Николай Варавин: «Война участвует во мне»
Николай Варавин, историк, полковник милиции в отставке, ветеран МВД России пограничных войско КГБ СССР и боевых действий, член Союза писателей города Волжского, Волгоградской области, актер Волжского драматического театра (слева)
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / Николай Варавин: Мне кажется, что для любого творческого человека характерно то, что перебирая в памяти и в своем личном архиве он нет нет да останавливается на некоторых событиях в своей жизни, оставивших след в фотографиях, видеозаписях и статьях, написанных как самим, так и теми, кто был в это время рядом. Назвать это ностальгией не хочется, но, скорее всего, это просто крепкие воспоминания о событиях, которые нельзя забыть, а если это ещё и было на войне. В феврале 2018 года журналистка городской газеты города Волжского «Волжская правда» Елена Томская обратилась ко мне с просьбой рассказать о наиболее интересных эпизодах моей военной биографии когда я был сначала военным корреспондентом, затем начальником пресс-службы группировки МВД России на Северном Кавказе, и в финале начальник Пресс центра оперативного штаба Чеченской республики.
Но при этом она попросила рассказать о тех случаях, которые навсегда остались в моей памяти. Из своего небольшого опыта общения с людьми, которые никогда не были на войне, я знаю, что им трудно объяснить - как это было? И я постарался доходчиво рассказать о войне словами военного корреспондента. Моё интервью было напечатано в «Волжской правде» 14 февраля 2018 года. Предлагаю вам, уважаемые читатели, ознакомиться с ним: «Николай Варавин: «Война участвует во мне».
...Десять служебных командировок – без малого четыре года - Николай Алексеевич находился в составе временной оперативной группировки МВД России, организуя информационное обеспечение ее деятельности. Чем памятны ему события второй Чеченской войны?
Четыре года на войне
-Первый раз я выехал в командировку в Ханкалу в феврале 2000 года в качестве начальника пресс-службы в группировке управления исполнения наказаний МВД России. Сказать, что в то время нашим военным приходилось трудно, - ничего не сказать. Незадолго до приезда нашей группы был закончен штурм Грозного, разбитые силы боевиков расползлись по всей республике, началась партизанская война. Бандиты устраивали засады на наших ребят, безжалостно убивали всех, кто попадался на пути. Потому, выдвигаясь в очередную поездку, мы изучали оперативную сводку: на таком-то километре работает снайпер, чуть дальше замечено передвижение бандгруппы… По одиночке мы не ездили, шли в составе бронеколонны: впереди бронетранспортёр, за ним несколько бронированных «Уралов» (мы называли их «Хищниками»), где-то в середине пристраивался наш журналистский «УАЗ» (как правило, бронированный), а с воздуха колонну прикрывали вертолёты. И всё равно, несмотря на меры предосторожности, чуть ли не каждый день происходили столкновения с врагом, гибли люди…
-Что входило в обязанности руководителя пресс-службы?
-Следовало не только освещать действия наших войск, но и составлять оперативные сводки для средств массовой информации (к нам в пресс-службу стекалась вся информация), рассылать их журналистам, а также привлекать представителей СМИ для освещения наиболее важных событий.
-Как же военная тайна?
-А мы никаких тайн не разглашали. Существовал строго определённый круг тем, которые следовало освещать. Категорически нельзя было писать о потерях: погибших или раненых военных, уничтоженной технике. Таковы правила: пока нет весомых доказательств гибели бойца, он считается живым. Кроме того, надо было точно выяснить все обстоятельства произошедшего: где попал в засаду, откуда боевики вели огонь, кто командовал бандгруппой – чтобы поставить точку в этом деле. Добавлю, что многих из тех, кто нападал на наших ребят, мы в итоге задержали. Та же судьба ждёт и боевиков, которым пока удаётся избежать правосудия: у таких преступлений нет срока давности.
