«Тихий Дон». Интересные факты экранизации романа Михаила Шолохова - 2
Как зритель, я понимаю, что «Тихий Дон» Сергея Герасимова – это мегамасштабная картина, отличные съёмки, но всё так… по-советски хорошо и правильно!!!
Роль Мишки Кошевого в исполнении Геннадия Карякина – это роль правильного комиссара – творца новой жизни, который всё знает и очень он положительный. Однако убийство им Петра Мелехова не вызывает тех переживаний за героя, которые смог передать Сергей Бондарчук в своей поздней 1993 года телеверсии «Тихого Дона».
А в сериале 2015 года Сергея Урсуляка Мишка Кошевой вообще полстаницы сжигает – этого я у Шолохова в романе как-то не нашёл.
Можно сделать вывод, что подход к экранизации двух Сергеев: классика Герасимова и успешного Урсуляка отражает время и обстановку в стране, когда они создавали свои киношедевры.
Экранизация «Тихого Дона» Сергея Герасимова стала эталонной и завоевала любовь зрителей повсюду, особенно на Дону, тем более, что сценарий режиссёра одобрил сам Михаил Шолохов.
«Каждое новое поколение должно было постичь роман во всей его глубине и объёмности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике», - справедливо писал Герасимов. Можете представить потрясение Герасимова, когда его ученик Сергей Фёдорович Бондарчук начал подготовку к своей экранизации «Тихого Дона».
Замысел экранизации "Тихого
Дона" возник у Сергея Бондарчука, по его
словам, после одной из встреч с Михаилом Шолоховым - писатель признался
режиссеру, что недоволен киноверсией "Тихого Дона", созданной Сергеем
Герасимовым, и мечтает о другой экранизации своего романа. Очень интересно об
этом вспоминает супруга С.Ф.Бондарчука – народная артистка Ирина Константиновна
Скопцева: «Начиналось это все так. Сергей Федорович пришел к Шолохову за
советом, когда собирался снимать "Войну и мир". Шолохов удивился:
"Да что ты! Четыре тома даже поднять трудно. Как же ты будешь это
снимать?!" И в этих разговорах Шолохов постоянно проговаривался, что хотел
бы видеть новую, более полную, экранную версию "Тихого Дона".
Оказывается, экранизацией Герасимова он был не очень доволен". Это была
середина 60-х годов, а спустя несколько лет, в 1975 году в журнале
"Советский экран" (№ 11), в статье Александра Липкова "Отменно длинный, длинный фильм", было
упомянуто, что в планах телевидения - съемки 13 серий "Тихого Дона"
(режиссер С.Бондарчук).
Особенно интересны подробности разговора двух великих режиссёров об этом в
воспоминаниях народного артиста СССР Евгения Самойлова: «Я присутствовал при разговоре Сергея
Федоровича с его учителем - Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук
тогда сказал, что хочет снимать "Тихий Дон". И знаете, как ответил
Герасимов?
- Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь.
При жизни Герасимова к "Тихому Дону" Сергей Бондарчук так и не
приступил".
С началом перестройки появилась надежда осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации «ТихогоДона», тем более, что в Госкино Сергея Бондарчука поддержали. Из интервью с Ириной Скопцевой: «В начале 1990-х гг. была предварительная договоренность с Гостелерадио. Сергей Федорович сел писать сценарий для сериала - сначала 19 серий, потом 15, затем сократили до 13. Писал он без денежного договора. Сергей Федорович был готов снимать. Но средств на это никто не выделял - пошла волна всеобщей "перестройки", и Сергей Федорович оказался в опале". На практике это означало только одно - отсутствие государственного финансирования для съемок "Тихого Дона". Но выход был найден - при содействии режиссера Али Хамраева, снимавшего "Тамерлана" в копродукции с Италией, сотрудничество Бондарчуку предложили итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи. В январе 1990 г. студия "Время", которой руководил Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой "International Cinema Company", от лица которой выступал Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа "Тихий Дон". Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе (на роль Григория Мелехова приглашен Руперт Эверетт, на роль Аксиньи - Дельфин Форест, на роль Пантелея - Ф. Мюррей Абрахам). Съемки происходили в России - с "Мосфильмом" был заключен контракт об оказании технических услуг. Съёмки фильма «Тихий Дон» начались в 1990 году и были завершены в довольно короткие для такого масштабного проекта сроки. Сам съёмочный процесс длился 11 месяцев, монтаж – 6 месяцев. В картине были задействованы как российские (советские), так и зарубежные актёры, и их гонорары очень разнились. Когда начались проблемы с финансированием проекта, актёрам пришлось около месяца работать бесплатно, что вызывало большое недовольство у иностранцев. Из-за перерасхода бюджетных средств итальянская студия «Чинченита», где проходил монтаж фильма, объявила себя банкротом, и все рабочие материалы картины были конфискованы банком-кредитором в 1992 году.
Началась долгая изнурительная тяжба между киноконцерном "Мосфильм", "Временем" и ассоциацией "Возрождение". "International Cinema Company" по контракту должна была заплатить "Времени" за организацию съемок несколько миллионов долларов, затем, с началом "шоковой терапии" "Возрождение" стало требовать оплатить стоимость своих услуг уже "по биржевым ценам".
