Министр МВД СССР Щёлоков и реформа системы в 60 -70–х годах XX века
Министр МВД СССР Н.А. Щелоков
фото: gotps3.ru
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / С упразднением в январе 1960 г. МВД СССР его функции были переданы МВД союзных республик. В РСФСР центральным органом управления местами заключения стало республиканское МВД, в составе которого в качестве отраслевых управленческих структур выступали Главное управление местами заключения и Отдел детских трудовых и воспитательных колоний (ОДТВК). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1962 г. МВД РСФСР преобразовано в Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР. Отраслевые органы управления ИТУ остались прежними.

Николай ВАРАВИН, историк, ветеран МВД РФ,
ФСИН Минюста России и боевых действий,
Член Союза писателей города
Волжского Волгоградской области
ФСИН Минюста России и боевых действий,
Член Союза писателей города
Волжского Волгоградской области
Дальнейший процесс реформирования организационно-управленческих структур исправительно-трудовой системы связан с реализацией идеи восстановления общесоюзной системы управления правоохранительными органами, сформулированной вскоре после прихода к власти Л.И. Брежнева. «В интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью» указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. Министром был назначен Н.А. Щелоков, прежде никогда не работавший в правоохранительной сфере. Он служил годовую срочную службу в вооружённых силах в 1934-1935 годах. И этого ему хватило, чтобы освоить все премудрости военного дела. С начала Великой Отечественной войны попал на фронт был политработником в составе Военного совета Южного фронта Красной (Советской) Армии по Сталинградской и Ростовской области. Участник Сталинградской битвы. Затем начальник политотдела в 218-й Краснознаменной Ромодано-Киевской стрелковой дивизии, начальник политотдела 28-го стрелкового корпуса. Активно участвовал в боях и принимал участие в освобождении Кавказа, Польши, Ччехословакии и родной Украины. После войны, в сентябре 1945 года, будущий глава советской милиции занял пост ответственного секретаря партийной комиссии при политуправлении Прикарпатского военного округа - воинское звание полковник. Руководил Политуправлением - генерал-майор Леонид Брежнев, поэтому вопреки всем прогнозам, Н.А. Щёлоков был человек военным высокого ранга и это позволило ему прослужить на посту Министра - 16 лет (дольше всех наркомов и министров СССР и РСФСР). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 сентября 1966 г. МООП РСФСР было упразднено в связи с возложением его функций на общесоюзное министерство. В результате реорганизаций ГУМЗ (Главное управление мест заключения) стало одним из структурных подразделений МООП СССР. Став Министром Н.А. Щёлоков разобрался в системе МВД, хорошо изучил её историю, понял изъяны и исправил ошибки, допущенные в период развития органов правопорядка, ЧК и НКВД.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 г. МООП (Министерство охраны общественного порядка) СССР было переименовано в МВД СССР. Помимо формальной смены названия была проведена серьезная реорганизация органов внутренних дел. Реформа МВД СССР – это плод совместных усилий огромного коллектива союзного министерства: от министра Николая Щёлокова, его ближайшего окружения, до тех, кто понял и поддержал кардинальную обновлённую политику на периферии, во всех звеньях МВД. Эти руководители не только поняли новые масштабные задачи, но и смогли организовать свои коллективы на их выполнение, вести целенаправленную борьбу с преступностью и правонарушениями, за обеспечение общественного порядка. Проявляли решительность и смелость, постоянно искали новые перспективные методы работы, заботились о личном составе. Различные виды войсковой охраны объединили во внутренние войска МВД СССР. На базе милиции были созданы районные и областные (краевые) управления внутренних дел (УВД), в состав которых вошли соответствующие структуры, руководившие ИТУ.
С первых шагов работы в Министерстве Н.А. Щёлоков начал ставить перед инстанциями крупные проблемы и добиваться их реализации. Отдельные из них до этого не решались годами. Так, ему сразу же удалось решить вопрос о дополнительном призыве в ноябре-декабре 1966 года 15 тысяч человек во внутренние войска в связи с их большим некомплектом. Внутренние войска или как в период 60-х годов их называли конвойными в уголовно-исполнительной системе исполняли очень важную функцию – охрана мест лишения свободы и конвоирование осужденных преступников.
Вот еще одно из дел министра, относящееся к тому периоду укрепления деятельности внутренних войск МВД СССР: «Надо больше внимания уделять условиям работы офицера в войсках, их семьям. Современный молодой офицер – это человек с высшим военным образованием. Жена офицера – впору ему тоже с высшим или средним образованием, привыкла уже к благам городского комфорта. И с этим надо считаться. Поэтому надо прежде всего обеспечить хорошее жилье, бытовые условия. В лесной колонии надо обеспечить семью хорошей отдельной квартирой. И это мы можем сделать в 1–2 года».
Немало усилий приложил Н.А. Щёлоков вместе с руководителями войскового Главка к тому, чтобы возвратить внутренним войскам единую войсковую структуру – дивизия, бригада, полк и т.д., которая была утрачена в 1951 году. Напомним, что эту проблему на территории РСФСР пытался решать В.С. Тикунов (Министр внутренних дел РСФСР 1961-1966 годы), но у него не получилось. И только в 1968 году такое решение было принято. Наряду с другими мерами это, несомненно, способствовало укреплению внутренних войск.
Прежде чем стать 13-м главой МВД СССР, Н.А. Щелоков занимал пост замминистра местной промышленности Украинской ССР. Затем Николай Анисимович в Молдавии получил пост зампредседателя Совета Министров, а чуть позже — председателя Совета народного хозяйства Молдавской ССР. В 1965 году Н.А. Щелоков стал вторым секретарем ЦК КП Молдавии и курировал всю промышленность Молдавской Советской Социалистической республики.
