Патриотизм в кино и в жизни
фото: архив picsmap.ru
Николай Варавин
историк, полковник милиции в отставке,
ветеран МВД РФ и боевых действий
Волгоград / AbsolutTV.ru / Великая Отечественная война – героическая страница нашей истории. Однако в советское время у нас не было полной картины того, что происходило в те дни. Нет её и сейчас. При этом в потоке желания якобы раскрыть правду о войне, некоторые российские и зарубежные деятели от исторической науки так перегибают палку, что становятся хуже любых антироссийских пропагандистов. Особенно в этом плане преуспели некоторые украинские историки, которые в своих «исторических трудах» прославляют 14-ю гренадерскую дивизию ваффен-СС (1-я украинская), также известная в литературе и современных СМИ под сокращённым названием «дивизия СС «Галичина» - сформированная в 1943 году из украинских (называвшихся в СС галицийскими) коллаборационистов-националистов и фольксдойче – украинских немцев и специальное подразделение (батальон) «На́хтигаль» - дружина Украинских Националистов или «Украинский Легион им. Степана Бандеры» — вооружённый отряд, состоявший преимущественно из членов и сторонников ОУН, сформированный и обученный Абвером для действий в составе диверсионного подразделения «Бранденбург 800» в операции «Барбаросса» на территории Украинской ССР. «На́хтигаль» - (в переводе с украинского - соловей) - отряд, действовавший совместно с немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Правда всегда многогранна и требует объективного исторического подхода для изучения.
Меня, как историка по образованию, очень огорчает и пугает то, что предателя Власова сейчас знают все, а героя Советского Союза – генерала Дмитрия Карбышева, именем которого названа одна из улиц города Волжского Волгоградской области - нет. В 1946 году посмертно генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза за организацию сопротивления советских военнопленных в немецких концлагерях, за что в ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), после зверских пыток облит водой на морозе и замерз. В историю Великой Отечественной войны он вошёл как символ несгибаемой воли и стойкости. Это проблема современного школьного и вузовского образования.
Каждый год страна отмечает скорбную дату –22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны. Ценой почти 30 миллионов жизней мы спасли от фашизма, от полного уничтожения не только свою Родину, но и всю Европу. К сожалению, подвиг русского солдата на Западе почти забыт. Более того, в Европе и на территории бывшего Советского Союза находятся те, которые считают, что воевали мы зря. И эту мысль они пытаются навязать молодому поколению и стереть из памяти поколений величие подвига Советской Армии. Старшее поколение ещё помнит о войне: на примере своих дедов и прадедов, истории своих семей. Но время неумолимо идёт, живых участников той войны становится всё меньше, а военное кино играет всё большую роль в воспитании детей и юношества.
В 2001 году начались съёмки фильма «Звезда» по одноимённой повести Эммануила Казакевича (перу этого писателя принадлежат ещё две экранизированные повести – чёрно-белый фильм «Весна на Одере» и «Путь на Берлин» (снят в 2015 году)) – первого, как принято считать, произведения в жанре новой российской патриотики. Режиссёр-постановщик фильма Николай Лебедев с работой справился блестяще. В мае 2002 года автор этой статьи был на премьерном показе этого фильма в кинотеатре «Победа» в городе Волгограде. Среди приглашённых зрителей было много ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда, обмениваясь впечатлениями после окончания премьеры, я спросил у режиссёра Николая Лебедева, использовал ли он при работе чёрно-белый фильм 1949 года выпуска «Звезда» режиссёра Александра Иванова, где блистательно играли мастера советского кино Олег Жаков, Николай Крючков, Василий Меркурьев. Этот фильм - шедевр советского послевоенного кино.
По одной повести были сняты два фильма, разные и по времени съёмок, и по технике съёмок. Их разделяет целая эпоха – больше пятидесяти лет. Режиссёр Николай Лебедев ответил, что смотрел фильм «Звезда» 1949 года, и просмотр этого фильма повлиял на его решение создать свой фильм по этому произведению. Причём это совершенно новое кинопроизведение с голливудскими приёмами и более жёсткой правдой о войне.
