Вспоминая об отце-фронтовике ВОВ
Алексей Борисович Варавин
Николай Варавин
полковник милиции в отставке,
ветеран боевых действий на Северном Кавказе
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Недавно, перебирая свои творческие архивы, я вновь перечёл статью о своём отце – Алексее Борисовиче Варавине. Эта статья называлась «Капитан Варавин» и была опубликована 9 мая 1991 г. в № 86(7730) городской газеты «Волжская правда». Автор этой статьи – ветеран войны Сергей Андреевич Галичкин.
Отцу было приятно, что такая статья появилась о нем, а автора материала многие его земляки-ветераны войны благодарили за то, что он с энтузиазмом собирает материалы и пишет статьи о них, ветеранах, уроженцах Ленинского района, Волгоградской области. В 1978 году С.А. Галичкин был награждён памятной наградой за участие в популяризации знаний об истории родного края и его замечательных боевых и трудовых традиций.
Прочитав ещё раз эту статью, я осознал, насколько бесценен этот исторический материал: воспоминание моего отца – очевидца и непосредственного участник тех событий, офицера-окопника, который очень редко при мне вспоминал и рассказывал о событиях Великой Отечественной войны. Для нас, его сыновей Сергея и Николая, это было непонятно. Только сейчас, когда я сам прошёл дорогами военного журналиста, мне стало понятно, что отец осознавал: рассказывать о войне людям, которые об этом ничего не знают, очень тяжело, а те, кто сам воевал, поймут тебя с полуслова.
Итак, вот текст этой статьи:
«Капитан Варавин
После окончания средней школы Алексею не пришлось долго раздумывать, куда идти учиться. Еще в четвертом классе они с одноклассником Сергеем Чурзиным решили твердо поступить в военное училище. Вступительные экзамены сдали легко. Гораздо тяжелее пришлось потом. На Западе полыхало пламя второй мировой войны, и преподаватели проводили полевые занятия приближенно к условиям боевой обстановки. Государственные экзамены сдавали, прослушав сводки Совинформбюро о положении на фронтах Великой Отечественной войны.
Командир отдельного лыжного батальона встретил молодого лейтенанта Варавина по-отечески и в задушевной беседе как бы невзначай спросил:
- Что для вас трудным было трудным?
Лейтенант,не задумываясь, ответил:
- Марш-бросок со встречным боем.
- Правильно, лейтенант. Я бы добавил еще два слова: «В зимних условиях».
Фронт стабилизировался. Наши войска после январско-февральского наступления не смогли с силами, а немцы – оправиться от их внезапного удара. Но бои шли, как показывали их в сводках Совинформбюро: «бои местного значения». Шесть раз лейтенант Варавин подымал свою роту в наступление, и каждый раз, понеся большие потери, как и другие подразделения батальона, она отходила назад. И не случайно. «Нейтралку» бойцы нарекли «долиной смерти».
В один из мартовских дней 1942 года, после кратковременной артподготовки, когда он поднял роту в седьмую атаку, осколок мины не прошел мимо. С тяжелым ранением командира роты вынесли с поля боя и отправили в медсанчасть.
Почти полгода отлежал офицер в госпитале. А затем снова на фронт – под Витебск. Рота уже старшего лейтенанта Варавина по приказу командования заняла боевые позиции в заброшенных фашистами тpaншеях. Тихо. Август. Но Варавйн не верил фронтовой тишине, усилил наблюдение и не ошибся. Вскоре доложили: «Слышна работа моторов». Рота изготовилась к, бою. Вскоре из леса вышли несколько танков, а за ними сплошным потоком двигалась пехота. Подпустив противника на близкое расстояние, ударили пушки артбатареи поддержки. Заработали станковые и ручные пулеметы.
Несмотря на большие потери, лавина фашистов уверенно шла на
позиции роты. И когда до наших окопов оставалось расстояние в один бросок, с дальних позиций ударила артиллерия. Впереди роты фонтанами взлетела земля, все смешалось с пылью и дымом. Противник не выдержал, отступил, оставив на поле боя подбитые танки и убитых.
