jaguar

Патриотизм в кино и в жизни

 Патриотизм в кино и в жизни

фото: архив picsmap.ru  

Николай Варавин  

историк, полковник милиции в отставке,

ветеран МВД РФ и боевых действий 

Волгоград / AbsolutTV.ru / Великая Отечественная война – героическая страница нашей истории. Однако в советское время у нас не было полной картины того, что происходило в те дни. Нет её и сейчас. При этом в потоке желания якобы раскрыть правду о войне, некоторые российские и зарубежные деятели от исторической науки так перегибают палку, что становятся хуже любых антироссийских пропагандистов. Особенно в этом плане преуспели некоторые украинские историки, которые в своих «исторических трудах» прославляют 14-ю гренадерскую дивизию ваффен-СС (1-я украинская), также известная в литературе и современных СМИ под сокращённым названием «дивизия СС «Галичина» - сформированная в 1943 году из украинских (называвшихся в СС галицийскими) коллаборационистов-националистов и фольксдойче – украинских немцев и специальное подразделение (батальон) «На́хтигаль» - дружина Украинских Националистов  или  «Украинский Легион им. Степана Бандеры» — вооружённый отряд, состоявший преимущественно из членов и сторонников ОУН, сформированный и обученный Абвером для действий в составе диверсионного подразделения «Бранденбург 800» в операции «Барбаросса» на территории Украинской ССР.  «На́хтигаль»  - (в переводе с украинского - соловей) - отряд, действовавший совместно с немецкими нацистами во время Второй мировой войны.  Правда всегда многогранна и требует объективного исторического подхода для изучения.

Меня, как историка по образованию, очень огорчает и пугает то, что предателя Власова сейчас знают все, а героя Советского Союза – генерала Дмитрия Карбышева, именем которого названа одна из улиц города Волжского Волгоградской области - нет. В 1946 году посмертно генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза за организацию сопротивления советских военнопленных в немецких концлагерях, за что в ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия),  после зверских пыток облит водой на морозе и замерз. В историю Великой Отечественной войны он вошёл как символ несгибаемой воли и стойкости. Это проблема современного школьного и вузовского образования.

Каждый год страна отмечает скорбную дату –22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны. Ценой почти 30 миллионов жизней мы спасли от фашизма, от полного уничтожения не только свою Родину, но и всю Европу. К сожалению, подвиг русского солдата на Западе почти забыт. Более того, в Европе и на территории бывшего Советского Союза находятся те, которые считают, что воевали мы зря. И эту мысль они пытаются навязать молодому поколению и стереть из памяти поколений величие подвига Советской Армии. Старшее поколение ещё помнит о войне: на примере своих дедов и прадедов, истории своих семей. Но время неумолимо идёт, живых участников той войны становится всё меньше, а военное кино играет всё большую роль в воспитании детей и юношества.

В 2001 году начались съёмки фильма «Звезда» по одноимённой повести Эммануила Казакевича (перу этого писателя принадлежат ещё две экранизированные повести – чёрно-белый фильм «Весна на Одере» и «Путь на Берлин» (снят в 2015 году)) – первого, как принято считать, произведения в жанре новой российской патриотики. Режиссёр-постановщик фильма Николай Лебедев с работой справился блестяще. В мае 2002 года автор этой статьи был на премьерном показе этого фильма в кинотеатре «Победа» в городе Волгограде. Среди приглашённых зрителей было много ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда, обмениваясь впечатлениями после окончания премьеры, я спросил у режиссёра Николая Лебедева, использовал ли он при работе чёрно-белый фильм 1949 года выпуска «Звезда» режиссёра Александра Иванова, где блистательно играли мастера советского кино Олег Жаков, Николай Крючков, Василий Меркурьев. Этот фильм - шедевр советского послевоенного кино.  

По одной повести были сняты два фильма, разные и по времени съёмок, и по технике съёмок. Их разделяет целая эпоха – больше пятидесяти лет.  Режиссёр Николай Лебедев ответил, что смотрел фильм «Звезда» 1949 года, и просмотр этого фильма повлиял на его решение создать свой фильм по этому произведению. Причём это совершенно новое кинопроизведение с голливудскими приёмами и более жёсткой правдой о войне.

Будучи благодарным зрителем, я – сотрудник милиции, только что вернувшийся из зоны проведения контртеррористических операций из своей  второй по счёту длительной командировки из Чеченской Республики в 2002 году, как бы вновь, благодаря фильму, оказался участником боевых действий. Больше всего мне понравилась реалистичность показываемой в фильме деятельности фронтовых разведгрупп во время Великой Отечественной войны. Но следующего знакового фильма о войне в отечественном кинопрокате так и не было сделано.  