Когда Николай Анисимович Щёлоков стал Министром внутренних дел СССР – МВД находилось в упадке, а образ советского милиционера никак не ассоциировался с престижной профессией. Свою роль среди прочего играли низкие зарплаты: стражи порядка получали всего 60 рублей, при средних зарплатах других профессий на уровне в 100-110 рублей.
Чтобы справиться с дефицитом кадров, на работу в органы привлекали желающих обосноваться в столице провинциалов. Но в общежитиях не хватало коек — и милиционерам порой приходилось спать по очереди. Престиж профессии это явно не поднимало.
Советское правительство отлично понимало, что стражи порядка, по сути, требуют социальной защиты и укрепления материально технической базы Министерства внутренних дел. Нужны срочные контрмеры, которых и ждали от нового министра Н.А.Щелокова. Он, в свою очередь, быстро стал исправлять ситуацию, обратившись напрямую к Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу.
О важном и интересном событии в истории МВД СССР – реформе уголовно исполнительной системы в 60-70 –х годах XX века – не очень много документов и свидетельств очевидцев, поэтому большую помощь, при подготовке этой статьи автору оказали дневники Н.А Щёлокова, которые были широко использованы при написании 2 автобиографических книг о Министре Внутренних дел: Максима Брежнева и Анатолия Науменко «Министр Щёлоков» 2010 года издания и Сергея Кредова «Щёлоков» 2011 года издания из знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Пожалуй это последние самые современные исследования жизни Н. А. Щёлокова, не считая небольших статей, которые анализируют период жизни министра когда его освобождали со всех постов. В целом, материалов о служебной деятельности Н.А. Щелокова очень мало.
Оценив ситуацию, Щелоков в рекордные сроки добился существенного повышения зарплат с надбавками за офицерские звания (вместо 30 рублей к окладу офицеры стали получать 100) и оборудования дополнительных мест в общежитиях. Благодаря новому руководителю со временем советские милиционеры получили новую, сине-голубую форму — летом им даже разрешили носить рубашки с коротким рукавом. Рассказывают, как однажды, будучи на отдыхе, на юге, Щёлоков подошёл к милиционеру. Тот стоял на солнцепёке в форме с длинным рукавом, при галстуке. Щёлоков поинтересовался: «Товарищ милиционер, вам не жарко?» Через несколько дней вышел приказ о том, что при температуре выше +20˚С стражи порядка могут не надевать галстук и носить рубашки с коротким рукавом. Вместо званий «комиссар полиции» и «генерал внутренней службы» с делением на ранги были введены специальные звания: «генерал-майор милиции», «генерал-майор внутренней службы» и т.д. Но, против введения новых званий МВД СССР для командного состава, а также против академии, против уравнивания норм денежного довольствия милиционеров и военных резко выступил министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко.
Принимать новые образцы формы в министерство приезжал Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Ему были хорошо известны тяготы и сложности милицейской службы, так как его отец был милиционером. К тому же, он, глава правительства, не мог быть не заинтересован в укреплении органов внутренних дел. И понимал, что это государственной важности дело потребует немало затрат.
Первоначально премьер Косыгин с недоверием отнесся к Щелокову. Он не был сторонником его назначения на пост министра, с осторожностью относился, поэтому к его нововведениям. Когда министр внутренних дел докладывал ему о состоянии дел, о своих предложениях, то чувствовал некое напряжение, не всегда встречал положительный отклик со стороны премьера. Щелокова не могло не тревожить такое отношение.
Тем более, что он с большим уважением относился к Косыгину, высоко ценил его государственный, управленческий авторитет, хорошо знакомый ему еще по работе в Молдавии.
Но постепенно мнение о Щелокове у Косыгина менялось. Видя реальные положительные изменения, происходящие в милиции, МВД, разумный экономический подход к работе исправительно трудовых учреждений, организации их производственной базы, он с все большим уважением относился к министру. Косыгин вообще всегда делал ставку не на «преданных», а на «компетентных».
По оценкам историков, Щёлоков действительно сделал очень много для милиции, благодаря ему, она поднялась до уровня высокого института в государстве.
Из-за возросшего престижа профессии в милиционеры перестали брать всех подряд, без оглядки на образование и репутацию. Больше того: в какой-то момент работать в милиции стало престижнее, чем в прокуратуре. Заместитель Щелокова генерал-полковник внутренней службы Юрий Михайлович Чурбанов в своей книге «Мой тесть Леонид Брежнев», изданной в 2013 году, писал о своем начальнике:
«Щелоков бережно относился к кадрам: я не помню ни одного случая, чтобы чья-то судьба была сломана, чтобы лицо, входившее в номенклатуру министерства, было с позором из органов изгнано, чтобы вокруг этого оступившегося человека искусственно нагнеталась обстановка...
Заслуга Щелокова, которую никак нельзя сбросить со счетов, — это установление тесных контактов с партийными, советскими и другими государственными органами. При нем была значительно расширена сеть учебных заведений МВД СССР. У нас появились академия, Высшая школа милиции в Горьком, обновлялись кадры милиции, работа сотрудников аппарата становилась более конкретной, несколько снижалась преступность по отдельным ее видам. По инициативе Щелокова были установлены прочные контакты с органами внутренних дел социалистических и развивающихся стран, увеличили прием на учебу иностранцев».
С подачи Министра внутренних дел СССР Николая Щелокова был создан штаб МВД СССР. Самым ценным в этой структуре был организационно-аналитический отдел: его сотрудники, в ряды которых вошли самые подкованные и эрудированные кадры, анализировали причины возникновения преступности в СССР и искали самые действенные методы борьбы с ней.