Ночью — снова атака и еще более яростная. Но боевое охранение своевременно обнаружило противника: внезапности не получилось.
Не оставил фашистам надежды вырваться из окружения и следующий день. В бой они бросили, все силы. Напор их был особенно плотным. На позиции роты обрушился шквал снарядов и мин. За танками шла плотными рядами пехота. Старший лейтенант Варавин то в одном, то в другом взводах, где по каким-то причинам ослабевал огонь, подбадривал бойцов. И хотя рота понесла немалые потери, сопротивление ее противнику не ослабевало. Еще несколько минут, и немцы бы ворвались в траншеи, но именно в этот момент «заиграли «катюши»...
Фашистские группировки не прорвались. Оставшиеся в живых — сдались. Трофейные команды несколько дней подряд собирали по лесу технику, оружие, машины с продовольствием.
Старшего лейтенанта командование дивизии представило за мужество и отвагу к ордену Красного Знамени.
Так шел по фронтовым дорогам офицер Варавин: через грохот снарядов, свист пуль и разрывы авиабомб. Мужал, набирался боевого опыта. И это не осталось незамеченным — вскоре ему присвоили звание капитана и назначили заместителем командира батальона.
В феврале 1945-го стрелковая дивизия вплотную подошла к Кенигсбергу, взять его с ходу было невозможно. На подходах к нему – сотни бронированных фортов, почти перед каждым глубокие рвы,заполненные водой. Все подходы к укреплениям пристреляны из всех видов оружия. Требовалась длительная подготовка к штурму. И надо же случиться перед самым штурмом командир батальона майор Кукушкин получил тяжелое ранение.
Капитану Варавину было приказано принять командование батальоном и взять штурмом военные казармы. Перед штурмом город два часа бомбили. Потом изрядно поработала дальнобойная артиллерия, и лишь после этого пошла в наступление пехота. По сигналу бойцы по отделениям выскочили из окопов и под прикрытием танков и артиллерии несли к рвам длинные щиты, ставили их не попа и веревками опускали. Щиты вторыми концами точно ложились на противоположный берег рва.
Одним из первых преодолел ров капитан Варавин, увлекая за собой бойцов. Закипел рукопашный бой. Бойцы по заранее отработанной тактике, прикрывая дpyг друга, выбивали фашистов из помещений казарм, неся незначительные потери.
B назначенной время Варавин доложил командиру дивизии:
- Приказ выполнен. Казармы взяты.
Генерал, узнав о потерях батальона, не стал откладывать свое решение и сообщил о нем боевому офицеру:
- Представляю вас, капитан, к награде орденом Александре Невского.
Варавин сначала растерялся, а потом, собравшись, произнес в трубку:
- Разрешите, товарищ генерал, не по уставу?
- Разрешаю.
- Спасибо, товарищ генерал!
- Это вам скажут матери и жены бойцов, которых вы уберегли во время штурма. Ты это заслужил. Так держать!
Так и держал капитан Варавин до конца войны. После победы через два года вернулся в родные края. Узнал от родных, что Сepгей Чурзин погиб, как и многие его товарищи по школе и военному училищу.
Сменив военную форму на гражданскую одежду, Алексей подал заявление в Волгоградский мединститут. Прошли десятилетия, хирург Алексей Борисович Варавин работает в нашем городе. И когда очередной пациент говорит ему «спасибо», он вспоминает того боевого генерала. Но теперь уже ему говорят эти слова сыновья и внуки тех, с кем шел он в атаку.
С. ГАЛИЧКИН. ветеран войны».
