Цусимское морское сражение 1905 года - последняя битва аристократов
Николай Варавин
историк, ветеран боевых действий,
полковник милиции в отставке
О Цусимском морском сражении 1905 года написано много. Но знает ли о нем современная молодежь? Это большой вопрос! А ведь значение этого сражения в истории нашего Отечества переоценить сложно. Участники этой баталии стали легендами, а российские корабли "Варяг" и "Аврора" - легендарными памятниками русскому флоту и духу русских моряков.
Крейсер "Аврора"
фото: архив spblife.info
По данным энциклопедических изданий «Цусимское морское сражение — морская битва в Японском море — морская битва 14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904—1905 гг. в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена…. Тогда русская сторона потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток.
Потери по конкретным кораблям указаны в описании хода сражения. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно „Кострома" было впоследствии отпущено. Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта)….
История похода этой эскадры началась весной 1904 года, когда Петербург решил усилить кораблями Балтийского флота Тихоокеанскую эскадру, к тому времени уже безнадежно застрявшую в Порт-Артуре. Как позже вспоминал вице-адмирал Александр фон Нидермиллер, «общество продолжало настаивать на том, чтобы Япония была наказана, причем лозунгом было все то же: «Необходимо завладеть Японским морем!» Впрочем, за поход ратовал сам император Николай II.
Грустная дата
С мая 1905 года прошло ровно 110 лет. Однако японцы юбилей своей крупнейшей военно-морской победы встретили без патриотических фанфар и правительственных заявлений. На острове Цусима прошла поминальная церемония в память о доброте местных жителей, приютивших 143 русских моряка, включая раненых – остатки команды погибшего русского крейсера «Владимир Мономах», который дрался до последнего снаряда и смог дотянуть до острова, где и затонул, не спустив флага. Об этом было доложено адмиралу Хэйхатиро Того, командующему Объединенной эскадрой императорского флота Японии, которая только что разгромила российский флот, направленный на Дальний Восток с Балтийского моря. Того пришел в восторг и по-самурайски в коротком стихотворении воспел доброту жителей Цусимы. Свиток с этими четырьмя иероглифами адмирал направил им в подарок, и их потом выбили на скромном монументе, посвященном милосердию к врагам. Спустя долгие десятилетия монумент уже с помощью посольства России дополнили еще одним памятником — с именами всех погибших в Цусимском сражении.
В мае 2015 года в порту Йокосука, где у причала навечно поставлен флагманский броненосец «Микаса» адмирала Того, состоялись научные симпозиумы, посвященные не разгаданным до сих пор загадкам знаменитой битвы. Об этом морском сражении написано немало художественных произведений, где по-разному оцениваются причины поражения и итоги баталии. Русский советский писатель-маринист, лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Алексей Силыч (Силантьевич) Новиков-Прибой (настоящая фамилия Новиков) родился 12 [24] марта 1877 года в селе Матвеевское. Умер 29 апреля 1944 года в Москве. В конце 1920-х годов он приступил к работе над своей главной книгой — исторической эпопеей «Цусима». Получив доступ к архивным документам, писатель изучил обширные исторические источники. В 1932 году вышло в свет первое издание «Цусимы». Часть первая — «Поход», рассказывает о походе Второй Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рожественского из Либавы к Японскому морю вокруг Африки в 1904—05 гг., а часть вторая — «Бой» - о Цусимском сражении и судьбе погибших в нем и уцелевших основных кораблей Второй Тихоокеанской эскадры.
В романе весьма ярко и подробно описывается как переход Второй Тихоокеанской эскадры, так и само Цусимское сражение. Особый акцент делается на недостатках организации и боевой подготовки эскадры, приведшие, в конечном итоге, к полному ее разгрому. Писатель описывает события, в большей степени, с точки зрения рядового состава, которая весьма негативное и критическое отношение к большей части офицерского и командного состава эскадры, в особенности к самому адмиралу З. П. Рожественскому, в отличие от романа члена штаба адмирала Рожественского В. И. Семенова «Расплата», в котором события представляются с точки зрения командного состава эскадры. Также подробно описывается как ход сражения в целом, так и с позиции каждого из основных кораблей, участвовавших в нем, имеется достаточно много технических подробностей, пояснений, таблиц и схем, что представляет интерес с исторической и историко-технической точки зрения.
