Транспортная полиция Российской империи. Основание и развитие
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / В России ХIХ века, как и в наши дни, вопросы обеспечения общественной безопасности на транспорте занимали одно из ведущих направлений в правоохранительной политике государства.
Николай ВАРАВИН, историк
Ветеран МВД РФ и боевых действий
Член Союза писателей города Волжского Волгоградской области
Ветеран МВД РФ и боевых действий
Член Союза писателей города Волжского Волгоградской области
Ещё в 1807 году была подготовлена инструкция по наблюдению за отправлением почтовых и пассажирских лодок между Шлиссельбургом и Петербургом. Она определяла порядок и основные условия перевозок, в том числе правила поведения лоцманов, размер лодок, оплату услуг для пассажиров.
Первые упоминания о правовом статусе прообраза современных органов внутренних дел на транспорте содержатся в утверждённом 20 ноября 1809 года Высочайшем Манифесте Александра I «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями». В соответствии с данным актом было создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по воде, так и по сухопутным сообщениям» вводилась полицейская команда.
Отдельный корпус жандармов Российской империи, более известный в отечественной истории как политическая полиция и опора самодержавия в борьбе со смутой, кроме основных функций выполнял ещё и обязанности по охране стратегических путей сообщения империи – железных дорог.
По мере развития в России железнодорожного сообщения охрана стальных магистралей стала дополнительной функцией жандармской службы. Необходимость привлечения специальных подразделений для надзора за общей безопасностью в полосе отчуждения железнодорожный путей возникла ещё на заре развития этого транспорта.
Третий параграф «Положения о Корпусе жандармов» 1836 года назывался «Задачи, структура и компетенция органов полиции на транспорте». Название верно отражало его содержание.
В том же, 1836 году правительством было принято решение об образовании правоохранительного военизированного жандармского формирования – железнодорожной жандармерии. Помимо обеспечения непосредственного контроля за ходом строительства железнодорожного полотна, чины железнодорожной полиции выполняли и отдельные функции политического сыска.
Основную рабочую силу строящихся линий составляли крепостные крестьяне и беглые. Для насильственного их удержания и поимки сбежавших, правительство начало активно использовать в 40-х годах ХIХ века жандармские команды и эскадроны.
В процессе эксплуатации железных дорог, подразделения жандармерии оказались наиболее приспособленными формированиями МВД для караульной службы и полицейского надзора в этой отрасли. Железнодорожные пути строились на территории различных губерний и уездов. То есть, уже тогда на стадии строительства путей сообщения возникла необходимость обеспечения линейного, а не территориального принципа охраны правопорядка. В силу разной удалённости строящегося полотна дороги от населённых пунктов, территориальные подразделения полиции не могли быть задействованы на его охране. Вот почему потребовалось привлечение экстерриториальных формирований, какими и были жандармские команды, обладавшие и значительной мобильностью.
В соответствии с Таможенным уставом 1857 года, чины транспортной полиции взаимодействовали с чинами Главного управления таможенной частью и корпуса пограничной стражи. В частности, они обладали правом выдачи разрешения на погрузку товаров и их досмотр, контролировали паспортный режим, пресекали тайный провоз запрещённых товаров.
Середина ХIХ века была отмечена наиболее бурным ростом строительства железных дорог. Назревала необходимость выработки нормативно-правового регулирования действий жандармской полиции. 27 мая 1861 года Александром II было высочайше утверждено «Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог». В структуре правоохранительных органов появился новый вид самостоятельного подразделения – жандармская железнодорожная полиция. Данное положение оставляло железнодорожную полицию в ведение Министерства путей сообщения с подчинённостью инспектору каждой дороги, в обязанность которого входило руководство деятельностью подразделений железнодорожной полиции.