При этом Щелоков отчетливо понимал, что нельзя закрывать глаза на уже существующий криминалитет — преступников, отбывающих сроки за решеткой. Когда при личном посещении одной из тюрем он узнал, что там до сих пор нет канализации, то сразу же распорядился провести ее и оборудовать зэкам нормальные санузлы. Это произошло во время поездки в Мордовию министр посетил центральное КПЗ Саранска. Его сопровождающие вспоминали, что когда они вошли в свободную камеру предварительного заключения Н. А. Щёлоков окинув взглядом помещение с искренним сожалением заметил: «И здесь сидят люди?» Ему ответили утвердительно. Министр спросил: «А что за прибор стоит в углу камеры?». Ему ответили: «Товарищ министр, это «параша». «А что такое параша?» – спросил он. «Ну, это бачок, куда отправляют естественные надобности содержащиеся в камере». С явным возмущением министр сказал: «Как это можно?! Друг перед другом, там, где они спят и принимают пищу, открыто отправлять естественные надобности. Это ведь люди, а не скоты…»
Так был сделан приговор многолетнему обычаю содержанию заключенных. Буквально через месяц пришел категорический приказ министра об оборудовании отхожих мест в КПЗ. Вместо «параш» начали проводить канализацию и устанавливать унитазы.
Первое знакомство с учреждениями пенитенциарной системы, ГУЛАГом на Н. А. Щелокова произвело ужасающее впечатление. Со времен сталинских репрессий в этом обширном хозяйстве, подчиненном МВД, практически ничего не менялось. В стране не было ни одной новой тюрьмы, большинство построено до революции. Сырые, темные камеры или бараки, нары, вонючие «параши» – жесточайшие условия. Люди не получали необходимого питания, одежды, обуви, лекарств.
Сразу отметим, Щелоков неоднократно высказывал мысль о необходимости передачи исправительно трудовых учреждений (ИТУ) в ведение Министерства юстиции, как это было в царской России (начиная с 1898 года). Но после Октябрьской революции, с незначительным перерывом, этот нелегкий участок деятельности со всей громадной нравственно правовой, материально производственной ответственностью перед государством, обществом и личностью человека лежал на органах внутренних дел.
В соответствии с постановлением Совмина СССР от 7 февраля 1969 г. № Ш-40 приказом МВД СССР от 3 марта 1969 г. № 099 ГУМЗ (Главное управление мест заключения) переименовано в Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ). Основные задачи и функции этого органа были изложены в Положении о ГУИТУ МВД СССР, утвержденном приказом МВД СССР от 25 марта 1970 г. № 90 (дополнения внесены приказом МВД СССР от 6 марта 1972 г. № 72). Кроме того, в конце 1968 г. было принято решение о создании в структуре МВД самостоятельного подразделения, ответственного за деятельность лесозаготовительных предприятий, использующих труд заключенных, - Главного управления лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ). Деятельность его регламентировалась Положением о ГУЛИТУ МВД СССР, утвержденным приказом МВД СССР от 17 марта 1970 г. № 95 (дополнения внесены приказом МВД СССР от 4 ноября 1972 г. № 0059) К Одновременное существование двух главных управлений (ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД СССР) весьма усложнило проведение единой исправительно-трудовой политики в сфере исполнения наказания.
Кроме того, глава МВД СССР способствовал созданию Управления профилактики, главной задачей которого стала помощь в адаптации к воле бывших заключенных.
Щелоков никогда не был сторонником тюрьмы: он считал, что лишение свободы за несущественные преступления может окончательно поломать человеку судьбу. Куда более правильным наказанием главе советской милиции виделись исправительные работы: по мнению Щелокова, бесплатный труд на благо родины мог помочь осужденному осознать всю неправоту своего поступка. Именно при Щелокове распространенной практикой стала так называемая «химия»: социально неопасные осужденные работали на «вредных» предприятиях, но при этом номинально находились на свободе. Получалось, что они не только искупали свою вину, но и приносили деньги в казну СССР.
В 1977 году решением ЦК КПСС и правительства в составе МВД СССР образована новая служба – Главное управление по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы (5 й главк), и соответствующие службы в МВД и УВД. Новый главк возглавил генерал майор внутренней службы В.М. Соболев.
Министр был решительным противником крайней уголовной репрессии для перевоспитания правонарушителей, совершивших преступления впервые или неумышленно с нетяжкими последствиями. Они попадали за колючую проволоку к рецидивистам и другому преступному элементу, туда, где воспитывается преступная среда. Что могло дать такое «перевоспитание»? «Нам надо думать, как места заключения все больше превращать в социальную клинику. Этому как раз служит и 5 й главк. Подготовка осужденного в ИТУ как раз и должна отвечать задаче соответствующего воспитания для передачи затем в условия полусвободы на стройки и предприятия народного хозяйства. Безусловно, не все так легко воспримут этот новый институт. На одних режим ИТУ оставляет глубокий след, для других режим и пребывание в ИТУ не оставляет следа и уходит как с гуся вода. Для нас не секрет, что тюрьмы портят, калечат людей и служат университетом для арестанта, поставщиком преступности. Задача юстиции учитывать это и не торопиться отправлять оступившегося человека в тюрьму», – считал Щелоков. Начала создаваться целая система наказаний, не связанных с лишением свободы. Вернее полусвободы: это спецкомендатуры, колонии поселения, стройки народного хозяйства (химия), колонии для алкоголиков и др.
Новая служба не имела аналогов в истории органов внутренних дел. Хотя идея (как и с «профилактикой») была не нова, о ней задумывались и ранее. Известен Декрет СНК от 21.3.1921 г. «О лишении свободы и порядке условно досрочного освобождения заключенных», который установил исполнение наказания на основе перевода осужденных от более строгих форм изоляции к менее строгим, вплоть до досрочного освобождения от наказания. При Ленине повсеместно при ИТУ были организованы спецкомиссии для определения каждому заключенному наиболее приемлемого режима отбытия наказания, а также для рассмотрения вопросов досрочного освобождения.
