. Задирая свои головы назад. Чтобы дотянуться глазами до высотного шпиля.
Донецк-Донбасс, вертелось в моей голове. Быль-небыль. А гранитная каменюка, в одном из Донецких парков, с надписью о начале дружбы двух городов – Донецка и Шеффилда. Это, что, дежавю?

Как и мои записки, из 2014 года? Когда начиналась Донбасская, мало кому известная и, такое впечатление, никак неинтересная война:

“…Мне очень хотелось написать Вам еще раньше, когда на виду прохожих нашего города были жестоко, хладнокровно, зверски, прицельно точно расстреляны 35 раненых молодых ребят, которых везли в больницу в машине с белым флагом на кузове, с огромным красным крестом посередине полотнища. Подобное мракобесие чинили фашисты во время войны. Но, вспомните же, тогда они пришли осквернять нашу землю с одной целью: разрушать и убивать. Не бойтесь громкой правды: пришли, чтобы убивать наш народ. Они были чужеродными и непрошеными захватчиками и не думали о том, что по всем счетам в жизни надо платить. В браваде, охватившей их паранойи, поработить весь мир, они забыли о самом главном, что всегда напоминает о себе, когда несправедливая захватническая война заканчивается: насилие вечным не бывает. Рано или поздно наступает день расплаты. Для них он тогда наступил, и мир осудил убийц. Ведь все же об этом помнят!!! Или некоторые, дипломатично отведя в сторону свои равнодушные глаза, предпочли об этом забыть?
Сегодня можно говорить о разных политических пристрастиях в нашем обществе, но каждый знает то, что любой, скажем так, хищный зверь убивает себе подобных из чувства голода. Чтобы выжить в диком мире непрекращающегося и оправданного биологией соперничества.
Мир людей, основное отличие которого от всего остального животного и растительного мира, наличие разумного начала, что здесь вечно происходит? Есть человеческий разум – значит должна быть воля оставаться человеком. Но как же много стало их, таких “человеков”, кто насаждает и утверждает в сообществе истины из грубого животного мира, несколько перефразированные: если – не ты, то повелевать будут тобой!”

Когда эти строки рождались, в 2014-ом, я всей душой переживала их. Тогда.
А потом, когда стало ясно, как на самом деле происходят Донбасские “перемены”, появились новые строчки.

Но так и не стало понятно: так в чем же есть смысл “перемен”?
“Если слова погрязли в пыли. А пыль, чтобы от нее избавиться, и в лед заковать невозможно… Потому что лед обречен растаять в лучах солнца. И пыль, как последствие, бурными грязными потоками, опять возвращается на Землю…
Превращаясь в своем обновленном скоплении в обыкновенную грязь под ногами. А, высыхая, в пыль. Вперемежку со словесной трескотней заезжих технических менеджеров - консультантов по обновлению приевшихся формулировок. В угоду накарканных ими же перемен.
Или аморальность – по-современному… С ощущение удушливого вакуума, приведшего, к тому же, и к повсеместной разрухе в головах… После многочисленных сеансов внушений, ставших причиной элементарного недостатка кислорода в пространстве…”