В январе 1867 года по инициативе шефа жандармов генерал-адьютанта графа Шувалова последовало Высочайшее повеление об изменении подчинённости железнодорожной полиции. В ведение Шувалова как шефа Корпуса жандармов переходили все жандармские части и управления, в том числе и жандармские полицейские управления железных дорог. Итогом этого явилась централизация управления всеми подразделениями и видами жандармской полиции. Железнодорожная жандармерия была изъята из оперативного управления и полностью возвращена в структуру Отдельного корпуса жандармов. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра структуры железнодорожной полиции.
16 марта 1867 года Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог. По принятому 16 марта 1867 г. «Порядку учреждения жандармского надзора на вновь вводимых железных до¬рогах» под надзор каждого жандармско-полицейского Управления включался участок дороги протяженностью в 2000 вёрст.
Это расстояние делилось на участки в 200 вёрст каждый, находившиеся в ведении отделений. В штат Управления входили: начальник, адъютант, начальники отделений и унтер-офицеры, число которых колебалось от 120 до 300 человек.
Свод военных постановлений 1869 г. определил следующее назначение сотрудников новых формирований: «Жандармские полицейские управления железных до¬рог несут все обязанности и пользуются всеми права¬ми наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественного благочиния и безопасности на определенных районах по железным дорогам». Устав уголовного судопроизводства закрепил обязанности жандармской полиции «...по обнаружению и исследованию преступлений и проступков, совершающихся в районе действий чинов жандармских полицейских управлений железных дорог».
На железнодорожную полицию возлагалось решение следующих задач:
«1. Исполнение обязанностей по делам судебного ведомства.
2. Непосредственное участие в наблюдении за исполнением на железных дорогах публикой и служащими правил и распоряжений, обеспечивающих порядок и благочиние.
3. Осмотр паспортов в некоторых пограничных пунктах империи.
4. Непосредственное и исключительное руководство обеспечением безопасности проезда императорских поездов.
3. Производство дознаний по политическим делам».
Штабом отдельного корпуса жандармов разрабатывались инструкции для служебной деятельности железнодорожной полиции. Так, например, 29 сентября 1873 года циркуляром Штаба Корпуса в жандармское полицейское управление железных дорог была направлена «Инструкция для чинов жандармской и общей полиции на железных дорогах», в которой перечислялись примеры практических действий в различных ситуациях.
Следует отметить, что сотрудники железнодорожной полиции помимо всего прочего активно работали со своей агентурой в своей полосе ответственности, защищали железнодорожный транспорт и государственную безопасность от действий иностранных разведок, осуществляли и контрразведывательную деятельность при тесном взаимодействии с Военным министерством (особое развитие данного направления деятельности произошло в годы Первой мировой войны).
Затрагивая кадровую политику, следует отметить, что состав ниж¬них чинов комплектовался увольняемыми в запас гвардии и армии фельдфебелями, унтер-офицерами и фейерверкерами (унтер-офицерский чин в артиллерии) исключительно строевых званий, которые принимались на сверхсрочную службу. Для непосредственного руководства нижними чинами один из унтер-офицеров назначался вахмистром отделения. Унтер-офицеры местных жандармских отделений на железных дорогах должны были обладать безупречной служебной подготовкой. От них требовалось примерное поведение, непременная трезвость, отсутствие взысканий по предыдущей службе, обязательная грамотность и представительная внешность. Хорошей должна была быть строевая и физическая подготовка. При инспектированиях проверялись знания законов, уставов, а также умение владеть оружием - револьверами и шашками. В «Инструкции унтер-офицерам Саратовского губернского жандармского управления», в чьё ведение входил и Царицын, говорится, что унтер-офицер должен быть почтителен со старшими, но не низкопоклонен и своей честностью, вежливостью и умением держать себя с людьми заслужить доверие у населения. Не случайно полицейские обязанности жандармами исполнялись по закону, редкими были жалобы на неправомерность их действий.
