«Тихий Дон». Интересные факты экранизации романа Михаила Шолохова - 1
Николай Варавин
«Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова – одно из величайших произведений русской литературы. Бессмертная книга принесла автору всенародное признание и всемирную славу. В 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе. Это один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Ни для кого не секрет, что российские учёные и литераторы довольно редко удостаиваются Нобелевской премии, но и когда награждают, то для гуманитариев-писателей придумывают формулировки. То ЦРУ публикует документы о своей причастности к выдвижению на Нобелевскую премию по литературе Бориса Пастернака с романом «Доктор Живаго», а то вдруг то же премией по литературе награждают Светлану Алексиевич – автора документальной прозы и публицистики, что тут же стало поводом для упрёка в адрес нобелевского комитета. Ведь Светлану Алексиевич награждали не за «создание художественного мира», а за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время. Например, книга « У войны неженское лицо» (1985) посвящена женщинам Великой Отечественной войны, книга «Цинковые мальчики» (1989) – войне в Афганистане, «Чернобыльская молитва» (1997) – трагедии в Чернобыле. В её книгах все страдают и мучаются, но, по мнению Алексеевич, они сами виноваты в этом, так как этим людям не хватает культуры. Они ведь от природы варвары и жертвенность русских – это проявление дикости. Ведь, по оценке Светланы Алексеевич, русский человек не понимает, свободу, ему нужен казак и плеть, а на вольные стройки ехали одни голодранцы, у кого ни кола, ни двора. И так далее – по рецептам Альфреда Коха, Ларисы Латыниной и Валерии Новодворской. Особо это отмечается в статье «Испытание Нобелем: Светлана Алексиевич и её «многоголосное творчество»» Светланы Замлеловой, опубликованной в газете «Советская Россия. Улики» № 12 от 15.10.2015 г. Так что Нобелевский комитет не соврал: многоголосное творчество у Алексиевич присутствует. Поэтому это лишний показатель того, как сейчас Запад оценивает писателей, пишущих на русском языке и какие критерии необходимы для получения Нобелевской премии по литературе для русских писателей сейчас. Светлана Алексиевич – гражданка Белорусии, но это не важно. Ведь как сказал в своё время Сергей Владимирович Михалков, поэт, много лет при жизни возглавлявший Союз писателей России: «Любой писатель, независимо от национальности, пишущий на русском языке является русским писателем». Также как Вильям Сароян – армянин по национальности, но писавший на английском языке – один из выдающихся писателей США.
«Тихий Дон» - великая эпопея о трагедии рубежа веков – трагедии войны империалистической, трагедии революции, трагедии гражданской войны, трагедии разрушения векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале ХХ века.
Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне – сначала Первой мировой, потом Гражданской. Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистические картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка – например, при восстановлении в романе исторической правды о «Великом мятеже».
За четыре года до смерти Михаил Шолохов (1905-1984 гг.) по словам ростовского литературоведа Константина Приймы, на вопрос, почему авторы книг о его творчестве обходят молчанием вопрос о тщательно скрываемых причинах верхнедонского восстания, обронил коротко: «Боятся Правды….»
Многосерийный телевизионный фильм «Тихий Дон» Сергея Урсуляка без преувеличения можно назвать самой ожидаемой премьерой 2015 года. Это четвертая экранизация романа.
Первая попытка экранизации этого произведения – эпоса о судьбе донского казачества была предпринята режиссёрами-супругами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым в 1930 году созданием немого кинофильма на кинокомпании Союзкино (СССР). Сценарий написали они же. Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал сценаристов. Фильм был озвучен в 1933 году. Премьера состоялась 14 мая 1931 года, а в озвученном варианте 14 сентября 1933 года. Главного героя произведения – Григория Мелехова сыграл Андрей Абрикосов, народный артист СССР (1906-1973 гг.), актёр театра им. Е.Вахтангова. В его фильмографии более 40 ролей, сыгранных в различных фильмах: «Дело пестрых» (1958 г.) – комиссар милиции Силантьев, «Руслан и Людмила» (1972 г.) – князь Владимир, «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) – Балясный, «Братья Карамазовы» (1969 г.) – Самсонов и в «Поднятой целине» (1959 г.) – Ипполит Шалый – экранизации другого романа Михаила Шолохова. Кстати, в первой экранизации в роли Дарьи снималась Елена Максимова, впоследствии сыгравшая роль матери Олега Кошевого в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948 г.)
В этом же фильме «Молодая гвардия» дебютировал ученик С.А. Герасимова и будущий постановщик экранизации 1992 года «Тихого Дона» - Сергей Бондарчук в роли Андрея Андреевича Валько.
Фильм «Тихий Дон» у режиссеров-сценаристов и супругов Ивана Правова и Ольги Преображенской получился с упором на любовь Григория к Аксинье. Бурную страсть авторы картины объяснили происхождением главного героя (бабкой Гришки была турчанка, которую его дед привёз как трофей после очередной войны с историческим противником России – Турцией.