Послесловие. Автор статьи «Капитан Варавин» Сергей Андреевич Галичкин в 1941 году окончил Ленинскую среднюю школу города Ленинска, Сталинградской области и сразу был призван в ряды Красной Армии. После окончания полковой школы сержантов-радистов служил в танковых войсках в экипаже тяжёлого танка КВ. За время войны дважды был ранен, один раз горел в танке. Член КПСС с 1944 года. Войну закончил в звании старшины, награждён орденом Красной Звезды № 1417745 и медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». После победы в 1951 году закончил Саратовский юридический институт имени Д. И. Курского, но вследствие перенесённых ранений юридическую работу по рекомендации врачей вынужден был оставить и долгое время работал в СПТУ в г. Ленинска Волгоградской области в качестве преподавателя, а затем заместителя директора по воспитательной работе. Параллельно с работой в училище механизации сельского хозяйства (так называлось раньше СПТУ), в 1961 году заочно окончил Волгоградский сельхозинститут по специальности «Агрономия». После этого был приглашен на работу инструктором Ленинского райкома КПСС, где проработал до выхода на пенсию. В течение всей своей жизни активно занимался журналистикой, был внештатным корреспондентом Ленинской районной газеты «Знамя». С.А. Галичкин ушёл из жизни 2 апреля 1997 года, ему было 75 лет. До последних дней С.А. Галичкин гордился тем, что он являлся почётным ветераном 4-й ударной армии.
Что касается главного героя статьи «Капитан Варавин», то Алексей Борисович Варавин Ленинскую среднюю школу окончил в 1939 году и сразу был призван в ряды Красной Армии. Так как он имел законченное среднее образование, он был направлен в Великоустюгское пехотное училище Вологодской области, которое закончил в июле 1941 года и был направлен командиром взвода на фронт под город Клин. Находясь на фронте с июля 1941 года по май 1945 года на должностях командира взвода, командира роты, заместителя командира батальона, он был офицером-окопником. Этот термин хорошо знаком всем воевавшим в Великую Отечественную войну. В ряды КПСС вступил на фронте в 1943 году.
Я горжусь тем, что среди награждённых орденом Александра Невского был и заместитель командира батальона 234-го стрелкового полка 179-й стрелковой дивизии капитан Варавин Алексей Борисович – мой отец. Об этом 18 июля 1945 года по 43-й армии был издан приказ № 0206. Награда вручена за № 40049.
К моменту награждения орденом Александра Невского отец уже имел правительственные награды: 12 августа 1944 года был награждён орденом Боевого Красного Знамени № 119463, были медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Отец, получив орден Александра Невского, гордился им всю жизнь.
В послевоенный период с 1948 по 1954 год мой отец - Варавин Алексей Борисович – обучался в Сталинградском медицинском институте, после окончания которого долгое время работал врачом-хирургом в Ленинской районной больнице, а перед выходом на пенсию – в Волжской городской больнице № 2 имени С.З. Фишера. Из жизни он ушёл 21 октября 2002 года на 83-м году жизни.
В настоящее время мы, дети ветеранов Великой Отечественной войны тоже уже взрослые и давно перешли 50-ти и 60-летий рубеж своей жизни, и по праву являемся хранителями бесценных воспоминаний о своих родителях-фронтовиках. И я думаю, что это правильно, когда мы обращаемся вновь и вновь к этим воспоминаниям, которые достойно дополняют историю Великой Отечественной войны.
Обращение к истории моей семьи и рода произошло при очень интересных обстоятельствах. Бывая в служебных командировках ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе в качестве сотрудника органов внутренних дел – спецкорреспондента, а затем начальника Объединённого пресс-центра Оперативного Штаба в Чеченской республике, я часто по долгу службы попадал в кабинеты руководителей подразделений МВД России северокавказских республик. Они в ходе беседы со мной показывали свои генеалогические схемы – древо родственников. При этом, как правило, история тейпа (род по-чеченски) и тухума (род по-дагестански) выписаны настолько подробно, что историю рода можно посмотреть с 17 или 18 века. Я задался вопросом: а почему мы, современные русские, плохо знаем свою родословную, в лучшем случае, до деда включительно. После этого я обратился к истории своего рода и в результате длительной кропотливой работы с источниками многое узнал из своей родословной.