«Председатель Совнаркома – председатель правительства России» В. И. Ленин также утверждал, что тюрьма не лучшее место для перевоспитания. В понятие наказание входит и предупреждение, и замечание, и выговор, и передача коллективу для обсуждения, а не только наказание по суду. В общем, не следует торопиться отправлять человека в тюрьму. Колонии поселения появились в 1963 году после принятия указа «Об организации исправительно трудовых колоний поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления». В 1964 году Президиум Верховного совета СССР принял указ «Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства». Но оба эти постановления тогда при Н. С. Хрущеве не получили масштабного претворения в жизнь. Колонии поселения отличались от других учреждений тем, что они не охранялись. В свободное от работы время осужденные передвигались по территории колонии до отбоя без каких либо ограничений. Они могли снимать или даже приобретать жилые строения, проживать в них с семьей, обзаводиться собственным хозяйством.
В связи с тем, что подобные колонии создавались чаще всего около химических предприятий, бурное строительство которых пришлось как раз на 60–70 е годы, сам вид наказания получил неофициальное (блатное) название «химия», а отбывающие его – «химики».
7 октября 1971 года МВД СССР утвердило Инструкцию о работе специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства. Специальные комендатуры создавались при городских или районных органах внутренних дел по месту нахождения предприятий или строек, на которых должны работать поднадзорные лица. Создание новой службы основывалось на экспериментах, практике работы с «трудными» взрослыми, которая показала, что какими бы испорченными ни были люди, они не могут не оценивать заботливое, пускай даже строгое, но справедливое отношение. С принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 года «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденных к труду» были созданы реальные условия для перевоспитания оступившихся в трудовых коллективах. Опора на трудовой коллектив, широкие возможности общественности являлась центральной задачей новой службы. Лишение свободы заменялось не просто трудом, а сопутствующим ему идейным и нравственным воспитанием. Этому отводилось первостепенное значение. Обучение в период отбывания наказания перспективным профессиям, высокая квалификация производственной подготовки давали реальную надежду на то, что после наказания жизнь устроится, как и у всех честных граждан.
Опыт исправления условно осужденных в процессе труда, без изоляции от общества, убедительно доказал свою высокую воспитательную эффективность. Рецидив среди этой категории осужденных составлял менее 3 процентов, то есть в 10–12 раз ниже, чем среди тех, кто был лишен свободы.
Автор книги «Тринадцать железных наркомов», изданной в 1995 году, Генерал-майор Николай Филиппович Некрасов с 1971 по 1982 год присутствовал на тридцати заседаниях коллегии МВД СССР, когда Министром был Н.А. Щёлоков.
На одном из заседаний коллегии МВД СССР, в начале 70-х годов рассматривались вопросы по совершенствованию работы ИТУ. Руководители Главка выступили с обширным докладом. Перед началом заседания министр познакомился с многочисленными диаграммами и схемами на стенах, призывающими к увеличению количества исправительных учреждений, штатной численности обслуживающего персонала и ужесточению режима. Отмечали наличие в колониях родильных домов и детских садов. После доклада все ждали ответ Министра Н.А. Щелокова. И вдруг прозвучал его вопрос: «Чем отличается наш ГУЛАГ от немецких концлагерей?». Наступила всеобщая растерянность. Пауза.
На поставленные вопросы о дополнительных затратах он сразу дал отказ и поставил перед членами коллегии задачу сократить число заключенных. Для этого войти с предложением в правительство, чтобы лиц, совершивших малозначительные неумышленные преступления, такие, как автоаварии, халатность и др. не сажать в тюрьму, а направлять на поселения, где бы они работали на производстве, жили на квартире, чтобы к ним могли приезжать родные. В будущем удалось достичь согласия, внести изменения в законодательство и сократить число заключенных более чем на 500 тысяч человек.
Щелоков считал неправильным, когда женщины рожают детей в местах заключения, и они растут там в яслях. Следовало продумать эти вопросы.
Изменить режимные условия в лагерях, колониях и тюрьмах. Гражданин, хоть он и совершил преступление, но это наш человек. Были пересмотрены все инструкции бывшего ГУЛАГа, нормы содержания и питания, организация свиданий с женами, отпуска для заключенных на случай смерти близких родственников. Поставленные задачи нашли разрешение в приказах и обновленных инструкциях.
Из воспоминаний, недавно (3 ноября 2021 года) ушедшего из жизни председателя Совета Общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы с 1991 по 1992 год - заместитель Министра- начальник ГУИТУ МВД России; с 1992 по 1998 год – заместитель Министра МВД России, Генерала-лейтенанта Внутренней службы в отставке Мищенкова Петра Григорьевича, о Министре Николае Анисимовиче Щёлокове: « В стиле Щелокова присутствовало умение лично вникнуть в проблему, опираясь на мнение и знание практических работников. Будучи первым заместителем начальника Главного управления исправительно трудовых учреждений, мне неоднократно приходилось бывать на докладах у Н. А. Щелокова, – рассказывает Петр Григорьевич Мищенков. – До сих пор помню его доброжелательную улыбку, советы, напутствия. Он всегда подчеркивал, что работники колоний, тюрем, СИЗО добровольно отбывают срок наказания без приговора. Их надо беречь, заботиться об их быте, особенно об офицерах, солдатах, несущих службу в лесных ИТУ. Запомнилось мне одно из заседаний коллегии МВД, на котором я докладывал о положении дел в следственных изоляторах.
Многие из них постройки царских времен, за годы советской власти эти учреждения мы не строили. В них постоянное переполнение, скученность, бытовые неудобства. В ряде регионов произошли чрезвычайные происшествия с жалобами на следственные органы, затяжку с судебными разбирательствами, грубостью, хамством контролерского состава. Ряд начальников УВД, министров были заслушаны на коллегии о положении дел в их подразделениях. Николай Анисимович поручил мне подготовить приказ по МВД СССР с конкретным планом на 5 лет по каждому региону о строительстве, реконструкции следственных изоляторов и о наказании виновных лиц, где были допущены серьезные происшествия. Решения этой коллегии и подготовленные документы по ее итогам дали мощный толчок по улучшению деятельности этих специфических учреждений системы ИТУ».