В 1993 году, когда Бондарчук вновь обратился к Рисполи с просьбой о выделении средств на завершение монтажа и озвучивание, продюсер выразил большое недоумение, что все отпущенные по договору средства уже кончились. Выход фильма, обошедшегося, по самым приблизительным подсчетам, в 10 млн. долларов, был приурочен к Рождеству 1993 года. Однако продюсер увез отснятый материал в Лондон. Отчаянные попытки Бондарчука договориться с Рисполи не возымели успеха. Режиссер умер, так и не дождавшись выхода "Тихого Дона" на экраны.
Больше десяти лет семья Сергея Бондарчука предпринимала попытки вернуть в Россию фильм "Тихий Дон". После длительных переговоров в 2005 году Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, но без озвучки, и не без личного участия президента Российской Федерации В. В. Путина. Из отснятого Бондарчуком материала получилось три фильма – российский сериал, итальянский сериал и итальянский трёхчасовой фильм. Плёнку для российской картины монтировал сын Сергея Бондарчука – Фёдор Бондарчук, он же стал режиссёром телеверсии. Премьера российского фильма «Тихий Дон» состоялась на Первом канале 7 ноября 2006 года. Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала): «Мы сделали фильм плотнее. Темпы современного кино и 15-летней давности – разные. Это современная работа. Мы позиционируем "Тихий Дон" как самый главный наш проект сезона 2006/2007 года». Несмотря на все старания, которые приложил Первый канал к тому, чтобы вернуть последний фильм Сергея Бондарчука на родину, отзывы критиков о «Тихом Доне» были не слишком благоприятными. В основном критика картины сводилась к тому, что актёры-иностранцы так и не вписались в российские реалии. Тем не менее фильм «Тихий Дон» Сергея Бондарчука выполнил одну из своих основных задач – открыл классическое произведение Михаила Шолохова для молодого поколения, воспитанного в основном на американских боевиках.И здесь не может быть другого мнения – фильм 1992 года – это чистая экранизация романа «Тихий Дон», безо всяких творческих домысливаний автора фильма.
В момент, когда была премьера фильма, автор этой статьи был в очередной служебной командировке на Северном Кавказе. Смотрели с большим интересом всем личным составом военной базы «Ханкала» в Чеченской республике. Интересно, что вслед за Первым каналом телеканал «Россия – 1» показал фильм «Тихий Дон» режиссёра Сергея Герасимова. У телезрителей – участников боевых действий была возможность сравнить два киношедевра. По ходу просмотра мне часто приходилось переводить казачий своеобразный говор на современный язык, так как телепублика была молода и как «гутарят» казаки она просто не знала. Мне это было особенно приятно, так как я понимал, что к казачеству я имею прямое отношение по своему генеалогическому древу – родословной. Автору этой статьи совсем недавно удалось узнать свою родословную, и выяснилось, что по указу Петра I в 1716 году для защиты Воронежа от набегов кочевников был образовано военное поселение Калач (в настоящее время – Калач – районный центр Калачеевского района Воронежской области). Сотня черкасских казаков во главе с сотником Демьяном Варавиным была принята в Острогорский казачий полк Войска Донского и получила название Калачеевской сотни. Казаки этой сотни и были первыми жителями Калача. В этом же городе родился мой дед – Варавин Борис Денисович – командир одного из первых бронеотрядов Красной Армии и его родной брат – Андрей Денисович Варавин - матрос второй статьи команды крейсера «Варяг». участник легендарного неравного боя с японской эскадрой близ Инчхона (бывший Чемульпо) 27 января (9 февраля) 1904 года во время русско-японской войны 1904-1905 года. 23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года -- медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу». И вообще, все Варавины в Калаче просто называются – казаки.
Режиссёр четвёртой экранизации в 2015 году Сергей Урсуляк считает, что произведение такой силы надо экранизировать раз в 10 лет, «чтобы каждое последцющее поколение могло вновь и вновь открывать его для себя». «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть «Тихий Дон» для зрителя», - говорит Урсуляк. Что мы с вами и делаем, уважаемые читатели!
Я категорически не согласен в мнением ряда кино- и литературных критиков о том, что роман и киноверсии романа «Тихий Дон» интересны только фанатам советской киноклассики, исследователям казачества , как видеоиллюстрации к прочитанной книге. Читать и смотреть «Тихий Дон» обязательно надо, но вот действительность пока об этом не свидетельствует. В своей статье «Испугались правды», опубликованной в газете «Завтра» № 93 декабрь 2015 года, писатель Александр Бобров приводит интересные данные той реакции, которая появилась в обществе после премьеры телесериала «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка в ноябре-декабре 2015 года: «Спасибо творческому коллективу Сергея Урсуляка: старались, снимали в любую погоду, в натуральных декорациях, в потрясающих первозданных пейзажах, скакали, кашеварили, играли, как могли, волновались… То, что критических откликов — больше, чем положительных — не суть важно. Радует, что они, многочисленные и заинтересованные, возникли, что роман и судьбы его героев по-прежнему волнуют… Расстроило, что из молодёжи этот фильм мало кто смотрел: спросил у студентов 1-го курса журфака — никто не удосужился.
Рейтинги разрекламированного фильма оказались ниже ожидаемых: по данным TNS первую серию "Тихого Дона" в воскресенье, 29 ноября 2015 года, смотрели 4,9% жителей столичного мегаполиса и 6,7% жителей провинциальной России. Это далеко от первых мест в рейтинг-листе самых популярных программ недели».
Жаль уходящую эпоху, рушившиеся устои казачества, их культуру, быт, говор, но огромное спасибо Михаилу Александровичу Шолохову, что он в своём романе описал всё это и навсегда оставил в истории эту удивительную цивилизацию, имя которой «казачество».
фото: ruskino.ru