МВД России. История профессиональной подготовки на рубеже XIX-XX веков
фото: s002.radikal.ru
Николай Варавин
историк, полковник милиции в отставке
ветеран МВД России и боевых действий
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru История органов правопорядка в России мне, как ветерану МВД и историку по первому моему образованию, всегда была интересна в ракурсе сравнения тех форм и методов профессиональной подготовки в дореволюционной России с тем, как ведётся профобучение сотрудников полиции в настоящее время.
Этот интерес возник не случайно. Закончив в 80-е годы прошедшего века исторический факультет Волгоградского пединститута ещё до службы в органах внутренних дел, я всегда задавал один и тот же вопрос: почему, рассматривая различные стороны общественно-политической жизни в России, советская историография всегда оставляла очень скудные сведения о дореволюционном периоде, т.е. до 1917 года, в том числе, и об истории царской полиции?
Ещё, будучи школьником, в советское время, я много читал рассказов о революционерах, которые часто сталкивались с сотрудниками дореволюционной полиции. И, за редким исключением, в этих рассказах рисовался негативный образ полицейского недалёкого и малообразованного, хотя невольно возникал вопрос: почему при этом наборе негативных профессиональных качеств, полицейские успешно ловили революционеров? И даже такие искушённые в революционной конспирации деятели как Иосиф Джугашвили (Сталин), Тер-Петросян (Камо), Николай Бауман и сам Владимир Ильич Ленин неоднократно задерживались такой «низкопрофессиональной» полицией? Почему в первые годы советской власти для активизации работы советской милиции на службу в её ряды привлекались старые полицейские кадры, хотя в классовых боях февраля-октября 1917 года наиболее удобной мишенью для революционного народа были именно городовые, полицейские, околоточные, надзиратели и приставы?
Большой интерес к этой теме у меня вызывали редкие, но очень интересные статьи по истории полиции России, которые публиковались на страницах журнала «Милиция». Нужно отдать должное – сейчас таких публикаций стало намного больше, но и интерпретаций тоже стало предостаточно, так как некоторые авторы пытаются представить в своих публикациях историю полиции России и полицейских исключительно в благоприятных тонах
Познакомившись с многочисленными историческими документами по истории полиции России, в том числе и содержащимися в части 4 издания «Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел» под редакцией А.Ф.Дунаева, в то время первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации (министр внутренних дел РСФСР c 13 сентября 1991 по 15 января 1992 года) и А.С. Батышева, доктора педагогических наук, профессора, изданного в Москве в 1992 году, я хотел бы привести несколько исторических фактов профессиональной подготовки сотрудников полиции, которые не только актуальны сейчас, но и получили своё дальнейшее развитие в современной полиции России.
Полиция XIX века
В полицейских уставах XIX века на первое место в требовании к служащим полиции ставится их профессионализм. Полиции настойчиво прививается уважение к праву. Принцип законности в ее деятельности утверждается и авторами учебных пособий (руководств) для полицейских чинов. Объясняется это понятие как правильность и беспристрастие в деятельности. Примечательно, что одно из крупнейших учебных руководств для полицейских чинов имеет подзаголовок «Пособие для обязанностей полиции». Не права полиции, а ее обязанности выдвигается на первый план. Полицейским чинам даются наставления проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой с обывателями и внимательной к ним; и тогда, как полагали авторы учебных пособий, можно рассчитывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему помогать.
Эти наставления основывались на законах и требованиях правительства. Александр II отмечал, что дела и спокойствие обывателей составляют истинный предмет всех судебных полицейских мест и этот предмет должен быть единственным и непременным основанием их учреждения.
Инструкции
В инструкции саратовскому губернатору записано: «Приучите обывателей видеть (в полиции) не только орудие, смиряющее преступление, но и покровительствующее от притеснений и охраняющее их собственность, тогда полиция будет вместе и строга, и всеми уважаема.