Основы реформирования системы ИТУ (исправительно-трудовых учреждений) были заложены при активном участии начальника Главка Ивана Тимофеевича Богатырева. Министр очень ценил этого талантливого руководителя.
Автор, как урожденный Сталинградской области - земляк Ивана Тимофеевича Богатырёва, даёт небольшую историческую справку. Места, где родился Богатырёв, это земля войска Донского, а Нехаевский район – это чисто казачий район, по составу населения. В 30 километрах от районного центра Нехаево, находится районный центр Калач – Калачеевского района, Воронежской области. Совсем недавно удалось выяснить, например, что по указу Петра I в 1716 году для защиты Воронежа от набегов кочевников был образовано военное поселение Калач (в настоящее время – Калач – районный центр Калачеевского района Воронежской области). Сотня казаков - черкассов во главе с сотником Демьяном Варавиным была принята в Острогорский казачий полк Войска Донского и получила название Калачеевской сотни. Казаки этой сотни и были первыми жителями Калача, а герой-пограничник Григорий Яковлевич Варавин, мой дед Борис Денисович Варавин и его старший брат Андрей Денисович Варавин - матрос крейсера «Варяг» - участник боя при Чемульпо, между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» и японской эскадрой, во время русско-японской войны 1904-1905 года, – потомки древнейшего казачьего рода Варавиных.
Свой трудовой путь Иван Тимофеевич начал трактористом в родном колхозе на хуторе Кругловка Нехаевского района Волгоградской области.
После окончания средней школы в 1942 году добровольцем пошел на фронт. С июля 1942 года на фронте. Воевал на Курской дуге, а затем на Киевском направлении. После окончания Астраханской авиатехнической школы механиков с января 1944 года в качестве авиамеханика участвовал в боях в составе 3 Украинского фронта, а с июля 1944 года и до конца войны — 1 Украинского фронта в 109 гвардейском штурмовом авиаполке 8-й гвардейской штурмовой авиадивизии.
В 1946 году был направлен в Ивановское военно-политическое училище. Демобилизовался в 1947 году. С 1950 по 1953 — начальник БТК (Бюро технического контроля) механического цеха Сталинградского тракторного завода. В 1957 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института по специальности «инженер-механик».
С 1953 года работал в органах КПСС — заведующим отделом парткома Сталинградского Тракторного завода, затем вторым (1954) и первым (1956) секретарем Тракторозаводского райкома КПСС, заведующим отделом оборонной промышленности (1958) Волгоградского областного комитета КПСС. В 1962 году стал первым заместителем председателя Волгоградского СНХ (Совнархоза). С 1963 года заместитель, а с 1965 года первый заместитель председателя СНХ (Совнархоза) Нижне - Волжского экономического района. В 1965 году избран секретарем Волгоградского обкома КПСС. Был одним из инициаторов сооружения знаменитого памятника – ансамбля на Мамаев Кургане.
После выхода в свет Постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в деятельности органов внутренних дел», инициатором которого был новый Министр внутренних дел СССР Николай Анисимович ЩЕЛОКОВ, по всей стране в конце шестидесятых годов прошлого века начался отбор по рекомендациям трудовых коллективов, комсомольских, профсоюзных и партийных организаций лучших представителей для службы в органах внутренних дел и, особенно, милиции. В этот период в МВД пришла блестящая плеяда руководителей из партийной среды, центральных органов комсомола. Пришли авторитетные милицейские руководители, прошедшие все ступени службы. К практической работе были привлечены специалисты, имеющие учёные степени кандидата или доктора наук. Большинство из них, как и сам Министр, были участниками Великой Отечественной войны.
Волгоградская областная партийная организация в апреле 1969 года дала направление на работу в систему МВД двум коммунистам: секретарю обкома КПСС Богатырёву Ивану Тимофеевичу, который был назначен на должность начальника Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, впоследствии, Генерал-Полковник, заместитель министра внутренних дел и заведующему отделом Волгоградского горкома КПСС Куценко Дмитрию Матвеевичу на должность заместителя начальника УВД Волгоградской области по кадрам.
В МВД И. Т. Богатырев назначен начальником ГУИТУ МВД СССР. Для Богатырева, как и для Щелокова, это был новый участок работы, но он быстро освоился, став надежной опорой министра. Более пяти лет Иван Тимофеевич Богатырев возглавлял Главк и двенадцать лет был заместителем министра.
Вместе с Министром Н. А. Щёлоковым они побывали во многих тюрьмах, колониях и лагерях, изучая обстановку непосредственно на месте. В таких поездках министр встречался с заключенными, беседовал со многими из них, пытался разобраться в их психологии. Министра Щелокова нельзя упрекнуть в том, что он поверхностно знал тюрьму, заключенных, специфику работы ИТУ.
После тщательной подготовки в 1969 году приняты Основы исправительно трудового законодательства СССР и союзных республик.
Были урегулированы вопросы организации и оплаты труда лиц, содержащихся в тюрьмах, следственных изоляторах, больницах, установлен порядок организации общеобразовательного и профессионально технического обучения осужденных в исправительно трудовых учреждениях.
Обучение в них возлагалось на органы народного образования. В обязанности ИТУ вменялось создание учебно материальной базы. В воспитательно трудовых колониях организация и осуществление общеобразовательного обучения несовершеннолетних осужденных полностью возлагались на органы внутренних дел. В ИТУ ввели всеобщее обязательное среднее образование осужденных. Для сдачи экзаменов учащиеся освобождались от работы.
Основное содержание и направление исправительно трудовой политики определялось в ЦК КПСС. Все законы и ведомственные акты, регулирующие отношения в сфере исполнения уголовного наказания, изменения в управленческих структурах, требовали предварительного одобрения и серьезного финансирования.
ЦК партии постоянно и настойчиво проводило политику «экономии», перекладывая материальные расходы по содержанию осужденных на их собственные плечи. Щелокову приходилось нелегко «продавливать» инициативы МВД СССР по созданию нормальных условий содержания осужденных.