Будучи благодарным зрителем, я – сотрудник милиции, только что вернувшийся из зоны проведения контртеррористических операций из своей второй по счёту длительной командировки из Чеченской Республики в 2002 году, как бы вновь, благодаря фильму, оказался участником боевых действий. Больше всего мне понравилась реалистичность показываемой в фильме деятельности фронтовых разведгрупп во время Великой Отечественной войны. Но следующего знакового фильма о войне в отечественном кинопрокате так и не было сделано.
Фильм «Звезда» 2002 года стоит в одном ряду с фильмами о Великой Отечественной войне 1980-х годов и выгодно отличается от условного патриотического фильма образца 2000-х годов. Здесь показательна история с провалом в прокате фильма «Край» Алексея Учителя, несмотря на массированную рекламу этого произведения на Первом канале телевидения. По данным «TNS-Россия», если в 2004 году средняя доля зрителей у Первого была 27%, то в 2010-м – 18,7%. Молодая аудитория просто перестала смотреть телевизор.
Наша кинопатриотика – это нынешнее сознание российской властной элиты. В этих фильмах произносятся вроде бы правильные слова, имитируется близость к народу – но делается это крайне неправдоподобно, потому что сами режиссёры и актёры не верят в то, что делают. Конкретный пример – фильмы: «1612» Владимира Хотиненко, «Двенадцать» Никиты Михалкова, «Ярослав. 1000 лет назад» Дмитрия Коробкина. Такое кино буквально повторяет тезисы власти и поэтому их явно заказной характер видно любому неискушённому зрителю. Собственно, внятная идея в этих фильмах одна: объединить царское и советское, белых и красных, церковь и Сталина. Наибольшие усилия к этому приложил Никита Михалков в «Утомлённых солнцем-2» - тем грандиознее был провал. Эстетическая мешанина, которая получилась в результате, - невольное признание режиссёра в невозможности соединить несоединимое.
Более удачной попыткой был фильм Дмитрия Месхиева «Свои», где было сказано, что гражданская война между красными и белыми закончилась только в 1942 году, когда бывшие антагонисты простили друг друга перед лицом общей опасности. В «Адмирале» те и другие представлены как жертвы – вспомним хотя бы сцену с каппелевской атакой; а в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка белая имперская идея органично перетекает в красную. Не надо думать, что раз «белые», то пушистые и благородные. Гражданская война – страшная вещь. Люди на ней сатанели и убежденные белогвардейцы отказывались от орденов, считая, что гражданская война в принципе нечестное дело. Русский патриот воюет с русскими – это уже что-то не то.
Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев», с легендарным эпизодом – психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых. Честно скажу, как зритель, я даже не думал, что будем спорить с «Чапаевым» или «Мы из Кронштадта». Просто тот бой – психическая атака армии Каппеля – меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах. Попытки одинаково угодить тем и другим часто оборачивается ещё большей бессмыслицей.
Но даже среди этих киноработ особо выделяется сериал «Штрафбат». Проводя профессиональное историческое исследование этого «киношедевра», министр культуры России, а в 2011 году - депутат Государственной Думы, профессор Московского Института международных отношений (МГИМО, где обучаются будущие дипломаты), доктор политических наук Владимир Мединский в своём интервью «Экспресс-Газете» в №9 за 2011 год, отметил, что больше всего люди удивляются, когда узнают, что штрафбаты придумал не Сталин, а Гитлер.
Исправительные части появились ещё в вооружённых силах гитлеровской Германии в 1936 году. В. Мединский пишет: «Про штрафбаты снято зрелищное, но насквозь лживое кино «Штрафбат». Вызвать ненависть к «совку» и коммунистам – эту задачу «Штрафбат» решает на все 100 процентов. Только правды в нём нет вообще.
Штрафные батальоны и роты появились у нас в сентябре 1942 года. За всю войну на всех фронтах было всего 65 штрафных батальонов и 1037 штрафрот. Но не одновременно и по одному-два на фронт.». Знаменитая песня Владимира Высоцкого «В прорыв идут штрафные батальоны», при всём к уважении к автору, никакого отношения к реальности не имеет.