Для поощрения полицейских в 1876 году была учреждена медаль «За безупречную службу в полиции». Медалью награждались нижние чины полиции и пожарных команд, а также тысяцкие Северо-западных губерний (с 20 января 1878 года), полицейские урядники(с 18 января 1885 года), обер-констебли и констебли Великого княжества Финляндского (c 4 декабря 1903 года), безупречно прослужившие не менее пяти лет. Право на ношение медали после выхода в отставку сохранялось за отслужившими не менее 10 лет.
Единой системы обучения кадров не было в России ни в XIX, ни в начале XX вв. В структуре МВД не существовало подразделения, руководившего подготовкой кадров. Местное начальство в лице губернаторов и полицмейстеров действовало в этом вопросе самостоятельно, организуя обучение подчиненных по своему усмотрению.
Здесь следует отметить, что в русской полиции существовало как бы два уровня образования. Первый уровень имели лица, занимавшие руководящие посты в МВД, в Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах (полицмейстеры крупных губернских городов, градоначальники столиц и уездные исправники).
Все они имели высшее образование либо юридическое, либо военное. Мы не будем останавливаться на этом уровне, отметим лишь, что русская высшая школа давала блестящее образование и по праву считалась одной из лучших в мире.
Второй уровень образования, сугубо полицейский, имели чины полиции среднего и нижнего звена - это урядники, приставы, околоточные надзиратели, городовые. Для них создавались специальные школы и курсы, причем в конце первого - начале второго десятилетия XX в. для части этих школ были утверждены единые программы.
Школа для полицейских урядников XIX века
Первая школа для полицейских урядников открылась в 1880 г. в Перми. В ней устанавливался трехмесячный срок обучения слушателей. Шестидневная учебная неделя в школе делилась на отработку теоретических и практических вопросов. Три дня в неделю слушатели изучали законоведение, уставы, порядок производства дознания и организацию расследования преступлений. Оставшиеся три дня отводились на практические занятия, которые проходили в уездном полицейском управлении, канцелярии губернатора и в губернском суде. Аналогично осуществлялся процесс обучения в школах полицейских урядников, действовавших в других губерниях.
Одной из старейших уряднических школ была Архангельская с двухмесячным сроком обучения. Она открылась в 1889 г. согласно циркулярному распоряжению министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г. Инициатива губернских правлений сыграла решающую роль в организации полицейских школ для урядников, созданных: в 1906 г. - в Уфимской губернии; в 1908 г. - в Самаре, Новгороде, Владимире; в 1909 г. - в Эстляндской губернии, Воронеже, Смоленске.
К 1911 г. школы для подготовки урядников действовали в 14 губерниях: Архангельской, Бессарабской, Владимирской, Воронежской, Гродненской, Костромской, Курляндской, Новгородской, Пермской, Псковской, Самарской, Ставропольской. Все они объединены были одной общей целью - организовать обучение и выпустить профессионально подготовленных чиновников для замещения должностей урядников в полицейских подразделениях губерний.
В зависимости от объема учебной программы, степени общеобразовательного уровня слушателей курс обучения в различных школах продолжался от полутора до шести месяцев. Несмотря на отсутствие организованного единства в обучении полицейских, были, конечно, общие черты, вытекавшие из общности задач полицейских органов.
Общим было и то, что в каждой губернии и каждом большом городе обучением полицейских занимались их прямые начальники, по приказу которых открывались школы и различные курсы, причем чаще всего именно руководители полицейских органов писали для этих школ учебные пособия. Только в 1913 г. МВД разработало и утвердило единую программу для всех школ полицейских урядников.
Важность роли специальных учебных заведений в деле подготовки высокопрофессиональных кадров урядников была обозначена в циркуляре министра внутренних дел по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 г., в котором указывалось на необходимость учреждения по всей империи разделов - правового и специального. Урядники изучали особенные части уголовного и уголовно-процессуального права.
Особое внимание уделялось подготовке служащих сельской полиции. Это было вызвано тем, что аграрная реформа, приводившая к социальному расслоению в деревне, разрушавшая сельскую общину, выполнявшую и функции социального контроля за своими членами, потребовала укрепления сельской полиции, улучшения подготовки ее служащих.