Первостепенное значение придавалось формированию аппарата идеологического воздействия и воспитания. «Труд без воспитательного влияния слова не достигает нужной цели. И только увлеченный труд коллектива с рядом идущим воспитательным словом, примером способен «перепахивать» судьбы и «переплавлять» характеры», – утверждал министр. В качестве организаторов и исполнителей этой работы выступали политические органы. Аналогов подобной практике не было в мировом пенитенционарном деле. Ведь работа в колонии с людьми ущербной психологии и морали, со своеобразными понятиями о чести и гражданском долге необычайно сложная. Кстати, Министр хорошо понимал и то, что тюрьма «принадлежит» ворам. Вор – «хозяин» в тюрьме, как бы это ни отрицали ее начальники. Говоря о «ворах в законе» с сотрудниками ИТУ, Щелоков, в частности, отмечал: «Это особая категория людей большей частью с озлобленным характером, давно живущих по своим неписанным правилам, строго, как веру, исполняющих их. Вместе с тем это наблюдательные люди, ничего не берущие на веру. Шаблонное слово для них «пустое слово», оно отлетает как от стенки горох. Вести разговор с этой категорией людей надо умело, честно, не хитрить и, не заискивая, вести откровенный разговор, всегда помня, что это не «паиньки» мальчики, а перед тобой своеобразные «герои», имеющие свое «я» и свой особый характер».
В 1977 году открыт Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников ИТУ МВД СССР, работавший под непосредственным руководством ГУИТУ МВД СССР. В институте была создана уникальная учебно – методическая экспериментально выставочная база, не имеющая аналогов в мировой пенитенциарной практике.
Руководство МВД СССР стремилось повысить эффективность исправительно трудового процесса на основе внедрения научных положений и рекомендаций. Практика советских ИТУ настойчиво вела поиск наиболее эффективного использования предусмотренных законом форм, методов и средств психолого педагогического воздействия на личность осужденных.
В 1971 году коллегия МВД СССР обязала руководителей МВД УВД, УИТУ ОИТУ организовать работу в подразделениях по принципу «Каждый сотрудник – воспитатель»; обеспечить стабильность отрядных коллективов; в распорядке дня предусмотреть время для проведения ежедневного политчаса; ввести плановые начала в организацию индивидуальной работы с осужденными, их ежегодное аттестование; вовлечь в общеобразовательную учебу всех, подлежащих 8 летнему обучению, и завершить переход к всеобщему среднему образованию осужденных молодежного возраста.
МВД СССР предлагало ввести жесткий контроль за занятостью осужденных полезными делами в свободное от работы время на основе планирования, определить роль и место каждого сотрудника в этом деле, привлечь к этой работе инженерно технических работников, учителей общеобразовательных школ, преподавателей ПТУ, шефов, представителей культурно просветительных учреждений и физкультурно спортивных организаций, установить распорядок дня начальников отрядов с таким расчетом, чтобы каждый из них, как правило, находился в подразделении в свободное время осужденных его отряда. В приказе МВД СССР содержится перечень форм работы по обеспечению полезной занятости осужденных, в числе которых спортивные мероприятия, работа кружков и проведение выставок технического творчества, рационализаторов и изобретателей, концерты и конкурсы художественной самодеятельности, клубная работа и работа местных радиоузлов по выполнению заявок осужденных.
Арсенал средств идеологического, политического культурно просветительского воздействия на осужденных постоянно пополнялся, материальная база совершенствовалась. Как борьбу с преступностью, так и исправление осужденных невозможно проводить без усилий общественности. В качестве постоянных шефов определялись трудовые коллективы ведущих промышленных предприятий. Шефствующие коллективы для проведения воспитательной работы среди осужденных из своей среды выделяли людей способных к этой работе. С участием высококвалифицированных специалистов шефствующих предприятий организовано обучение осужденных перспективным профессиям на учебно технической базе, создаваемой этими предприятиями. Для трудоустройства осужденных, нуждающихся в этом после отбытия наказания, в каждом городе и районе решением областного Совета народных депутатов были определены базовые предприятия.
Особая забота проявлялась в формировании системы профессионально технической подготовки осужденных, ибо только при наличии специальности или профессии, востребованных в народном хозяйстве, освобожденный мог успешно адаптироваться к жизни на свободе. Перечень профессий и специальностей, включал более 60 наименований, однако преимущество отдавалось подготовке строителей, механизаторов, электрогазосварщиков, слесарей, токарей, электриков и шоферов.
Советские ИТУ выпускали промышленной продукции в суммарном выражении больше, чем все республики Прибалтики вместе взятые. По сельскохозяйственному машиностроению были на втором месте – за специализированным министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Примерно так же в металлообработке, швейном производстве и т. д. ИТУ ежегодно давали стране до 20 миллионов кубометров леса, что выдвинуло МВД СССР на второе место – за министерством лесной, целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности.
Министр Щелоков Н.А. придавал большое значение развитию и технической оснащенности сельхозколоний. Привлечение осужденных к квалифицированному труду во многом облегчало решение проблем удовлетворения материальных потребностей мест заключения.
В советский период МВД СССР со своим промышленным потенциалом, который был в ГУИТУ, входило в пятёрку крупных промышленных министерств Советского Союза. В вопросах развития промышленных и сельскохозяйственных предприятий на базе исправительно-трудовых колоний МВД СССР, приоритет Министра Щелокова Н.А. бесспорен, но огромную помощь в техническом оснащении предприятий уголовно-исполнительной системы оказал заместитель Министра, генерал-полковник внутренней службы, Богатырев И.Т. Опыт работы секретарем Волгоградского Обкома КПСС по промышленности давал Богатыреву И.Т. выходить с ходатайствами в Правительство СССР о выделении техники и оборудования для создания новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий на базе ИТК и модернизации старых.