Фильм «Звезда» 2002 года стоит в одном ряду с фильмами о Великой Отечественной войне 1980-х годов и выгодно отличается от условного патриотического фильма образца 2000-х годов. Здесь показательна история с провалом в прокате фильма «Край» Алексея Учителя, несмотря на массированную рекламу этого произведения на Первом канале телевидения. По данным «TNS-Россия», если в 2004 году средняя доля зрителей у Первого была 27%, то в 2010-м – 18,7%. Молодая аудитория просто перестала смотреть телевизор.  

Наша кинопатриотика – это нынешнее сознание российской властной элиты. В этих фильмах произносятся вроде бы правильные слова, имитируется близость к народу – но делается это крайне неправдоподобно, потому что сами режиссёры и актёры не верят в то, что делают. Конкретный пример – фильмы: «1612» Владимира Хотиненко, «Двенадцать» Никиты Михалкова, «Ярослав. 1000 лет назад» Дмитрия Коробкина. Такое кино буквально повторяет тезисы власти и поэтому их явно заказной характер видно любому неискушённому зрителю. Собственно, внятная идея в этих фильмах одна: объединить царское и советское, белых и красных, церковь и Сталина. Наибольшие усилия к этому приложил Никита Михалков в «Утомлённых солнцем-2» - тем грандиознее был провал. Эстетическая мешанина, которая получилась в результате, - невольное признание режиссёра в невозможности соединить несоединимое.

Более удачной попыткой был фильм Дмитрия Месхиева «Свои», где было сказано, что гражданская война между красными и белыми закончилась только в 1942 году, когда бывшие антагонисты простили друг друга перед лицом общей опасности. В «Адмирале» те и другие представлены как жертвы – вспомним хотя бы сцену с каппелевской атакой; а в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка белая имперская идея органично перетекает в красную. Не надо думать, что раз «белые», то пушистые и благородные. Гражданская война – страшная вещь. Люди на ней сатанели и убежденные белогвардейцы отказывались от орденов, считая, что гражданская война в принципе нечестное дело. Русский патриот воюет с русскими – это уже что-то не то.

Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев», с легендарным эпизодом – психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых. Честно скажу, как зритель, я даже не думал, что будем спорить с «Чапаевым» или «Мы из Кронштадта». Просто тот бой – психическая атака армии Каппеля – меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах. Попытки одинаково угодить тем и другим часто оборачивается ещё большей бессмыслицей.

Но даже среди этих киноработ особо выделяется сериал «Штрафбат». Проводя профессиональное историческое исследование этого «киношедевра», министр культуры России, а в 2011 году -   депутат Государственной Думы,  профессор Московского Института международных отношений (МГИМО, где обучаются будущие дипломаты), доктор политических наук Владимир Мединский в своём интервью «Экспресс-Газете» в №9 за 2011 год, отметил, что больше всего люди удивляются, когда узнают, что штрафбаты придумал не Сталин, а Гитлер.  

Исправительные части появились  ещё в вооружённых силах гитлеровской Германии в  1936 году. В. Мединский пишет: «Про штрафбаты снято зрелищное, но насквозь лживое кино «Штрафбат». Вызвать ненависть к «совку» и коммунистам – эту задачу «Штрафбат» решает на все 100 процентов. Только правды в нём нет вообще.

Штрафные батальоны и роты появились у нас в сентябре 1942 года. За всю войну на всех фронтах было всего 65 штрафных батальонов и 1037 штрафрот. Но не одновременно и по одному-два на фронт.».    Знаменитая песня Владимира Высоцкого «В прорыв идут штрафные батальоны», при всём к уважении к автору, никакого отношения к реальности не имеет.  

Срок службы в штрафбате определялся от одного до трёх месяцев, в зависимости от приговора военного трибунала. 10 лет лишения свободы – три месяца штрафбата, от 5 до 8 – два месяца, менее 5 – месяц. Через три месяца максимум человек возвращался в часть. Все возвращённые из штрафбата немедленно восстанавливались в званиях и правах. Любое ранение – всё «смыл кровью». После медсанбата штрафник возвращался в свою часть. То же «прощение» следовало за «боевое отличие», а за выдающееся боевое отличие – ещё и государственная награда, обычно орден Славы. Многие штрафники ему не радовались, потому что по статусу это был солдатский орден. Кадровые офицеры им не награждались и многие штрафники-офицеры старались от него отказаться, чтобы по возвращении в свою часть не афишировать штрафбатовское прошлое. Вспоминаю давний разговор в 2002 году с моим покойным, к сожалению, сейчас отцом – фронтовиком Варавиным Алексеем Борисовичем.