Срок службы в штрафбате определялся от одного до трёх месяцев, в зависимости от приговора военного трибунала. 10 лет лишения свободы – три месяца штрафбата, от 5 до 8 – два месяца, менее 5 – месяц. Через три месяца максимум человек возвращался в часть. Все возвращённые из штрафбата немедленно восстанавливались в званиях и правах. Любое ранение – всё «смыл кровью». После медсанбата штрафник возвращался в свою часть. То же «прощение» следовало за «боевое отличие», а за выдающееся боевое отличие – ещё и государственная награда, обычно орден Славы. Многие штрафники ему не радовались, потому что по статусу это был солдатский орден. Кадровые офицеры им не награждались и многие штрафники-офицеры старались от него отказаться, чтобы по возвращении в свою часть не афишировать штрафбатовское прошлое. Вспоминаю давний разговор в 2002 году с моим покойным, к сожалению, сейчас отцом – фронтовиком Варавиным Алексеем Борисовичем.
Войну он прошёл с первых дней до последних: от командира взвода до командира стрелкового батальона. Настоящий командир-«окопник», награждён двумя боевыми орденами: Красного Знамени и Александра Невского. Я тогда спросил у него: «Отец! А чего больше всего ты боялся на войне?». Он тогда поразил меня ответом: «Попасть в плен или в штрафбат». Ни смерти он боялся, а быть опозоренным. Сейчас, когда сам принимал участие в военных действиях на Северном Кавказе, я понял слова своего отца, как и то, что он не любил фильмы о войне, считая, что они не показывают реального того, что было на самом деле.
Продолжая экскурс в историю Великой Отечественной войны, отмечу, что семьям погибшим в штрафбате пенсию платили из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон. Отличие штрафбата и штрафроты заключалось том, что в первый попадали офицеры, в роту – солдаты и бывшие заключённые, которые через месяц – три, тоже переводились в обычные полевые части. Это правило не распространялось на политических, рецидивистов, осужденных за разбой и бандитизм. То есть, комдив Котов, герой фильма «Утомлённые солнцем-II», которого играл кинорежиссёр Никита Михалков, мог попасть в штрафную роту, только если полковник НКВД, которого играл актёр Олег Меньшиков, подменил ему статью в личном деле с политической на уголовную. Главный герой «Штрафбата» - командир в исполнении актёра Алексея Серебрякова, герой нереальный, потому что командирами штрафрот и штрафбатов назначали только лучших кадровых офицеров. Направлялись туда сразу с повышением в звании.
Дальнейший срок выслуги в званиях сокращался вдвое, зарплата повышалась вдвое, а начисление пенсии – в шесть раз. Семья командира штрафбата могла себе позволить покупать на рынке и в коммерческих магазинах масло, сахар, консервы, так как и во время войны деньги никто не отменял. Карточки давали право покупать продукты по госценам, а кто имел возможность – покупал продукты втрое дороже на рынке. За подбитый танк платили 500 рублей, за сбитый самолёт – 3000.
Но это историческая справка, а вот возвращаясь к теме нашего повествования – патриотического кино, хочется привести слова автора документального кинофильма «Брест. Крепостные герои» Алексея Пивоварова, который отметил, что было и ещё нечто донельзя затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное, что без всяких лозунгов заставляло человека встать и пойти на верную смерть. «Что-то ещё, глубоко личное» - признание автора в принципиальной неспособности понять мотивацию советских солдат – является в то же время и наиболее честным способом рассказать о подвиге народа.
Особо хочется сказать про фильмы о чеченской войне - кинорежиссер Владимир Бортко по сценарию Бориса Подопригоры снял картину с названием «Честь имею» - о судьбе десантников в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике – о героической гибели личного состава 6 роты псковской дивизии ВДВ в феврале 2000 года в бою около селения Улус-Керт, когда она встала на пути крупного бандформирования численностью 1,5 тысячи боевиков под командованием Хаттаба, которое пыталось вырваться из окружения. Шестая рота стояла до конца, сутки сражалась в одиночестве и вся погибла, но бандиты понеся страшные потери с трудом смогли уйти от преследования федеральных сил в горы, тогда было уничтожено 550 бандитов.