Которое не жалко сотрясать убойными залпами гаубиц. Для большей эффективности(!!!) фейерверков. Нет никакой сложности, чтобы понять: как это фальшиво патетически воспринимается. В жизни по правилам странно-военного времени.
- А ты слышал, как нас убивали вчера? Фейерверками из гаубиц? – Громко спросил своего друга мальчик, лет 5-6. Встретившись с тем на детской площадке.
- Да слышал… - Друг бывало махнул рукой: не хотел выглядеть трусишкой. В жизни, в которой себя уже давно считал этаким докой. – А бабушка с дедушкой валокордин пили... Воняло в комнате…
Действительно, поздний вечер, когда дубасили в Донецке фейерверками, из тяжёлого боевого орудия, опять напомнил горожанам о тех днях, когда из пушек, подобного калибра, город расстреливали. Звонили люди друг другу. Озадаченные: что это – опять Донецк расстреливают? И, только потому, что сегодня центр Донецка каждодневно всё дальше погружается в пучину отрешенности от всеобщей Донбасской трагедии, совсем не значит, что война кончилась. Или её – больше нет.
Она продолжается. Иссякает терпение у жителей окраин. Без злорадства. Но с чувством обострённого самолюбия желают они всем центровым, жиреющим на страданиях соседствующих с ним бедолаг, испить хотя бы несколько глотков их затянувшегося горя. И пожить жизнью загнанных в никуда людей. Среди стен домов, которые каждую ночь дрожат агонией насилия. И постоять на остановках общественного транспорта. Которого, убого раздолбанного, осталось в Донецке – что кот наплакал. И попробовать пролезть в маршрутку, в которой можно задохнуться от запаха износившейся одежды и плохо мытых человеческих тел. Людей, доведённых в последние годы до состояния примитивной человеческой массы.
Ну… Разве что отметиться на конкурсах красоты – новой площадки, как рупором гласности вещается, для самореализации. Естественный постфактум к былому. Когда, так называемые, массажные салоны трудоустраивали местных красавиц. Без опыта работы – орали ором объявления, на всех столбах и стенах домов..

И вспомнилась другая картина. Художественное полотно, сомнительно пошлого содержания. В доме одного из тех, кто “рулил” страной в предвоенные Донбасские годы. Рулитель - из бывших. Из Донецких. Извилин в его голове хватило ровно на столько, чтобы запечатлеть себя на холсте, размеры – впечатляющие, Наполеоном(!!!). А окружение своё (и как же усиленно терпеливо позировала вся эта гопота!) – в образах именитых полководцев и исторических фигур. Утомлённая важными государственными службами группа приспособленцев и отъявленных бездельников.
Уморительно смотрелась и жена оного. На соседнем холстище. В образе княгини Ольги. Муза-вдохновительница неизвестного художника-старателя, застывшая, в ярких красках, в русском костюме давних времён. А рядом с картинами, на полке, оскорблённо, для людей сведущих, печально-пыльно покоились святые реликвии из христианского храма… Наверное, не добровольно покинувшие свои святые покои. Чтобы оказаться в загребущих руках обыкновенного ненасытного ко всему, что доступно украсть, ворья. Проживающего и в эти скорбные дни жизни свои – в нескончаемом празднике. Пришлось, правда, чуток посуетиться. Да сменить, делая ноги - быстро, быстрее – не бывает - адреса своего обитания. Комфорта там - меньше не стало. Картины, вот только, напряжно было за собой волочить. Вот и покрасовались, они какое-то время, перед очима обалдевшего люда. С трудом поверившего, что человеческий ум может сварганить в своих недрах такую омерзительную бредятину.


И с ума сходить не надо. Так говорят? Если посланы в этот мир жалкие человеческие огрызки, мелкие людишки. С половиной мозгов в квадратных головах. По-шулерски, лживо и уверенно, способные, отменная ловкость!, конвертировать капусту, обыкновенную белокачанную, в наличку. В местную и иностранческую.
Как же радуется заграница такому ловкачеству! Бабло, жадным, по цвету и с привкусом никчемной гнилой совести - на каждой денежной купюре, полноводьем туда текло. Полнейший! Хоть и позорный триумф лживых папуасов. Патологически заразно не страдающих хотя бы угрызениями стыдливости. Не грызла она их извилины в предвременье Донбасской трагедии. Не будет грызть - и подавно. Да и забвения былых деяний не предвидится: отряд отъявленных плохишей-последлователей уже успел заматереть. Те, по всей видимости, отобразят себя в Вечности в виде Богов. Аппетиты же только растут.

К примеру, сколько всего надо ума, чтобы додуматься отпраздновать свадьбу дочери в Национальном музее? Это – уже произошло. Как видится, зачумлённая доступность Ленинской библиотеки, для подцанцовок явного скудоумия на читательском столе, не так уж и беспорочно. Как говорится, скушали. Проглотили. И не подавились.