Войну он прошёл с первых дней до последних:  от командира взвода до командира стрелкового батальона. Настоящий командир-«окопник», награждён двумя боевыми орденами: Красного Знамени и Александра Невского. Я тогда спросил у него: «Отец! А чего больше всего ты боялся на войне?». Он тогда поразил меня ответом: «Попасть в плен или в штрафбат». Ни смерти он боялся, а быть опозоренным. Сейчас, когда сам принимал участие в военных действиях на Северном Кавказе, я понял слова своего отца, как и то, что он не любил фильмы о войне, считая, что они не показывают реального того, что было на самом деле.

Продолжая экскурс в историю Великой Отечественной войны, отмечу, что семьям погибшим в штрафбате пенсию платили из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.  Отличие штрафбата и штрафроты заключалось том, что в первый попадали офицеры, в роту – солдаты и бывшие заключённые, которые через месяц – три, тоже переводились в обычные полевые части. Это правило не распространялось на политических, рецидивистов, осужденных за разбой и бандитизм. То есть, комдив Котов, герой фильма «Утомлённые солнцем-II», которого играл кинорежиссёр Никита Михалков, мог попасть в штрафную роту, только если полковник НКВД, которого играл актёр Олег Меньшиков, подменил ему статью в личном деле с политической на уголовную. Главный герой «Штрафбата» - командир в исполнении актёра Алексея Серебрякова, герой нереальный, потому что командирами штрафрот и штрафбатов назначали только лучших кадровых офицеров. Направлялись туда сразу с повышением в звании.

Дальнейший срок выслуги в званиях сокращался вдвое, зарплата повышалась вдвое, а начисление пенсии – в шесть раз. Семья командира штрафбата могла себе позволить покупать на рынке и в коммерческих магазинах масло, сахар, консервы, так как и во время войны деньги никто не отменял. Карточки давали право покупать продукты по госценам, а кто имел возможность – покупал продукты втрое дороже на рынке. За подбитый танк платили 500 рублей, за сбитый самолёт – 3000.

Но это историческая справка, а вот возвращаясь к теме нашего повествования – патриотического кино, хочется привести слова автора документального кинофильма «Брест. Крепостные герои» Алексея Пивоварова, который отметил, что было и ещё нечто донельзя затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное, что без всяких лозунгов заставляло человека встать и пойти на верную смерть. «Что-то ещё, глубоко личное» - признание автора в принципиальной неспособности понять мотивацию советских солдат – является в то же время и наиболее честным способом рассказать о подвиге народа.

Особо хочется сказать про фильмы о чеченской войне - кинорежиссер Владимир Бортко по сценарию Бориса Подопригоры снял картину с названием «Честь имею» - о судьбе десантников в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике – о героической гибели личного состава 6 роты псковской дивизии ВДВ в феврале 2000 года в бою около селения Улус-Керт, когда она встала на пути  крупного бандформирования численностью 1,5 тысячи боевиков под командованием Хаттаба, которое пыталось вырваться из окружения. Шестая  рота стояла до конца, сутки сражалась в одиночестве и вся погибла, но бандиты понеся страшные потери с трудом смогли уйти от преследования федеральных сил в горы, тогда было уничтожено 550 бандитов.

Обо всем,  что там было, в подробностях известно мне, я в начале  2000 года был в служебной командировке  в Чеченской республике в качестве сотрудника пресс-службы МВД России в  Объединенной группировке войск и сил в Северокавказском регионе (ОГВС). А вот  во время второй командировки зимой-весной 2002 года при замене руководителя пресс-службы  ОГВС появился полковник Борис Подопригора, который, будучи начальником пресс-центра, скрупулезно собирал все свидетельства из разных источников о подвиге шестой роты и написал жизненный и очень правдивый сценарий о подвиге и гибели десантников зимой 2000 года.

Сам автор - полковник запаса Подопригора, участник семи военных конфликтов, кавалер двух боевых орденов, талантливый журналист, литератор, сценарист, публицист, как поэт, наибольшее количество раз находившийся в горячих точках, вошел в Книгу рекордов Санкт-Петербурга в 2003 и 2005 годах, член творческого коллектива, удостоенного высших кинематографической и телевизионной премий РФ в 2004 году – ТЭФИ и «Золотой орел» – как соавтор сценария телесериала «Честь имею», политолог, член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Государственной думы РФ.

Вот о фильме «Честь имею» могу сказать, это фильм о войне и хотя, как и любое художественное полотно имеет право на вымысел, очень правдиво повествует о подвиге и жизни ребят в боевых условиях, так как военная обстановка выписана настолько реально, что кажется, что сам побывал на войне.

Тема героизма 6 роты неоднократно воспроизводилась на киноэкране, так режиссер Виталий Лукин снял художественный фильм «Проры́в» в  2006 году. Он тоже основан на реальных событиях в начале второй чеченской кампании. Повествует о подвиге бойцов 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ.