Школы полицейской стражи
Основой полицейских сил в сельской местности были стражники уездной стражи, образованной в 1903 г. «для охраны благочиния, общего спокойствия и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции» в 46 губерниях на основании Закона «Об учреждении полицейской стражи» и формировавшейся из бывших солдат и унтер-офицеров.
Учреждение полицейской стражи вызвало необходимость специальной подготовки новой категории служащих полиции. В этих целях создавались школы полицейской стражи. Особенно активно школы полицейской стражи развивались в 1907-1914 гг. В это время открываются учебные заведения для стражников в Саратове, Ломжинске, Седлеце, Плоцке, Петергофе, Пензе, Симферополе и Казани.
Комплектование школ велось по территориальному признаку за счет лиц, желавших служить в уездной полицейской страже. К кандидатам при поступлении в школы предъявлялись, как правило, следующие требования: возраст от двадцати пяти до сорока лет; русское подданство; достаточный рост; представительная внешность; здоровое; сильное телосложение.
Предпочтением при приеме пользовались нижние воинские чины, уволенные в запас и отставку, лица православного вероисповедания. Все кандидаты при поступлении подвергались медицинскому осмотру. Лица, удовлетворявшие вышеперечисленным условиям, выдержав вступительный экзамен, принимались в школу и давали подписку об обязательстве прослужить не менее года в уездной полицейской страже губернии по окончании школы, а также в том, что будут беспрекословно подчиняться всем установленным правилам школы и исполнять все приказания в течение прохождения курса.
Ограничения при приёме в полицейскую школу
Существовали и определённые ограничения при приёме в полицейскую школу. Так, не могли быть приняты: лица, находящиеся под судом или следствием, а также понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой тюремное заключение или другое более строгое наказание; низшие чины запаса, которые во время прохождения действительной службы в войсках состояли в разряде штрафованных; объявленные несостоятельными должниками; состоящие под опекой за расточительство; подвергшиеся в течение двух последних лет телесным наказаниям по приговору волостных судов; лица еврейской национальности; исключённые из службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды иного общества по их приговорам.
В столицах и крупных губернских городах существовали резервы полиции или сверхштатные команды нижних чинов, которые, по мере необходимости, заполняли вакантные места городовых и околоточных надзирателей городской полиции. При этих резервах создавались школы, работавшие одновременно по двум программам - для городовых и для классных чинов (околоточных надзирателей и приставов).
Кандидаты на должности городовых обучались две недели, а на должности околоточных и приставов - один месяц. Автор отчета о школе при полицейском резерве Санкт-Петербурга, признавая, что обучить классных чинов за один месяц довольно трудная задача, пишет, что это был, в своем роде, специально-полицейский университет. Программа обучения классных чинов была насыщенной и сложной. Кроме изучения законов, определявших права и обязанности полиции и инструкций МВД, они должны были хорошо усвоить обязательные постановления и приказы градоначальника (десятки томов), обязательные постановления городской думы и порядок полицейского делопроизводства. В программу входила также криминалистика, при изучении которой отдельным курсом преподавалась антропометрия, дактилоскопия и судебная фотография. В обучении широко использовался принцип наглядности.
При изучении, например, уставов казенного управления, в число которых входили Санитарный и Пожарный уставы, слушателям школы демонстрировались макеты выгребных и помойных ям, бань, дровяных складов, конюшен, дождевых труб, ограждений крыш меблированных комнат. Конечно, до университетского уровня полицейской школе было далеко. Одного месяца не могло хватить на систематическое и полное изучение хотя бы Устава уголовного судопроизводства, содержавшего более двух тысяч статей. Поэтому законодательство изучалось выборочно, то есть, та его часть, которая имела непосредственное отношение к работе полиции. Это, однако, не означает, что объем изучавшегося нормативного материала был небольшим. Широта функций полиции в то время требовала от будущих околоточных и приставов широких познаний: от порядка действий в случае нарушения правил производства и продажи церковных свечей, до порядка производства дознаний по государственным преступлениям.