И ещё одно «нельзя» для военных журналистов: нельзя пользоваться «инсайдами» (своими источниками информации), озвучивать слухи. Такие публикации могли стоить жизни кому-нибудь из наших солдат или сорвать военную операцию… Хотя, бывало, работники СМИ нам здорово помогали. Например, журналист радио «Свобода» Андрей Бабицкий, которого боевики похитили, а наши ребята из МВД его освободили. Несколько лет спустя я узнал, что, благодаря полученной от него оперативной информации, удалось отбить у бандитов нескольких российских солдат и офицеров.
Эпизод первый: Мимо «Минутки»
-О том, какую роль в жизни человека играет случайность, я знаю не понаслышке. Это случилось 21 августа 2004 года – во время моей третьей командировки в Чечню. Загляните в любую энциклопедию, и вы узнаете, что именно в этот день боевики предприняли попытку штурма Грозного. А мы с товарищами оказались в самой гуще событий.
Дело в том, что в августе в республике должны были пройти выборы президента (им в итоге стал Алу Алханов), а сотрудники пресс-службы ОГВ(с) – Объединённая Группировка Войск и сил принимали участие в организации работы избирательных комиссий. 21 августа мы доставили документы в избирком в Грозном, и тогдашний начальник пресс-службы Алу Алханова, Андрей Пилипчук (генерал-майор полиции в отставке, бывший руководитель пресс-службы МВД России), провожая нас, обронил: «Что-то, ребята, у меня на сердце неспокойно. Не суйтесь в центр города – на площадь Минутку, лучше выезжайте на окраину». Мы согласились, что лучше не рисковать. В тот день мы почему-то были не на журналистском «УАЗе», а на обычной легковушке с затемнёнными стёклами – тогда в Чечне так многие ездили.
Наша машина медленно двигалась по шоссе – движение было интенсивным, как вдруг кто-то из нас обратил внимание, что по тротуарам с обеих сторон дороги (точнее, по тому, что от них осталось после обстрелов) движутся колонны людей, вооружённых автоматами, в чёрных камуфляжных костюмах с «чёрными вуалями» на лицах (так мы называли маски, закрывавшие лицо). Коллега из Краснодарского ГУВД Сергей Заноздря «в настоящее время пенсионер МВД РФ, майор милиции в отставке, к стати мы с ним были ещё в длительной командировке в Чечне в 2002 году» говорит: «Это всё милиционеры, наверное? Новый призыв? Откуда столько? Надо спросить». И стал дверцу машины открывать прямо на ходу. Я пресёк его попытку, заметив, что пускай идут чеченские милиционеры своей дорогой, так как у нас свои задачи – доехать до военной базы «Ханкала». А что ещё мы могли подумать и о чём говорить? Солнце светит, небо синее, центр города… Как хорошо, что я его не пустил: «Ты с ними разговаривать начнёшь – вся улица встанет. Успеешь пообщаться. Видишь, с вещмешками идут, с гранатомётами – на учения, наверное. Значит, в республике всерьёз стали порядок наводить».
Тут наш водитель свернул с центральной трассы, и мы через какой-то дачный посёлок выбрались из города. Приехали в Ханкалу – а там тревога, ребята вооружаются, грузятся на машины. «Что случилось?» - «А разве вы не из Грозного приехали? Там же бой идёт!».
Позже выяснилось, что в тот день мощная группировка боевиков совершила попытку захватить центр города. Операцию разработал лично Аслан Масхадов. Бандиты шли по улицам, не скрываясь, - и никто не встревожился: в камуфляже и «вуалях» тогда ходили и военные, и гражданские. В итоге бандиты захватили центральный район Грозного, окружили Октябрьское РОВД, но прорвать оборону милиционеров так и не смогли. Озлобившись, боевики стали расстреливать все машины, выезжавшие на площадь Минутка. Было уничтожено 40 автомобилей, сожжено два бронетранспортёра федеральных сил, погибли 30 милиционеров, два сотрудника охраны президента и один сотрудник спецслужб, а также обычные жители, которые находились в сожжённых машинах. Всего погибло 70 человек.