А вот режиссер Андрей Малюков, создатель российского многосерийного фильма 2006 года «Грозовы́е воро́та»  снял его по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо» (после премьеры фильма несколько раз переиздавался под названием «Грозовые ворота»). По признанию автора, все совпадения сюжета с ходом реального боя на высоте 776 в 2000 году — случайны, так как бой произошёл уже после того, как большая часть романа была написана. Бой у высоты́ 776 — эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля — 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт —Сельментаузен, на высоте 776.

К подвигу 6 роты Псковской дивизии ВДВ кинематографисты еще не раз будут обращаться – мы должны больше говорить о наших ребятах героях-десантниках, милиционерах, и солдатах,  которые совершили свой подвиг для защиты Отечества. К сожалению, в современных патриотических фильмах, мы, по-прежнему имеем дело с перелицовкой старого советского материала с добавлением голливудского. Однако в основе и советского и голливудского заложены универсальные ценности: интернационализм, свобода личности. Поэтому могу сказать, что сегодня режиссёры не снимают «простых историй о войне», таких как фильм 1967 года «Женя, Женечка и «катюша»» режиссёра Владимира Мотыля, где свою лучшую роль сыграл Олег Даль и, конечно, фильм 1973 года «В бой идут одни старики» режиссёра Леонида Быкова.

Эти фильмы на все времена навсегда останутся в сокровищнице отечественного кино. Их простой сюжет на тему осмысления человеком своего места в этом мире и есть тот универсализм, за который мы и любим советский патриотический фильм.

Сегодня молодёжь видит своего героя в современной России намного конкретнее и более прагматичнее. Методы достижения авторитета у окружающих тоже со временем изменилась. Современная молодёжь ради обогащения уже не хочет идти в наёмные убийцы, чёрные рейдеры, на панель, а  фильмы «Бригада», «Жмурки», «Банды» перестали быть руководством к действию.

Новые российские патриоты с хорошим образованием желают работать в «Газпроме», ЛУКОЙЛе, Счётной палате и судейском сообществе, приобщаться к партийным фондам. Некоторым молодым людям нравится там, где можно «пилить» бюджеты и черпать из коррупционных ручьёв, делать карьеру депутата или биржевого спекулянта.

Такие ценности и интересы выдвигают нынешнее молодое поколение на ключевые позиции в стране. Игнорировать кинематографу подобного рода устремления – значит удаляться от истины жизни. Люди устали от славословия и официальной фальши, а героический идеал без связи с правдивыми, реальными ценностями и интересами – это мертворожденный супергерой.  

И всё-таки я верю, что наше российское кино ещё порадует зрителя хорошими патриотическими фильмами. Осталось только подождать.

Фотогалерея
Патриотизм в кино и в жизни
BMW
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ ABSOLUT TV

Вы можете перечислить любую сумму

Новости партнеров

комментарии

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Свежие новости

18:27
Сборная России выиграла у команды Чехии в матче Кубка Первого канала по хоккею
15:22
Биатлонистки России завоевали серебро в эстафете на этапе Кубка мира в Австрии
10:08
Каток у моря снова откроет "Севкабель Порт" в Петербурге
19:58
Естественная убыль россиян установила рекорд за 11 последних лет. В чем причины?
11:11
Россия уступила Швеции в матче на Кубке Первого канала по хоккею
10:35
Пожар на крейсере "Адмирал Кузнецов" ликвидирован
22:00
Альтернативные Игры предлагают в России после запрета WADA участвовать в Олимпиадах
19:37
Индексы Московской биржи и РТС за день выросли значительно
17:15
Коммунист Сергей Левченко покидает пост главы Иркутской области
09:46
Жириновский предложил сократить новогодние праздники до 2 января и перенести выборы
16:03
Комитет по труду и занятости населения Петербурга и учреждения подвели итоги года
15:50
Петербургская команда «Zastava-Samurai» по регби-7 в Дубай-Севенс вышла в 1/4 финала
15:07
ФСБ: Террорист из "Правого сектора" задержан в Мурманске. ВИДЕО
12:13
Лавров высказался о переговорах в "нормандском формате" в Париже
10:24
"Зенит" проиграл "Бенфике" в Лиге Чемпионов
17:59
Туроператоры срочно исключаются из реестра Ростуризмом
14:01
Умер Юрий Лужков, бывший мэр Москвы
13:38
Росконгресс: Инвестиции - в регионы. Лучшие региональные практики определили эксперты
12:27
Маршрутка с пассажирами загорелась в Волгограде сегодня утром
14:22
WADA отстранил Россию от соревнований на 4 года
Больше новостей
Новая охта