Фильмы о Второй мировой войне за рубежом и в России
Николай Варавин, историк,
ветеран боевых действий и МВД России,
полковник милиции в отставке,
член Союза писателей города Волжского
Волгоградской области
ветеран боевых действий и МВД России,
полковник милиции в отставке,
член Союза писателей города Волжского
Волгоградской области
Волгоград / AbsolutTV.ru / Востребован ли кинематограф Великой Отечественной войны для истории?
Отношение к российским Вооружённым Силам в нашем обществе неоднозначно.
Причинами такого отношения является неоднозначность реформирования Вооружённых сил России, особенно со стороны ряда западных стран.
Кроме того, переход в Америке к контрактной армии детерминировала проигранная война во Вьетнаме. А в России, похоже, выигранная война на территории Южной Осетии полностью похоронила идею перехода армии на контракт.
Заметим, что призывы относиться к военной службе как к долгу и обязанности в последнее время в России усиливаются. Следовательно, возвращение, по сути, к вооружённым силам советского типа неизбежно породит прежнего героя-военнослужащего. Опять последует усиление коллективистских начал в российских вооружённых силах. Нет сомнений в том, что кинематограф возродит на новом витке тему героев Великой Отечественной войны, как уже, собственно и происходит.
Подобная же проблема стоит и перед американским обществом, особенно перед молодёжью.
8 мая 1945 года завершились бои только на европейском фронте. Для Америки тогда война ещё далеко не кончилась. Впереди были тяжелейшие сражения с ещё более страшным противником – Японией. Предполагаемые потери только с американской стороны могли достичь сотен тысяч жертв. Вот почему историческая веха, вошедшая в сознание европейцев под именем «День Победы», в Америке разделилась надвое. Это, однако, не значит, что американцы в эти дни не вспоминают о войне. Напротив, в Америке XXI века. Вторая мировая война приобрела особое, в определённом смысле эталонное значение.
Если в наследство от Первой мировой войны Америке досталось «потерянное поколение», так и не понявшее, за что оно сражалось, если вьетнамская война оставила после себя разочарованное поколение, не сумевшее поверить в её необходимость, то война с фашизмом воспринимается как бесспорно, правое дело, участием в котором нельзя не гордиться. Что и делают сейчас американские ветераны Второй Мировой войны.
Войны XXI века требуют примера, и американская молодёжь ищет его не у отцов, а у дедов. Об этом с немалым удивлением говорят дожившие до наших дней ветераны той войны. Старики оказались обладателями редкого сокровища – трагического, но и жизнеутверждающего опыта борьбы за, безусловно, нужную победу, опыта нравственной определённости, по которой несколько десятилетий тосковала американская душа, уязвлённая вьетнамским синдромом.
Этот новый интерес к прошлым военным испытаниям торопятся удовлетворить американские военные фильмы. Лучшим из них, по моему мнению, является фильм «Спасти рядового Райана» режиссёра Стивена Спилберга. Спилберг однажды признался, что больше всего на свете боится остаться непонятым. И действительно, среди картин этого популярнейшего режиссёра есть немало таких, которые не дошли до адресата. История о рядовом Райане, по-моему, относится к такому разряду.
Дело в том, что это – фильм не о войне, а о смерти на войне. Разница велика. В той войне, которую показал Спилберг, нет места любви и жертве, правде и состраданию, рыцарскому героизму и стратегической игре. То есть всему, что оправдывает войну в глазах искусства.
Первая (и лучшая) сцена фильма – знаменитая высадка американского десанта на нормандском берегу – уже вошла в историю батального искусства. Не из-за размаха – в «Войне и мире» Сергея Бондарчука его куда больше, и не из-за жестокости, которой трудно удивить любителя триллеров. Страшным бой делает дикая случайность. Над нормандским пляжем царит бессмысленная, бесчувственная, безнравственная теория вероятности, которой совершенно всё равно, кого убивать. Наша беспомощность перед слепым процентом потерь лишает смысла происходящее. Уравнивая себя со стихийным бедствием, война теряет человеческое измерение. Стена пулемётного огня также безразлична к нашему внутреннему миру, как землетрясение. В этой нечеловеческой лотерее не остаётся времени для прошлого и будущего, есть только настоящее – и его немного.
Снимая батальный фильм в жанре бескомпромиссного натурализма, Спилберг рассказал о том, что такое настоящее сражение, поколению, которое привыкло к игрушечной войне видеоигр. Ведь теперь даже настоящая война, попав на экраны телевизоров, кажется компьютерной симуляцией. В фильме Спилберга спасают не столько рядового Райана, сколько реальность крови и смерти, рассказанную молодому поколению Америки.