Преобразования в МВД тянули на сотни миллионов рублей. Дополнительные затраты требовали согласия Министерства финансов, Госплана и других ведомств, в том числе, силовых. Бывший председатель Госплана Николай Константинович Байбаков познакомился с Щелоковым, когда тот работал в Молдавии. Байбаков же руководил Совнархозом Краснодарского края. Сталинский нарком высоко оценивал личность министра внутренних дел Щелокова Н.А.
– Это был блестящий хозяйственник, новатор, интеллектуальный, высоко эрудированный, красивый человек, – отмечал Н. К. Байбаков. – Размах и успехи его деятельности в Молдавии, а затем и в МВД восхищали. У него было немало завистников. Встречи и беседы с Николаем Анисимовичем доставляли мне большое удовольствие и интерес. Когда я возглавлял Госплан, ко мне с просьбами на прием приходили многие министры, но Николай Анисимович особенно настойчиво добивался денежных средств с тем, чтобы решить те или иные проблемы в МВД. Поэтому его милиция еще долго будет помнить добрым словом. Молодец, он молодец! Был, к сожалению…
В период работы Н.А. Щёлокова Министром СССР впервые сотрудники органов внутренних дел были представлены к званиям Героев. Героем Советского Союза в 1974 году стал старший лейтенант милиции (в будущем полковник милиции) А.И. Попрядухин, а Героями Социалистического Труда С. Ф. Черницын – машинист тепловоза Вятского управления лесных ИТУ и М.П. Шмаргун – мастер механического цеха ИТК УВД Одесского облисполкома.
Отбывание наказания, как известно, вызывает ряд негативных последствий, которые нередко существенно затрудняют социальную адаптацию освобожденных. Выход осужденного из заключения – острый и сложный момент в его жизни. Как сложится его дальнейшая судьба? Это сложнейшая социальная проблема.
Предусматривалось, чтобы освобожденные лица были обеспечены работой исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся не позднее пятнадцатидневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве. Это предписание являлось обязательным для руководителей предприятий, учреждений и организаций.
Для контроля за прибытием освобожденных к избранному месту жительства и своевременным устройством на работу администрация тюрьмы или колонии за 20 дней до освобождения осужденных по отбытии наказания, а на других – в день освобождения высылала в районные (городские) органы внутренних дел извещения. В свою очередь, о прибытии освобожденных, их трудовом и бытовом устройстве органы внутренних дел направляли в ИТУ сообщения. На лиц, подлежащих административному надзору, запрашивались соответствующие материалы, которые должны были быть высланы исправительно трудовыми учреждениями в течение 3 х дней со дня получения запроса.
В 1977 году утверждается новая Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание.
В Инструкции содержался перечень категорий осужденных, которые относились к наиболее рецидивоопасным. За 3 месяца до их освобождения направлялись письма в отделы внутренних дел с просьбой проверить возможность их устройства после освобождения от наказания. К ним относились: инвалиды, престарелые, отказавшиеся вернуться к прежнему месту жительства, несовершеннолетние, особо опасные рецидивисты, не имевшие до осуждения постоянного места жительства и работы, судимые три и более раз за совершение любых преступлений, отбывавшие наказание за бродяжничество, попрошайничество и паразитический образ жизни, подлежащие взятию под административный надзор по заключению администрации ИТУ и наблюдательной комиссии, не вставшие на путь исправления либо не отказавшиеся от намерений продолжить преступную деятельность.
Инструкция 1977 года установила перечень показателей, характеризующих содержание работы ИТУ по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве освобожденных, анализ которых позволял оценить состояние этой работы. Как видим, была проведена колоссальная законотворческая, мобилизующая социальные силы работа, чтобы решительно поднять уровень и эффективность системы исполнения наказаний. И инициатором, «мотором» этой работы была энергия Министра внутренних дел Н.А. Щёлокова.
В результате всех этих преобразований на рубеже 1970 - 1980-х гг. управлением деятельностью по исполнению наказаний занимался целый ряд структурных подразделений МВД СССР. Исполнение лишения свободы находилось в ведении трех главков: Главного управления исправительно-трудовых учреждений, Главного управления лесных исправительно-трудовых учреждений и Главного управления внутренних войск (ГУВВ). Исполнением наказаний без изоляции от общества ведало Пятое Главное управление МВД СССР (впоследствии реорганизованное в Управление профилактической службы, затем упраздненное). Среднее управленческое звено системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы к середине 1980-х гг. представляли: 12 управлений ИТУ МВД союзных республик, 40 управлений и 30 отделов ИТУ МВД автономных республик, УВД краевых и областных исполкомов РСФСР, 18 управлений лесных ИТУ.
Министр практиковал личные встречи в здании министерства с освободившимися из колонии людьми (как правило, осужденными за тяжкое преступление), вставшими на путь исправления. Это широко освещалось в СМИ. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях в ноябре 2009 года, адвокат Светлана Михайловна Бунина, которая долгое время была творчески дружна с Николаем Анисимовичем Щёлоковым и по его заданию часто выезжала в места лишения свободы в качестве корреспондента журнала « К новой жизни» (это был аналог нынешнего журнала УФСИН России «Преступление и наказание»).
Из воспоминаний Буниной С.М. «…Из зоны освободился Серый Волк — эстонец Липпу Леви Ахтович, отсидевший в лагере более 14 лет, совершивший несколько побегов. Стал жить у нас дома. Однако характер у него непростой, и вскоре он перебрался к моим родителям. Спал на кухне. Я прочитала записки, которые он вел в зоне. Прочитала и ахнула. Передала их редактору „Юности“ Борису Полевому. Он тоже ахнул. В результате „Записки Серого Волка“ увидели свет в журнале „Москва“, а их автор стал известным писателем Ахто Леви. Свела его с Николаем Анисимовичем, попросила найти возможность прописать его в Москве».