Я не собираюсь описывать ход этого морского сражения, но кое-какие выводы можно сделать. У командующего Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского, конечно, почти с самого начала не было шансов выполнить задачу, поставленную Николаем II, — подавить японский флот и перерезать линии снабжения японской армии в Маньчжурии, что должно было обеспечить там победу русских сил. 2-я Тихоокеанская эскадра была собрана из разношерстных кораблей — вместе с четырьмя лучшими броненосцами типа «Бородино» в нее входили допотопные тихоходы береговой обороны. Немногочисленные попытки Рожественского научить свою громоздкую армаду слаженно выполнять маневры и вести меткую стрельбу результата не дали.
Недооценка современной радиосвязи
Серьёзные проблемы у кораблей русской эскадры были в вопросах обеспечения связи. Если японские моряки широко применяли радиосвязь. Так, в 04.45 утра 27 мая 1905 года японский разведывательный корабль «Синано-мару» первым заметил русскую эскадру. По радио был послан кодированный сигнал: «Вижу неприятеля в пункте 456». Сигнал «Синано-мару», как уверяют в Токио, стал первым в истории использованием радио в реальных действиях на море. На русских кораблях рации тоже были, но Рожественский их не жаловал, предпочитая сигнальщиков. Особо мощная установка находилась на вспомогательном крейсере «Урал» — его командир при виде «Синано-мару» предложил Рожественскому сильным импульсом забить японское донесение. Конечно, эскадру все равно бы обнаружили, но даже небольшая задержка, да еще в условиях сильного тумана могла увеличить шансы на прорыв. Но адмирал запретил глушить переговоры японского разведчика — и причины такого решения некоторые японские историки считают одной из главных загадок сражения.
Большинство историков в Токио уверяют, что победа была обеспечена великолепной выучкой японских моряков и техническим превосходством японской эскадры. У адмирала Того был большой перевес в огневой мощи. Японская группировка развивала скорость более 15 узлов, а русская из-за наличия устаревших тихоходов и транспортов могла давать 9, максимум 11 узлов. Также успеху способствовала и централизованная система управления огнем: японские исследователи считают, что их артиллеристы при Цусиме стреляли в три раза быстрее и были в три раза точнее русских.
Знаменитая «шимоза»
Свою роль в бою сыграла и знаменитая «шимоза» — начинка фугасных снарядов, на которые сделал ставку Того. На основе пикриновой кислоты эту взрывчатку разработал профессор Масатика Симосэ, от перевранной фамилии которого русские и произвели слово «шимоза». Снаряды такого типа рвались от малейшего сотрясения — даже от удара об воду. Каждый из них давал более трех тысяч осколков и клубы удушливого газа, раскаленного до трех тысяч градусов. От этой температуры на палубах немедленно вспыхивали пожары. Снаряды с «шимозой» не пробивали основную броню, но этот недостаток Того компенсировал невероятной интенсивностью меткого огня — только «Суворов» за первые 15 минут боя получил более сотни попаданий. «Шимоза» превратила его в гигантский костер. Русские бронебойные снаряды со слабым запасом взрывчатки и замедленным взрывателем не причинили японцам большого ущерба — иногда они не взрывались вообще. «Русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе, — пишет историк Масатака Исэ. — Большинство их кораблей сражались до самой гибели: белый флаг подняли только пять кораблей». Удивительно, но среди груды исторической литературы, посвящённой Цусиме, в основном присутствуют воспоминания и исследования отечественных авторов. Трудно вспомнить переведенный на русский язык и изданный когда-либо в России труд участника Цусимского сражения с японской стороны. А ведь таковые есть, и немало. Это только один пример из серии белых пятен Цусимского сражения, забытых фактов. Есть и неосмысленные выводы.
Последняя битва аристократов
О том, что Цусима — последнее сражение, где с той и с другой стороны среди морских офицеров было большое количество аристократов Российской и Японской империй и её по праву можно назвать «последней битвой аристократов». Сколько служило потомственных японских аристократов в мае 1905 года под флагом адмирала Того, в России не интересовались никогда. Сколько воевало в Цусимском проливе титулованных особ под Андреевским флагом, мы знаем, но не анализируем, а ведь есть что. В то время 99,9% строевых офицеров и адмиралов Российского императорского флота являлись потомственными дворянами. Списки командного состава русских эскадр богаты фамилиями с благородными приставками «фон» и «де» — потомков иностранных дворян, некогда предложивших шпагу русскому царю. Двойные фамилии типа «лейтенант Кантакузен-Сперанский» или «мичман Храбро-Василевский» доказывали старинность дворянского рода их носителей. Но это ещё не титулованные дворяне — истинно «белая кость» и «голубая кровь» российского дворянства. В отличие от потомков древних, но бедных родов, они могли и не служить, не подставлять свою грудь под японскую шрапнель. У титулованных аристократов оставались родовые имения, приносившие стабильный доход, а в случае крайней нужды Дворянский банк (акционерами которого были члены императорской фамилии и лично Николай II) не позволил бы нищенствовать потомку старинного княжеского рода. Морская служба и защита Отечества являлись для них делом фамильной чести (необязательным, не приносившим дохода делом), которым невозможно пренебречь. Собственно, верность присяге царю и Отечеству, данной столетиями ранее предками, и отличает подлинных аристократов от высокооплачиваемых наёмников.