Что мы можем сказать об отечественном кино?
Пока что в современных военных отечественных фильмах герой либо отсутствует в принципе, либо таковой имитируется. Так в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2» комбриг Котов и его дочь заняты выживанием. Каковы их социальные ценности и личные убеждения? Об этом в фильме нет ни слова. Может быть, кто-то всерьёз считает, что Котов и его дочь – типичные представители советского народа? Но как на этой идейной основе (точнее, в условиях отсутствия таковой) стать героем нашего времени?
Однако именно в отсутствие этого концептуального единства кроется главный прокол: Никита Михалков взялся за военное кино не потому, что имел сообщить нечто новое о войне, а потому, что посмотрел «Спасение рядового Райана» и посетовал на отсутствие у нас – главных победителей – такой же дорогой, громкой и убедительной картины. То есть ему показалось, видимо, что для убедительности достаточно дороговизны и громкости.
У Спилберга был конкретный гуманистический посыл, не новый (да и претензии на миф нету), но внятный: уникальность и драгоценность каждой жизни, принципиальное отличие американской военной доктрины от всякой иной.
У Михалкова концепция настолько отсутствует, что за неё в итоге выдаётся следующая мораль: пусть каждый зритель, посмотрев фильм, живо ощутит, как ничтожны все его проблемы, какое счастье просто жить.
Собственно, внятная идея в этом фильме одна: объединить царское и советское, белых и красных, церковь и Сталина. Наибольшие усилия к этому приложил Никита Михалков в «Утомлённых солнцем-2» - тем грандиознее был провал. Эстетическая мешанина, которая получилась в результате, - невольное признание режиссёра в невозможности соединить несоединимое.
В «Войне и мире», например, или в одном из лучших военных фильмов о Второй мировой войне режиссёра Михаила Калатозова «Летят журавли» есть сцены недостоверные и с точки зрения вкуса небезупречные, - но художественная мощь искупает всё: проблема Никиты Михалкова как раз в том, что бросив в бой все резервы – как свои, так и государственные, - победы он не добился. Художественной убедительности и, главное, художественной силы в его картине катастрофически не хватает.
Более творческая, но всё же неудачная попытка формирования современного героя предпринята в фильме «Мы из будущего». На упаковке диска с фильмом изложена его суть». Прошлое ближе, чем ты думаешь». Чтобы совершить нечто героическое, создатели фильма отправляют четверых наших современников в 1942 год. Там, в прошлом, кажется всё ясным: вот там враги, а здесь свои. Или умри вместе со всеми на Родину, либо всё равно умри, но как трус и предатель – то есть вся обстановка способствует героизму. Но фильм заканчивается. Когда главные герои вернулись в наше время. Они просто стоят на дороге, и не ясно: что делать, в чём современный героизм, где и как его проявлять?
Ещё раз подчеркнём, что в России профессионал-одиночка со своими идеалами и ценностями, но который ничему не верит и ничего ни от кого не ждёт – опасен для всех: для власти, для общества и для самого себя.
В современных российских патриотических фильмах мы, по-прежнему имеем дело с перелицовкой старого советского материала с добавлением голливудского. Однако в основе и советского и голливудского заложены универсальные ценности: интернационализм, свобода личности. Поэтому могу сказать, что сегодня режиссёры не снимают «простых историй о войне», таких как фильм 1967 года «Женя, Женечка и «катюша»» режиссёра Владимира Мотыля, где свою лучшую роль сыграл Олег Даль и, конечно, фильм 1973 года «В бой идут одни старики» режиссёра Леонида Быкова.
Эти фильмы на все времена навсегда останутся в сокровищнице отечественного кино. Их простой сюжет на тему осмысления человеком своего места в этом мире и есть тот универсализм , за который мы и любим советский патриотический фильм.
На мой взгляд, в ближайшее время героями российских фильмов (но не национальными героями) станут военнослужащие, спасающие своих товарищей в критических ситуациях: прикрывающие их собственной грудью, спасающие мирных жителей от террористов, либо честные герои мирных ратных будней. Причина проста – власти в нашей стране нужны добросовестные исполнители, эффективно и быстро добивающиеся тех результатов, которые перед ними ставит руководство.
Что же касается отечественных фильмов о войне, далеко не безупречных с художественной точки зрения, то в общем они имеют очень важный воспитательный момент – чтобы молодёжь и все мы помнили о том времени и том, кто именно выиграл войну.
фото: архив mycdn.me