Обучение городовых
Обучение городовых имело сугубо практическую направленность. Это достигалось тем, что после двухнедельного курса и соответствующего экзамена начинающие городовые не сразу назначались на вакантные должности, а продолжали, в течение некоторого времени, службу в резерве. Личный состав резерва находился на казарменном положении и регулярно нес патрульно-постовую службу, причем чины резерва назначались в наряд с опытными городовыми.
Что касается теоретического обучения городовых, то его условно можно разделить на воспитательную и прикладную части. Во-первых, слушателям разъяснялся смысл полицейской службы и прививались элементарные культурные навыки. Интересный пример: в классе для городовых Санкт-Петербургского полицейского резерва висела надпись, запрещающая плевать на пол. Такие же надписи и плевательницы под ними находились на всех лестничных площадках резерва. Преподавались городовым и правила вежливости при общении с лицами различных званий, а также внушалась необходимость трезвого образа жизни. Вторая часть обучения, непосредственно касавшаяся обязанностей городовых, строилась по принципу «вопрос – ответ», причем здесь всегда разбирались случаи из практики.
При резерве существовал музей столичной полиции и градоначальства с многочисленными и разнообразными экспонатами. На проводившихся здесь занятиях будущих городовых знакомили с историей Санкт-Петербургской полиции и наиболее «шумными» делами, в которых она проявила себя с лучшей стороны. Единой системы повышения квалификации полицейских в России не существовало. Тем не менее, вопросу этому уделялось большое внимание посредством изданий всевозможных справочников, полицейских словарей, сборников, практических сведений, инструкций и т.д.
Следует отметить, что чаще всего авторами этих изданий были начальники уездной и городской полиции, которые сами избирали форму и объем таких пособий. В качестве примера можно привести «Настольный полицейский словарь», в котором разъяснялись различные понятия, касавшиеся работы полиции, а также указывалось, что делать полицейскому в различный случаях.
Все рекомендации были снабжены ссылками на статьи законов, приказы и инструкции МВД. От полицейских чинов не скрывали и трудности службы: «Нигде нельзя так легко потерять место и остаться с семьей без куска хлеба, как в полиции, и, в то же время, ни в какой другой должности не приходится испытывать столько тревог, волнений и отступлений от правильного образа жизни, отражающихся на состоянии здоровья и делающих человека неспособным к труду после 10-15 лет службы».
Отсюда определялись и требования к кандидатам на полицейские должности: полное физическое здоровье, безусловная трезвость, сдержанность. И в качестве дополнительных условий ставились безусловная честность, наблюдательность, быстрая сообразительность, неуемная энергия. Как важные факторы деятельности полиции отмечались солидарность полицейских, их взаимопомощь.
Профессиональная подготовка и воспитание полицейских
Вопросы профессиональной подготовки и воспитания полицейских широко освещались в специализированном журнале «Вестник полиции», выходившем с 1908 (по другим источникам, например, в хронологическом справочнике Ю.Н. Морукова «История органов правопорядка России в точных датах» (Москва, 2007 год) – с 1907) года.
В нем было несколько разделов, посвященных работе полицейских школ, курсов, где распространялся передовой опыт деятельности местных полицейских учреждений. Журнал затрагивал также отдельные социально-экономические, политические проблемы, в нем комментировались изменения в законодательстве, деятельности государственных учреждений, разбирались конкретные случаи правильных или неверных действий полиции в определенных ситуациях.
Журнал знакомил своих читателей с историей отечественной и деятельностью зарубежной полиции, пропагандировал достижения криминалистической науки. Почти в каждом номере помещались фотографии и биографии полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Подводя итог, можно сказать, что в дореволюционной России не существовало единой, жестко управляемой из Министерства внутренних дел системы подготовки полицейских кадров.
Первые шаги в этом направлении начали делаться в конце XIX - начале XX вв. организацией различных школ и курсов для полицейских чинов среднего и нижнего звена органов внутренних дел. В то же время большое внимание уделялось нравственному воспитанию служащих полиции. Это, в некоторой степени, должно было компенсировать недостатки профессиональной подготовки, а также рассматривалось как средство повышения эффективности полицейской службы.