А гопота, чума народная, рай – для временщиков-многостаночников, грозно и мощно наступает. Пришло время для размышлений. В чём отличие от неё, на раз-два-три, от чумы фашистской? Пример сегодняшнего Донбасса – не есть ли это новейший признак мутации зла?
Не получается совершенствования души в пошло материализованном мире. Нравственно опустошённом. Искалеченном разного рода –измами. Перекрученном, как половая тряпка, самой отвратной паскудностью. В бесконечности повального поощрения этого явления.

И… Это есть то, что видится после страшного боя? В осаждённом Севастополе…
На картине Александра Дейнеки “ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”. Год написания 1942.

И всё же я говорю: ЗА ЛЕНИНА! ЗА СТАЛИНА! ЗА РОДИНУ!!! Март, 2020 год.

С уважением Людмила Марава. ДОНЕЦК!!!
Фотогалерея
После боя. К 75 –летию Великой Победы
BMW
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Новости партнеров

комментарии

Людмила Марава 14 марта 2020 10:04
Пролог в рассказе, об отчаянной храбрости - всегда так было - камертоном не равнодушия к последующему сказанию настраивает сознание на частоту обострённого восприятия прочитанного. Так - тоже всегда было. В прошлом, ставшим желеобразной субстанцией всё более обесцвечивающего памятства.
Потому что, что-то очень страшное случилось. Если вязнет правда, как сирота казанская, в разыгравшейся драме фатального рока. Когда вопиющая несправедливость происходящего становится убогой нормой юродивого бытия. Когда рвётся пуповина родства между былым и настоящим. В котором всё тише слышится зов преданий.
Напоминающий сегодня обыкновенный опошленный кураж. Как команда к действию. Как сигнал к началу массовки. В своём самом безобразном виде происходит она сегодня на Донбассе. Не новость: люди здесь, проходящие медленную мутацию своего жуткого, по всем показателям жизненной адаптации, приспособления к выживанию в заданных условиях, не к жизни(!), стали дешевле китайского ширпотреба.
С уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК!!!
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Свежие новости

18:55
Преданная страна. К 30-летию уничтожения СССР. Вячеслав Шведиков
17:29
РНИМУ им. Н.И. Пирогова проведёт олимпиаду по химии и биологии
21:53
Многонациональный спортивный онлайн-фестиваль "В ГТО мы едины" состоялся в Кузбассе
13:28
РХТУ показал сверхстабильную оптическую память на международной выставке «Химия 2020»
11:54
Республика Удмуртия стала участником проекта национального бренда «Сделано в России»
21:37
Путин: передача Азербайджану семи районов, занятых Арменией, возможна
10:38
Женский деловой альянс БРИКС усиливает роль участия женщин в экономике стран
19:07
Дина Аверина лидирует в многоборье на международном онлайн-турнире по гимнастике
18:35
Бесплатными лекарствами обеспечат амбулаторных пациентов с COVID-19
13:32
Володин упрекнул Силуанова за то, что он не слышит запросы граждан и депутатов
обновлено
12:27
Рейд инспекции на закрытую свалку закончился четырьмя штрафами за ввоз мусора
16:35
Правительство РФ продлило программу льготной ипотеки под 6,5%
15:42
Аллея памяти погибших медиков была создана в саду «Прометей» сегодня в Петербурге
14:44
Роспотребнадзор ввёл всеобщий масочный режим по всей России
16:27
iPhone 12 и 12 Pro раскупают быстро в России. Первую партию продали за три дня
15:41
Штаб Минобороны уходит на капитальный ремонт
13:37
"Ротор" заявил претензии в РФС по судейству матча с "Локомотивом"
13:04
Десятки российских депутатов заразились коронавирусом, заявил Володин
14:51
СК возбудил дело по заказному убийству депутата Петрова, отца пилота «Формулы-1» Виталия Петрова
19:14
"Зенит" проиграл на своем поле "Рубину" в РПЛ
Больше новостей
Новая охта