Совсем недавно удалось выяснить, например, что по указу Петра I в 1716 году для защиты Воронежа от набегов кочевников был образовано военное поселение Калач (в настоящее время – Калач – районный центр Калачеевского района Воронежской области). Сотня черкасских казаков (Черкасск – Украина) во главе с сотником Демьяном Варавиным была принята в Острогорский казачий полк Войска Донского и получила название Калачеевской сотни. Казаки этой сотни и были первыми жителями Калача, а герой-пограничник Григорий Яковлевич Варавин и мой дед Борис Денисович Варавин и его старший брат Андрей Денисович Варавин – потомки древнейшего казачьего рода Варавиных.
Мой дед – Варавин Борис Денисович, 1895(1896) года рождения, из казаков, уроженец Воронежской губернии, Богучарского уезда, Калачеевской волости (ныне г. Калач Калачеевского района Воронежской области). Получил общее среднее образование с практической направленностью (закончил реальное училище в г. Калач). По военной специальности он шофёр. Член ВКП(б) с 1915 года. Участник Первой мировой войны, водитель бронеавтомобиля. В годы Гражданской войны – командир автобронеотряда Красной Армии. При наступлении белогвардейских войск на Воронеж его автобронеотряд был разбит и он чудом остался жив. Точно известно, что в конце 1918 – начале 1919 года он был в составе экипажа бронепоезда, на котором передвигался нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета Республики, один из создателей Красной Армии Лев Давидович Троцкий. Во время выступления Л.Д. Троцкого на вокзале города Воронежа перед рабочими, мой дед Б.Д. Варавин познакомился с конторщицей железнодорожной станции – моей бабушкой Ястребовой Таисией Михайловной и 21 февраля 1919 года они в городе Воронеже зарегистрировали свой брак. По словам бабушки, после того, как разбили бронеотряд, которым командовал мой дед, его назначили комиссаром бронепоезда.
Дальнейшая судьба его неизвестна, но его женой и моей бабушкой делался запрос и с её слов по данным Архива Вооружённых Сил России – пропал без вести в годы Гражданской войны. Вот вкратце, что известно о моём деде – Борисе Денисовиче Варавине в нашей семье. Я неоднократно обращался и продолжаю обращаться в различные архивы и к дальним родственникам с целью найти хотя бы фотографию и другие сведения о его короткой и героической жизни.
О подвиге экипажа «Варяга», в общем-то, известно многое, хотя широкой публике - далеко не все. И хотя подвигу - более ста лет, новые факты открылись в последние годы.
С самого начала боя и до момента затопления крейсера «Варяг» машинист-механик корабля Андрей Денисович Варавин находился на боевом посту. Когда крейсер стал тонуть, он прыгнул в ледяную воду, и, ухватившись за бревно, держался за него до тех пор, пока его не подобрало итальянское судно.
Речь идёт о родном старшем брате моего деда Бориса Денисовича Варавина – Андрее Денисовиче. Он родился в 1881 году на четырнадцать лет раньше моего деда в городе Калаче Воронежской губернии. В октябре 1902 года был призван на военно-морскую службу, а в феврале 1903 года прибыл в сибирский флотский экипаж, где был зачислен в матросы второй статьи. 2 августа 1903 года он был зачислен в команду крейсера «Варяг» в 13-й флотский экипаж.
В то время на службу в военно-морской флот зачислялись рядовыми матросами только лица, имеющие неполное или полное среднее образование. Андрей Варавин перед службой на флоте закончил Калачеевское реальное училище и получил специальность механика. Для справки: в реальных училищах в царской России обучались 9 лет и, вместе с неполным средним образованием, обязательно давалась специальность. В этих учебных заведениях обучались дети из семей торговцев, рабочих, крестьян, т.е. лиц недворянского происхождения. Полное среднее образование получали только в гимназии дворяне или закончившие технические училища выпускники реальных училищ.
23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года -- медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу».
Говоря об именных заставах погранвойск, не могу с гордостью не упомянуть об одной из них. Речь идёт о пограничной заставе имени рядового пограничника Григория Яковлевича Варавина, 1910 г.р., уроженца г. Калач Воронежской области. В этом же городе родились и ранее упоминавшиеся мой дед – Варавин Борис Денисович и его родной брат – Андрей Денисович Варавин. Кстати, мои родственники из Калача Г.Я. Варавина назвали моим дальним родственником – ведь все мы, Варавины из Калача, потомки казачьего сотника Демьяна Варавина, основателя города Калач.