Однако, когда в Грозный прибыли на подмогу федеральные силы, боевики стали покидать город. Боевики оставили вместо себя подростков, которые прикрывали их отход. Многих удалось задержать. Я присутствовал на допросах вместе с телегруппой, мы записывали допросы этих юных боевиков, в ходе которых выяснилось, что штурмовали город вместе с боевиками 15-16-летние ребята из горных сёл, практически безграмотные и не понимавшие, что происходит. Твердили одно: им дали автоматы и велели защищать любимую родину. Вот они и стреляли по всему, что движется… В ответ по уходящей по Старопромысловской дороге колонне боевиков был нанесён удар из реактивных установок "Град". Возмездие свершилось.
Эпизод второй: ингушские галушки
-Ещё одна история случилась в 2006 году. Журналистов пресс-службы отправили со срочным заданием в Карабулак (Ингушетия) на оперативную съёмку. Сюжет мы сняли, но провозились долго: материала оказалось много, мы долго писали синхроны, потому и задержались. Это плохо: уже темнело, а дорога в Ханкалу идёт по открытой местности, так что случиться могло всякое. Один из моих подчинённых, лейтенант Евгений Ворочалков (в настоящее время начальник отдела информации и общественных связей пресс-службы УВД Вологодской области, подполковник полиции, вместе в служебной командировке на Северном Кавказе мы были ещё раз в 2007 году), нервничал и всё повторял: «Ребята, поехали скорее! Опасно!» ОН был прав, но... у нас с утра маковой росинки во рту не было. Пока вернёмся на базу, столовую уже закроют. Опять всухомятку питаться? И повёл я ребят в местное кафе. Заказали блюдо местной кухни, что-то вроде галушек с мясом. Женя демонстративно отказался от обеда и всё поглядывал на часы. Наконец выехали из Карабулака. Доезжаем до Урус-Мартана, смотрим: на блокпосту усиление, чеченский ОМОН дежурит. «Что случилось?» - «Да минут сорок назад заварушка была, боевики дорогу простреливали»... А мы, как на грех, в тот день были не в своём «бронике», а в обычном «УАЗе», который можно было изрешетить из автомата как консервную банку. Если бы не задержались в кафе — могли в два счёта отправиться к праотцам. Вот тебе и галушки...
Эпизод третий: «Мы всегда стреляем»
Стрельба в Чечне была явлением постоянным. Она всегда начиналась неожиданно и так же неожиданно стихала. Стреляли не только боевики, но и наши ребята, особенно новички, оказавшиеся в незнакомой местности, - палили «на всякий случай», чтобы напугать потенциального противника. А бывали и такие истории: в день внутренних войск МВД России, 27 марта 2006 года, мы получили задание съездить на один из объектов в горной местности и провести панорамную съёмку. И вот едем, я сижу в машине в наушниках, слушаю композиции легенд мирового рока. Надо сказать, многие наши ребята во время поездок не снимали наушников: музыка хорошо отвлекает от мыслей о том, что смерть ходит рядом. Сжиться с этой мыслью нельзя, что бы ни говорили бывавшие там военные. Отвлечься — можно. Вот так и ехал под музыку, не обращая внимания на вспышки и всполохи: «Это далеко, неопасно». И вдруг водитель толкает меня в бок: «Шеф, это же по нашей машине палят!» Кто? Боевики? Их здесь нет. Значит, наши? Шофёр сигналит, я кричу: «Не стреляйте, я подполковник милиции!»
Нас услышали, разрешили подъехать, проверили документы. «Вы почему стреляли, ребята, не разобравшись?» - спрашиваю у одного из офицеров. Ответ меня поразил: «А мы всегда стреляем». К слову, дальше этого блокпоста он нас не пустил, да мы и рады были, подумав, что придётся возвращаться по той же дороге... Этого офицера я встретил года через три, у него закончился контракт, он ехал домой, в Саратовскую область. И он меня узнал. «Вы уж нас извините за тот случай»...- говорит. Но взгляд у него был таким же, как на блокпосту весной 2008 года — пустой и холодный. Я понял, что ни секунды он не жалел о том, что по его вине мы чуть не погибли. Я так и не посмел у него спросить: «Как же ты будешь жить дальше, парень?» Видно было, что война выжгла его, перемолола. Она страшно меняет людей.