Обо всем, что там было, в подробностях известно мне, я в начале 2000 года был в служебной командировке в Чеченской республике в качестве сотрудника пресс-службы МВД России в Объединенной группировке войск и сил в Северокавказском регионе (ОГВС). А вот во время второй командировки зимой-весной 2002 года при замене руководителя пресс-службы ОГВС появился полковник Борис Подопригора, который, будучи начальником пресс-центра, скрупулезно собирал все свидетельства из разных источников о подвиге шестой роты и написал жизненный и очень правдивый сценарий о подвиге и гибели десантников зимой 2000 года.
Сам автор - полковник запаса Подопригора, участник семи военных конфликтов, кавалер двух боевых орденов, талантливый журналист, литератор, сценарист, публицист, как поэт, наибольшее количество раз находившийся в горячих точках, вошел в Книгу рекордов Санкт-Петербурга в 2003 и 2005 годах, член творческого коллектива, удостоенного высших кинематографической и телевизионной премий РФ в 2004 году – ТЭФИ и «Золотой орел» – как соавтор сценария телесериала «Честь имею», политолог, член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Государственной думы РФ.
Вот о фильме «Честь имею» могу сказать, это фильм о войне и хотя, как и любое художественное полотно имеет право на вымысел, очень правдиво повествует о подвиге и жизни ребят в боевых условиях, так как военная обстановка выписана настолько реально, что кажется, что сам побывал на войне.
Тема героизма 6 роты неоднократно воспроизводилась на киноэкране, так режиссер Виталий Лукин снял художественный фильм «Проры́в» в 2006 году. Он тоже основан на реальных событиях в начале второй чеченской кампании. Повествует о подвиге бойцов 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ.
А вот режиссер Андрей Малюков, создатель российского многосерийного фильма 2006 года «Грозовы́е воро́та» снял его по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо» (после премьеры фильма несколько раз переиздавался под названием «Грозовые ворота»). По признанию автора, все совпадения сюжета с ходом реального боя на высоте 776 в 2000 году — случайны, так как бой произошёл уже после того, как большая часть романа была написана. Бой у высоты́ 776 — эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля — 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт —Сельментаузен, на высоте 776.
К подвигу 6 роты Псковской дивизии ВДВ кинематографисты еще не раз будут обращаться – мы должны больше говорить о наших ребятах героях-десантниках, милиционерах, и солдатах, которые совершили свой подвиг для защиты Отечества. К сожалению, в современных патриотических фильмах, мы, по-прежнему имеем дело с перелицовкой старого советского материала с добавлением голливудского. Однако в основе и советского и голливудского заложены универсальные ценности: интернационализм, свобода личности. Поэтому могу сказать, что сегодня режиссёры не снимают «простых историй о войне», таких как фильм 1967 года «Женя, Женечка и «катюша»» режиссёра Владимира Мотыля, где свою лучшую роль сыграл Олег Даль и, конечно, фильм 1973 года «В бой идут одни старики» режиссёра Леонида Быкова.
Эти фильмы на все времена навсегда останутся в сокровищнице отечественного кино. Их простой сюжет на тему осмысления человеком своего места в этом мире и есть тот универсализм, за который мы и любим советский патриотический фильм.
Сегодня молодёжь видит своего героя в современной России намного конкретнее и более прагматичнее. Методы достижения авторитета у окружающих тоже со временем изменилась. Современная молодёжь ради обогащения уже не хочет идти в наёмные убийцы, чёрные рейдеры, на панель, а фильмы «Бригада», «Жмурки», «Банды» перестали быть руководством к действию.
Новые российские патриоты с хорошим образованием желают работать в «Газпроме», ЛУКОЙЛе, Счётной палате и судейском сообществе, приобщаться к партийным фондам. Некоторым молодым людям нравится там, где можно «пилить» бюджеты и черпать из коррупционных ручьёв, делать карьеру депутата или биржевого спекулянта.
Такие ценности и интересы выдвигают нынешнее молодое поколение на ключевые позиции в стране. Игнорировать кинематографу подобного рода устремления – значит удаляться от истины жизни. Люди устали от славословия и официальной фальши, а героический идеал без связи с правдивыми, реальными ценностями и интересами – это мертворожденный супергерой.
И всё-таки я верю, что наше российское кино ещё порадует зрителя хорошими патриотическими фильмами. Осталось только подождать.