Министр узнал, что московская милиция не прописывает в столице недавно вернувшегося из мест заключения гражданина по чисто формальным обстоятельствам, а тот, обладая явным писательским талантом, собирается поступать в литературный вуз. Щелоков незамедлительно пригласил бывшего «зэка» на беседу, отложив важные дела, ознакомился с его литературными набросками и сложном пути «вора в законе» к честной жизни, позаботился о его обустройстве в городе и развитии литературного дарования. Вскоре вышла в свет нашумевшая книга эстонца Леви Ахтовича Липпу (Ахто Леви) «Записки Серого Волка» (первая публикация не где-нибудь, а в «Новом мире»!), книга стала настольной у заключенных, популярной у молодежи. На примере «серого волка» многие, без преувеличения, смогли вернуться к честной жизни.
Из воспоминаний Светланы Михайловны: «Николай Анисимович был очень добрым человеком. Он считал, что осужденных, отбывших наказания, следует прописывать в их семьи. По его просьбе Леви написал статью об этом для „Литературной газеты“. Статья не вышла. У Щёлокова в связи с этим потом были какие-то неприятности. Он сам мне рассказывал, но подробностей я не помню».
Похожим образом помог Николай Анисимович и Вольту Митрейкину. Вольт — сын поэта, „увековеченного“ Маяковским («кудреватые Митрейки») — при Сталине пытался организовать группу старшеклассников, чтобы выйти на улицу с плакатами в защиту конституции. Ребят посадили на 25 лет. В оттепель Вольта не реабилитировали, поскольку его обвинили также в краже государственного имущества — пишущей машинки, на которой они составляли воззвания. Я добилась его освобождения. К маме в Москву его не прописывали, к невесте в Малаховку — тоже. Рассказала об этом случае Леви. Вскоре встречаю Митрейкина, и он мне сообщает: прописан. Как?! Сам плохо понимает. Оказывается, приезжают к его невесте милиционеры на мотоциклах, вынимают его из шкафа, где он прятался (поскольку имел уже два предупреждения за нарушение паспортного режима, а за третье полагался срок до двух лет), везут в паспортный отдел и прописывают! По распоряжению министра, а того попросил Леви (Леви Ахтович Липпу, автор книги «Записки Серого волка»).
А вот памятными событиями во время службы в МВД СССР у председателя Общественной организации ветеранов ОВД и ВВ по Волгоградской области, полковника внутренней службы в отставке, Валентина Викторовича Кантемирова, была его учеба в Академии Управления МВД СССР, где в качестве преподавателя перед слушателями несколько раз выступал Министр Внутренних Дел, генерал армии Н.А. Щелоков. Его выступления были очень живые, а порой даже с каким-то блеском, большой настойчивостью и с глубоким знанием дела. Все слушатели знали, что каждому выступлению обязательно предшествовала глубокая проработка материала и основательный научный анализ. Он прекрасно знал практическую сторону вопроса, о котором он вел повествование, и во всем его выступлении чувствовалась глубокая вера в то, что это вопрос будет обязательно решен. Как рассказывал сам Валентин Викторович Кантемиров, многие ребята-слушатели попадали под обаяние его выступления и то, что он говорил, для многих в будущем это стало программой жизни.
Интересное воспоминание о деятельности УИТУ УВД Волгоградской области, его начальника с 1994 по 2009 год генерал-лейтенанта внутренней службы Игоря Васильевича Сизова: «В период, когда Министром МВД был Щелоков Н.А. - УВД Волгоградской области стало базовым органом МВД СССР по работе с кадрами и по другим вопросам. На базе УВД проводилось много совещаний, семинаров, конференции по различным службам, в том числе и по совершенствованию работы подразделений уголовно-исполнительной системы. Волгоградское УВД регулярно посещали многие делегации МВД социалистических и капиталистических стран, их сопровождали руководители МВД СССР, начальники соответствующих главков. Шел активный обмен опытом работы. Я также встречался с коллегами из Управлений исполнения наказаний других регионов СССР – это был интересный и поучительный обмен мнениями по реализации новых форм воспитательной работы среди осужденных».
Привожу также воспоминания Председателя Совета Ветеранов Органов Внутренних Дел и Внутренних Войск, генерал полковника внутренней службы Ивана Федоровича Шилова, в 1967 году возглавлявшего Заводской районный отдел милиции города Новокузнецка, которые были опубликованы авторами М. Брежнев и А. Науменко, в книге «Министр Щелоков» в 2010 году: «После назначения Щелокова министром в Москве состоялось Всесоюзное совещание руководителей горрайорганов внутренних дел, на которое пригласили и молодого начальника райотдела Шилова. Вот его впечатления от этого совещания. «Приход нового министра – это событие для личного и командного состава, особенно для нас, отдаленных от Москвы. Я должен сказать, что не было еще такого случая, чтобы кто то из министров и до, и после Щелокова так внимательно обратил внимание (я нисколько не преувеличиваю) на такое главное звено по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка, как на городские и районные органы внутренних дел, непосредственно решающие вопросы на местах. Не было такого случая, чтобы кто то из министров собрал нас, начальников горрайорганов, со всего Советского Союза в Москве для проведения совещания!... Я утверждаю, что деятельность Н. А. Щелокова была бурной, полезной и результативной, мы все были воодушевлены и стремились как можно лучше выполнить поставленную задачу по обеспечению правопорядка на своей территории. Все, что было заложено в деятельность МВД СССР министром Николаем Анисимовичем Щелоковым, было очень важно для меня, тогда молодого руководителя, на многие годы. Все полученное я пронес через всю служебную жизнь вплоть до нынешнего дня».
Подписывайтесь на AbsolutTV.ru в Google Новости, Дзен Яндекс, Яндекс Новости, следите за главными новостями Санкт-Петербурга, России, Мира. Обсуждайте наши новости.
Пишите комментарии.

Комментариев 1