Автор статьи, когда проходил срочную службу в пограничных войсках в на 7 заставе 10 отдельного Хичурского погранотряда КГБ СССР в 1973-1975 гг. узнал, что на западной границе есть застава имени Григория Яковлевича Варавина. Он родился в 1910 году в селе Калач Воронежской области в крестьянской семье. Работал в колхозе комбайнёром. На воинскую службу в пограничные войска был призван в 1932 году и направлен на 17-ю заставу 20-го Славутского пограничного отряда Украинського пограничного округа (Старый Советско-польский кордон. Хмельницкая область). А вот как в сборнике «Всегда в строю» журналист Э. Брагин описывает подвиг пограничника Григория Яковлевича Варавина: «Начальник заставы обрадовался широкоплечему парню с добрыми глазами: несмотря на свои 22 года, он прошел уже хорошую трудовую школу. За сравнительно недолгое время пребывания на заставе Варавин задержал двух нарушителей, стал толковым агитатором в отделении.
27 апреля 1933 годя Григорию нездоровилось. Он лежал в опустевшей казарме, укрытый теплым одеялом, когда застава была поднята по тревоге.
— В урочище Черепки нарушитель! — услышал Варавин.
Григорий вскочил с койки, быстро оделся и стал в строй.
— Ты куда? У тебя же высокая температура! — попытался было удержать Варавина командир отделения. Но Григорий вместе с другими бойцами отправился преследовать нарушителей.
Поиск проходил по болоту и густому лесу. Григорий шел правофланговым. На бегу почувствовал, как закружилась голова, но превозмогая слабость, пробирался сквозь заросли и внезапно приметил следы нарушителей. «Они где-то здесь, недалеко», — решил Григорий, но обнаружил, что оторвался от основной группы пограничников. Ждать товарищей было некогда, и Варавин побежал по следу. Диверсанты открыли стрельбу, Варавин ответил, зная, что товарищи, услышав выстрелы, быстро придут на помощь. Укрываясь за деревьями, он стал преследовать нарушителей, пока острая боль не заставила припасть к дубу...
— Там они, скорей, — превозмогая боль, сказал Варавин и показал, где притаились диверсанты.
Схватка была короткой, нарушители сдались. Истекающего кровью Григория друзья бережно понесли на заставу. Но рана оказалась смертельной».
Заставе, на которой служил Григорий Варавин, присвоено
его имя. Это была первая именная застава в пограничных частях Советского Союза.
Сейчас это именная застава в пограничных частях
Украины.
А вот официальная информация из сборника «Пограничная служба России. Энциклопедии. Биографии» (Москва, 2008 г.), в котором написано, что советский воин-пограничник Григорий Яковлевич Варавин, именем которого впервые была названа пограничная застава, с 1932 года служил на 17-й заставе Славутского пограничного отряда Западного пограничного округа. 7 апреля 1933 года во время проведения поиска нарушителей границы обнаружил вооружённую группу. В одиночку герой вступил с противником в бой, в ходе перестрелки получил ранение, но продолжал вести огонь из винтовки. Прибывшим резервом заставы нарушители были задержаны. От полученной раны Г.Я. Варавин скончался на заставе.
Приказом ОГПУ СССР от 04.06.1933 г. имя Г.Я. Варавина присвоено пограничной заставе, на которой он служил. Постановлением Совета Министров УССР от 07.05.1968 г. в честь 50-летия пограничных войск и увековечения памяти героя-пограничника, сохранения преемственности пограничных традиций имя Г.Я. Варавина повторно присвоено одной из застав Львовского пограничного отряда Западного пограничного округа. В 1971 году именем Г.Я. Варавина названа улица в г. Славута Хмельницкой области Украины.
Я горжусь, что среди моих предков были люди, которые с честью выполнили свой воинский долг по защите нашего Отечества – России.