В эскадрах русского флота в Цусимском проливе под огнём японских кораблей насмерть стояли представители 28 аристократических фамилий. Дюжина русских князей, 11 потомков остзейских баронов и 5 графов. Осколками японских снарядов были убиты: князь Ливен, князь Гагарин, князь Еникеев, князь Мусатов… Их участь разделили барон Фитингоф (командир броненосца «Наварин»), барон Мирбах, барон Косинский и барон Врангель — из рода, давшего России и полярного исследователя-адмирала, в честь которого назван остров в Северном Ледовитом океане, и вождя Белого движения в Крыму.
Крейсер "Аврора"
На крейсере «Аврора» был тяжело ранен князь Путятин… Речь идёт о том самом крейсере «Аврора», холостой выстрел с которого явился сигналом к штурму Зимнего дворца, и который стал одним из символов Октябрьской революции. В сентябре 2014 года крейсер отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. Это единственные в настоящее время сохранившийся участник битвы в Цусимском проливе.
Крейсер "Варяг"
В ходе этого сражения пали смертью храбрых также граф Игнатьев (родственник будущего последнего военного атташе царской России в Париже) и граф Нирод. Этот графский род потерял в морях Дальнего Востока сразу двух своих юношей — один граф Нирод погиб в мае 1905-го на крейсере «Светлана» в Цусимском сражении, а второй был убит ещё в январе 1904-го на крейсере «Варяг». С крейсером «Варяг» связано ещё одно яркое и трагическое событие русско-японской войны 1904-1905 гг. - бой у Чемульпо́.
Это морское сражение в начале Русско-японской войны, состоялось 27 января (9 февраля) 1904 года вблизи города Чемульпо (устаревшее название города Инчхона) в Корее между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу.
Со стороны Японии в бою принимали участие броненосные крейсера «Асама» и «Чиода», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Акаси» и три миноносца 14-го отряда («Хаябуса», «Тидори» и «Манадзуру»). Бой продолжался в течение часа. «Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. После своза команды крейсера на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
Андрей Варавин, матрос, механик крейсера "Варяг", кавалер Георгиевского креста
Мне особенно приятно вспомнить, что с самого начала боя и до момента затопления крейсера «Варяг» на своём боевом посту находился машинист-механик Андрей Варавин. Когда крейсер стал тонуть, он прыгнул в ледяную воду, и, ухватившись за бревно, держался за него до тех пор, пока его не подобрало итальянское судно. Речь идёт о родном старшем брате моего деда Бориса Денисовича Варавина – Андрее Денисовиче.
Андрей Варавин
Он родился в 1881 году на четырнадцать лет раньше моего деда в городе Калаче, Воронежской губернии. В октябре 1902 года был призван на военно-морскую службу, а в феврале 1903 года прибыл в сибирский флотский экипаж, где был зачислен в матросы второй статьи. 2 августа 1903 года он был зачислен в команду крейсера «Варяг» в 13-й флотский экипаж.
В то время на службу в военно-морской флот зачислялись рядовыми матросами только лица, имеющие неполное или полное среднее образование. Андрей Варавин перед службой на флоте закончил Калачеевское реальное училище и получил специальность механика. Для справки: в реальных училищах в царской России обучались 9 лет и, вместе с неполным средним образованием, обязательно давалась специальность. В этих учебных заведениях обучались дети из семей торговцев, рабочих, крестьян, т.е. лиц недворянского происхождения. Полное среднее образование получали только в гимназии дворяне или закончившие технические училища выпускники реальных училищ.
23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года - медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу».
Гибель морского офицерства Российской империи
Ну, а теперь вернёмся к трагическим событиям Цусимского сражения. Ведь на дно Цусимы ушли не только «железки», обеспечивавшие членство Российской империи в клубе великих держав, – погиб кадровый костяк флота. Численность личного состава эскадры Рождественского перед Цусимским сражением известна до человека: 16 171 матросов и офицеров. Скрупулезно подсчитано, что в этом сражении погибли 5045 (по иным данным, 5046) наших моряков. Если уж совсем перейти на язык цифр, то безвозвратно убыло – убито, умерло от ран, утонуло – 31,2 % всего личного состава эскадры. Из 668 офицеров и приравненных к ним чинов погибли 213 (по чуть иным данным, 209) человек – те же 31,2 %. Еще 297 офицеров попали в плен.