-И вас изменила?
-Да. На войне привыкаешь к постоянному чувству опасности, ты всё время в напряжении, готов мгновенно действовать по команде. И пусть я работал в пресс-службе, но оружие-то в руках держал. И в боевых действиях участвовать приходилось. Хотя я не боец, у меня задача другая: запечатлеть историю на плёнке (скажу без ложной скромности, и сейчас иногда вижу в новостных и документальных сюжетах снятые нами — мной и оператором подполковником полиции Дмитрием Никифоровым — кадры) и уцелеть. Бегать с автоматом и стрелять — не показатель героизма для журналиста. Каждый должен заниматься своим делом. О Дмитрии Геннадьевиче Никифорове хочу сказать особо. Он возглавлял длительное время Пресс центр оперативного штаба Чеченской республики и оставил очень большой след в истории группировки МВД России на Северном Кавказе. Профессиональный журналист, талантливый фотограф и, вместе с тем кавалер Ордена Мужества, медали к Ордену «За заслуги перед отечеством» II степени и награждён ведомственными медалями МВД России: «За доблесть в службе», «За боевое содружество».
4 января 2020 года Дмитрий Никифоров в возрасте 50 – и лет скоропостижно ушёл из жизни в следствие обширного инсульта головного мозга, врачи спасти его не смогли. В 1999 году он получил тяжелейшую контузию будучи сотрудником Пресс службы МВД Дагестана во время боестолкновения с боевиками в районе Ботлиха, с тех пор состояние здоровья его ухудшалось, что и привело к его увольнению на пенсию из органов внутренних дел. К сожалению, Дима Никифоров не последний ветеран боевых действий, который ушёл из жизни будучи на пенсии и далеко от войны и занимаясь вполне мирной профессией, работал фотографом и занимался творческой деятельностью. После его трагического ухода из жизни мы, те, кто служил вместе с ним, провожали в последний путь и других наших боевых товарищей. Война просто так не проходит, она забирает лучших.
-Зачем полковнику милиции театр?
- Я иногда шучу и говорю: «Театр я полюбил в лагерной самодеятельности». И здесь я не лукавлю, так как службу в органах внутренних дел я начал в должности старшего инспектора политчасти по работе с личным составом ИТК-12 (исправительно-трудовая колония общего режима УИТУ УВД Волгоградского облисполкома в середине 80-х годов прошлого столетия). В уголовно-исполнительной системе художественная самодеятельность среди осужденных и сотрудников всегда была на высоком месте. Но от себя добавлю – лагерный шансон и песни типа «В лагерях не знают о свободе, там нельзя об этом говорить…» я не особенно люблю, потому что хорошо знаю, что такое – ЗОНА?
Конечно, война меня перемолола. Поймите правильно: десять командировок, четыре долгих военных года меня настолько вымотали, что даже общение с людьми для меня стало колоссальной проблемой. После командировки, как правило, чувствуешь смертельную усталость, но через месяц-другой вдруг понимаешь: тебе хочется вернуться на войну. Там другая жизнь, другие правила — и ты часть этой жизни. Но во время последней поездки я вдруг сказал себе: «Всё, Коля, отвоевались, хватит».
Врач, осматривавший меня после возвращения, сказал: «Николай, ты стихи, что ли, учи... А то совсем потеряешься во времени и пространстве». А я уже почти потерялся - слишком долго был на войне. Я перестал улыбаться. Перестал спать по ночам. Чувствовал, что всё окружающее вызывает у меня злобу и раздражение. Спас меня волжский журналист Сергей Газарян: показал объявление о том, что в Волжский драмтеатр требуются актёры. «Коля, тебя возьмут, ты парень фактурный!» Я с трудом вызубрил отрывок из «Василия Тёркина» и пошёл на прослушивание. Но взяли меня, наверное, всё-таки из-за фактуры...