Офицерам для поступления в Отдельный корпус жандармов требовалось окончание военного или юнкерского училища по первому разряду (с отличием), не быть католиком, не иметь долгов. При отборе кандидатов для службы в Корпусе предпочтение отдавалось лицам, про¬ходившим службу в кавалерии, награжденным ордена¬ми за боевые отличия. Кроме этого, прием на службу в жандармерию был связан с определенными общими для всех ограничениями. Требовались безукоризненные анкетные данные жандарма. На службу не принимались лица, когда-либо привлекавшиеся к судебной ответственности, выходцы из Польши католического вероисповедания или женатые на польках-католичках, а так¬же лица, исповедующие иудаизм.
Помимо основных служебных обязанностей жандармы следили и за соблюдением полицейских железнодорожных правил, направленных на обеспечение безопасности движения. В их компетенцию входили: контроль за целостностью пути и дорожных сооружений, надзор за проникновением посторонних лиц к железнодорожному полотну, помощь пострадавшим при крушении поездов и даже проверка продуктов в станционных буфетах.
Основным методом охраны было не только постоянное патрулирование пространства самой дороги и прилегающей территории, но и вокзалов, депо, складов, мастерских, подъездных путей. Один раз в месяц жандармы обязаны были обойти всю часть вверенного отрезка железной дороги. Для успешного исполнения своих обязанностей унтер-офицеры должны были «тщательно изучить участок, знать всех не только служащих, но и проживающих в районе железной дороги в лицо; узнать все жилые помещения, как на станциях, так и в полосе отчуждения, ближайшие к дороге сёла, посёлки, отдельные дома, усадьбы, направления грунтовых дорог и т.п.». Для этой цели на каждой станции заводилась регистрационная книга всех проживающих не только служащих, но и частных лиц в районе охраняемого участка.
На плечи жандармов ложились и обязанности по сохранению перевозимых грузов.
Очень интересно об этой служебной деятельности пишет в своей книге «Чины российской полиции (1718-1917 гг.)», изданной при содействии начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А.Н. Кравченко, кандидат исторических наук Валентин Ростовский: «В подробно разработанной инструкции унтер-офицерам Московско-Камышинского жандармского полицейского управления железных дорог по охране перевозимых в почтовых вагонах ценностей говори¬лось, что они «обязаны в своих участках зорко ловить все признаки, которые могут указывать на подготавливающийся грабёж, прислушиваться и к молитве, и подозрительным разговорам». В этом же документе про является забота о безопасности личного состава: «Трус достоин презрения. Храбрость без рассудка никому не нужна. Это значит: в случае нападения действовать решительно,... беречь себя от предательства и не лезть с голыми руками туда, куда проще послать пулю».
В начале XX в. Царицын являлся крупным узлом железнодорожных сообщений и в его пределах дей¬ствовали три отделения жандармских полицейских управлений железных дорог. Волжское отделение было образовано в г. Царицыне на Волго-Донской желез¬ной дороге (станция Волжская), действовало с 1870 по 1917 гг. и подчинялось Владикавказскому жандарм¬скому полицейскому управлению железных дорог. Сарептское отделение в подчинении того же Управления существовало при станции Сарепта с 1904 по 1917 гг. Царицынское отделение, созданное при станции Царицын в 1899 г., - в подчинении Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог».
Обязанности сотрудников жандармской железно¬дорожной полиции значительно превышали такие же функции чинов территориальной полиции, что требовало более высокого уровня подготовки. Именно поэтому служба охраны железных дорог подбирала наиболее развитых и надёжных людей в свои ряды.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что к концу ХХ – началу ХХ века процесс становления жандармских полицейских управлений железных дорого был практически завершён. Мы можем говорить о создании и деятельности в Российской империи этого периода разветвлённой, мощной и достаточно подготовленной к выполнению служебных обязанностей структуры жандармской железнодорожной полиции. Это был специализированный полицейский орган, обладавший широкой компетенцией для обеспечения правопорядка и безопасности на железнодорожном транспорте.
фото: архив topwar.ru