Казалось бы, «какие-то» несколько тысяч «утопших», да и офицеров-то из них – «всего» две сотни… На деле же это был страшный удар, ведь погиб цвет русского морского офицерства, по сути, три офицерских поколения. Не говоря уж о том, что на подготовку каждого моряка усилий (и средств) затрачено в разы больше, нежели на любого «сухопутчика». К тому же в значительной части это были кадры, как сказали бы ныне, мотивированные: потомственные моряки из династий, начавших службу еще во времена Петра I, Елизаветы Петровны или Екатерины II.
Так, погибший командир броненосца «Император Александр III», капитан 1-го ранга Николай Бухвостов – потомок знаменитого «первого русского солдата» Сергея Бухвостова, записавшегося в Преображенский полк в 1683 году.
К столь же знатной династии потомственных вояк принадлежал поручик князь Григорий Гагарин, вахтенный начальник того же броненосца, тоже погибший с кораблем. Погибший командир броненосца «Адмирал Ушаков» капитан 1-го ранга Владимир Миклуха (младший брат путешественника Николая Миклухо-Маклая) – внук офицера, героя войны 1812 года, правнук героя штурма Очаково.
Погибший на броненосце «Орел» лейтенант Гирс 3 й – тоже из рода потомственных моряков; на броненосце «Ослябя» погиб лейтенант Владимир фон Нидермиллер – единственный сын контр-адмирала Александра фон Нидермиллера. Из военной династии и погибший командир броненосца «Наварин», капитан 1-го ранга барон Бруно Фитингоф: будучи тяжело ранен в голову, живот и грудь, он отказался оставить вверенный ему корабль, уйдя вместе с ним на дно. Еще одну морскую династию представлял погибший на броненосце «Император Николай I» младший артиллерийский офицер – лейтенант барон Карл Мирбах – сын вице-адмирала. Таких примеров масса, не говоря уже, что многие из погибших были последними представителями своих морских династий.
Продолжая тему Цусимского сражения, отметим, что из 28 потомственных аристократов в Цусимском сражении пали 9. Третья часть. Если к ним причислить титулованных офицеров, убитых на сухопутном театре Русско-японской войны, моряков при осаде Порт-Артура, то можно сделать вывод: после 1905 года российская аристократия уже не восстановилась ни численно, ни, самое главное, духовно. И прекратила быть «национальной гвардией» и элитой нации. После 1905 года русское дворянство перестало служить опорой трона, обессилело и не захотело.
Возрождение морского флота России. Октябрьская социалистическая революция 1917 года.
Морское офицерство – особое корпоративное сообщество, взращиваемое не десятилетиями – веками. Конечно, оно не исчезло совсем, но погиб целый ее пласт, прервалась преемственность поколений, потому сообщество морских офицеров обрело уже совершенно иное качество, иной масштаб, иной калибр – что не замедлило сказаться уже в ходе Первой мировой войны. Это и подтвердилось уже летом 1914 года.
К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 2,5 миллиона дворян. По военно-мобилизационной статистике, 10% от этого числа — это 250 тысяч мужчин призывного возраста. При развёртывании вооружённых сил империи понадобилось заполнить 50 000 офицерских вакансий. То есть в офицерский строй надеялись поставить лишь каждого пятого из общего числа мужчин-дворян. Надеялись зря. Большая часть потомственных дворян от службы и мобилизации «отмазывалась», нередко семьи титулованных аристократов прятали своих сыновей в Ницце или Берне, или в тыловых учреждениях.
Пришлось призывать в офицеры студентов из разночинцев, а позже — сыновей крестьян из заслуженных унтеров и выпускников 4-классных церковно-приходских школ. К слову, именно «возрождённый» после Цусимы флот стал той «колыбелью революции», где родилась сначала «великая бескровная революция», а затем и «Великая Октябрьская социалистическая революция». Ведь матросы Балтийского и Черноморского флотов были наиболее организованными и политически грамотными в период Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.
О том, какие политические ветры гуляли над кораблями российского императорского флота очень хорошо показано в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», по мотивам которой был снят художественный фильм в советское время. Династия была обречена вне зависимости от февральских снежных заносов в 1917 году, которые привели к голоду в Петрограде и Февральской революции или тайных интриг европейских лидеров Антанты или банкиров США. Царь был самый главный аристократ Российской империи. А аристократия пала в Цусимском проливе. Навсегда. И пал царский трон.