-Это был ваш первый подобный опыт?
-Вообще-то нет. Я всегда любил театр, участвовал во всех школьных спектаклях и литературных композициях. Все твердили, что я артистичный мальчик, потому в 1973 году, сразу после окончания школы, я поехал в Москву поступать в театральный. Пробовался во все кино- и театральные вузы, но до второго тура был допущен только во ВГИКе и ГИТИСе. Во ВГИКе на курс к народному артисту СССР Сергею Бондарчуку и народной артистке России Ирине Скобцевой поступал в одном потоке с Натальей Андрейченко. Она первой впорхнула в кабинет, где сидела комиссия, и очень быстро вышла с улыбкой на лице: её взяли. А я вошёл последним.
Сергея Фёдоровича в тот день почему-то не было, и ко мне обратилась Ирина Константиновна: «Что вы хотите, молодой человек?» - «Сниматься в кино! Разве по мне не видно?» «Тогда читайте басню!» И я прочёл басню Лафонтена, самую короткую, которую смог найти: «Лисица зайца пригласила на обед//Морали нет — и зайца нет».
Комиссия от хохота легла на стол. Ирина Константиновна говорит: «Вам, молодой человек, пойдёт офицеров играть, фактура подходящая. Приходите на второй тур». Вышел я с показа окрылённый, но на втором туре уже присутствовал сам мэтр Сергей Федорович Бондарчук, и я на него не произвёл впечатления. Слова не успел сказать, как он указал мне на дверь. Но это дает право мне иногда в шутку говорить своим коллегам по Волжскому драматическому театру: «Ребята, сам Сергей Бондарчук, признанный мастер кино, послал меня … но от этого я хуже не стал и люблю сцену. Но, как видите, театр всё-таки есть в моей судьбе.
-А как насчёт пожелания Скобцевой играть офицеров?
-У меня разные роли. Я играл начальника медвытрезвителя (кстати, в своей старой парадной милицейской форме) в «А поутру они проснулись», главу клана Монтекки в «Ромео и Джульетте», судебного пристава в «Тартюфе», Логинова в «Ордене республики» (тоже ведь, кстати, офицера, генерала! А в спектакле «С любимыми не расставайтесь» я играю армейского отставника, ветерана боевых действий, который на войне стал инвалидом и вследствие этого стал сильно выпивать, но в душе он тот же офицер, который продолжает воевать в горах). А основателю Волжского Драматического Театра Заслуженному артисту России Вячеславу Гришечкину я очень нравился в роли медведя Балу в «Маугли». Мне особенно это приятно, так как, Вячеслав Гришечкин не только ведущий актер московского «Театра на юго-западе», но и звезда телесериалов: «Боец», «Маргоша», «Солдаты», «Охота на Берию» и многих других.
Наверное, смотрите и думаете: «Николай, ты же без костылей передвигаться не можешь, какая сцена?» Отвечаю: обезболивающие лекарства никто не отменял. Зато каждый раз испытываю огромное удовольствие от победы над собой, от того, что сумел преодолеть боль. Я знаю, что замена моих коленных суставов на протезы поможет мне частично избавиться от костылей. У меня другая проблема, на самом деле: не могу учить слова. Врачи сказали, что это «наследие войны» - напрочь пропала кратковременная память. Спасает богатый словарный запас: каждый раз, выходя на сцену, если вдруг я забываю слова, сочиняю монолог на ходу. А в целом всё хорошо.
Благодаря театру, я снова научился улыбаться. Живу интересной, насыщенной жизнью, пишу исторические статьи, так как когда-то закончил исторический факультет Волгоградского пединститута. Мечтаю о новых ролях. И хочу сказать многим, что после того, как я прошёл вторую чеченскую войну – я очень люблю жизнь и хорошо понимаю своего покойного отца-фронтовика капитана-комбата пехоты Варавина Алексея Борисовича и всех участников Великой отечественной войны, которые с честью выполнили свой долг и остались живы.