Фильм получился довольно откровенным. В картине разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушивались роковые обстоятельства. У фильма был трудный путь к зрителю: картину пытались не пустить на экраны. Приговор был таков: «Любование бытом казачества», «внеклассовость» и «отсутствие поддержки революции». Критики прозвали его казачьим адюльтером, а главный чекист в то время – Генрих Ягода – антисоветским развратом. Правова и Преображенскую надолго отлучили от любимого дела, но они остались на свободе, но были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой: «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».
Эмма Цесарская по мнению многих - лучшая исполнительница роли Аксиньи. В 1937 году её муж, видный чекист Станиславский, был расстрелян, а она с грудным ребёнком была выселена в бараки на окраину Москвы. По совету Михаила Шолохова в 1938 году она написала письмо Вячеславу Михайловичу Молотову, в то время занимавшему пост Председателя правительства СССР. Ей разрешили сниматься в кино, но только в эпизодических ролях. В её фильмографии более 30 киноработ, но наиболее интересные – в фильмах – «Нахалёнок» (1961) и «Когда казаки плачут» (1963). Сценарии по этим фильмам написаны по «Донским рассказам» Шолохова.
Естественно, не без его помощи Эмма Цесарская попала на съёмки.
Знаменитый фильм-эпопея «Тихий Дон» Сергея Герасимова на сегодняшний день является лучшей экранизацией романа Михаила Шолохова, несмотря на то, что он вышел на экран в 1958 году. Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нём есть всё: любовь, ненависть, страсть, борьба. Создан был фильм, совершенно неожиданно, неполитизированным, в котором главный герой не относится ни к «красным», ни к «белым». Здесь показан человек, который хотел найти правду, справедливость, счастье и любовь. Гражданская война – это брат на брата, сын на отца. За своими идеологическими целями людьми были забыты дружба, родство и просто человечность. Казалось бы, люди, выросшие бок о бок, никогда не начнут уничтожать друг друга, но эти узы были разорваны идеологическим популизмом с обеих сторон. Метание, растерянность людей – всё это было в полной мере отражено в «Тихом Доне». На мой взгляд «Тихий Дон» Сергея Герасимова – величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Эта картина неподвластна времени. Несмотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашён не самый известный, никому неведомый потомственный дворянин, но талантливый актёр Пётр Глебов – двоюродный брат по матери Сергею Михалкову, тоже дворянину по происхождению и двоюродный дядя народным Артистам России, кинорежиссёрам Никите Михалкову и Андрону Михалкову-Кончаловскому. Даже несмотря на то, что Глебов отчасти уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Если Пётр Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий.
В отличие от фильма Герасимова, в сериале Урсуляка главные роли исполняют молодые актёры. Григория Мелехова играет 31-летний Евгений Ткачук (против 42-летнего Петра Глебова, а Аксинью Астахову играет 22-летняя Полина Чернышева (против 29-летней Элины Быстрицкой).
Моя близкая родственница – настоящая казачка с Суровикино – 86-летняя Клавдия Трифоновна Карагичева, на мой вопрос: «Как она нашла по модели поведения при исполнении роли Мелехова – актёра Ткачука из последней экранизации «Тихого Дона» - ответила просто: «Гришка, он ведь красивый казак был, а этот не похож! Прежний фильм был лучше, актёры хотя бы правильно гутарили – по-нашему!!!»
Но нельзя не отметить потрясающую актёрскую работу Людмилы Зайцевой – мать братьев Мелеховых и Сергея Маковецкого в роли отца. По большому счёту другие актёры эти роли просто не вытянули бы. Достойный выбор режиссёра Сергея Урсуляка.
А у Сергея Герасимова стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьевича – отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.
Образ Аксиньи в фильме Герасимова 1958 года воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга она признавалась режиссёру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на всё ради любимого мужчины. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа – Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он выбрал из них ту, в которой пробоваплась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Элина Быстрицкая вспоминает: «После премьеры фильма «Тихий Дон» (в прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место), была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное – послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской».
Кстати, в отборе актёров к данной картине лично принимал участие сам Шолохов. Игра актёров была великолепна, причём игра каждого, даже эпизодического героя! Станиславский говорил, что зритель должен: «поверить актёру и это будет высшая оценка его игры». Сергею Герасимову удалось всё, начиная с казачьего говора и заканчивая потрясающими по накалу эмоциональными сценами вроде той, где Григорий Мелехов возвращается в родной хутор. Пётр Глебов в роли Григория бесподобен. Он сумел раскрыть образ своего книжного прототипа. Элина Быстрицкая также блестяще с ролью красавицы и роковой женщины.
За участие в фильме Пётр Глебов и Элина Быстрицкая стали народными артистами СССР.
Отдельного разговора заслуживает достоверность воссоздания фактура казацких женщин того времени: совсем другое время и совсем другие типажи. Герасимов весьма точно передал атмосферу книги, о чём говорил сам М.А.Шолохов: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом».
фото: ruskino.ru