Promo

МВД России. История профессиональной подготовки на рубеже XIX-XX веков

 

МВД России. История профессиональной подготовки на рубеже XIX-XX веков 

Группа нижегородского полицейского управления 

 фото: s002.radikal.ru

 

Николай Варавин
историк, полковник милиции в отставке
ветеран МВД России и боевых действий
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru  История органов правопорядка в России мне, как ветерану МВД и историку по первому моему образованию, всегда была интересна в ракурсе сравнения тех форм и методов профессиональной подготовки в дореволюционной России с тем, как ведётся профобучение сотрудников полиции в настоящее время.
Этот интерес возник не случайно. Закончив в 80-е годы прошедшего века исторический факультет Волгоградского пединститута ещё до службы в органах внутренних дел, я всегда задавал один и тот же вопрос: почему, рассматривая различные стороны общественно-политической жизни в России, советская историография всегда оставляла очень скудные сведения о дореволюционном периоде, т.е. до 1917 года, в том числе, и об истории царской полиции?
Ещё, будучи школьником, в советское время, я много читал рассказов о революционерах, которые часто сталкивались с сотрудниками дореволюционной полиции. И, за редким исключением, в этих рассказах рисовался негативный образ полицейского недалёкого и малообразованного, хотя невольно возникал вопрос: почему при этом наборе негативных профессиональных качеств, полицейские успешно ловили революционеров? И даже такие искушённые в революционной конспирации деятели как Иосиф Джугашвили (Сталин), Тер-Петросян (Камо), Николай Бауман и сам Владимир Ильич Ленин неоднократно задерживались такой «низкопрофессиональной» полицией? Почему в первые годы советской власти для активизации работы советской милиции на службу в её ряды привлекались старые полицейские кадры, хотя в классовых боях февраля-октября 1917 года наиболее удобной мишенью для революционного народа были именно городовые, полицейские, околоточные, надзиратели и приставы?
Большой интерес к этой теме у меня вызывали редкие, но очень интересные статьи по истории полиции России, которые публиковались на страницах журнала «Милиция». Нужно отдать должное – сейчас таких публикаций стало намного больше, но и интерпретаций тоже стало предостаточно, так как некоторые авторы пытаются представить в своих публикациях историю полиции России и полицейских исключительно в благоприятных тонах
Познакомившись с многочисленными историческими документами по истории полиции России, в том числе и содержащимися в части 4 издания «Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел» под редакцией А.Ф.Дунаева, в то время первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации (министр внутренних дел РСФСР c 13 сентября 1991 по 15 января 1992 года) и А.С. Батышева, доктора педагогических наук, профессора, изданного в Москве в 1992 году, я хотел бы привести несколько исторических фактов профессиональной подготовки сотрудников полиции, которые не только актуальны сейчас, но и получили своё дальнейшее развитие в современной полиции России.

Полиция XIX века

В полицейских уставах XIX века на первое место в требовании к служащим полиции ставится их профессионализм. Полиции настойчиво прививается уважение к праву. Принцип законности в ее деятельности утверждается и авторами учебных пособий (руководств) для полицейских чинов. Объясняется это понятие как правильность и беспристрастие в деятельности. Примечательно, что одно из крупнейших учебных руководств для полицейских чинов имеет подзаголовок «Пособие для обязанностей полиции». Не права полиции, а ее обязанности выдвигается на первый план. Полицейским чинам даются наставления проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой с обывателями и внимательной к ним; и тогда, как полагали авторы учебных пособий, можно рассчитывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему помогать.
Эти наставления основывались на законах и требованиях правительства. Александр II отмечал, что дела и спокойствие обывателей составляют истинный предмет всех судебных полицейских мест и этот предмет должен быть единственным и непременным основанием их учреждения.
Инструкции
В инструкции саратовскому губернатору записано: «Приучите обывателей видеть (в полиции) не только орудие, смиряющее преступление, но и покровительствующее от притеснений и охраняющее их собственность, тогда полиция будет вместе и строга, и всеми уважаема.
Для поощрения полицейских в 1876 году была учреждена медаль «За безупречную службу в полиции». Медалью награждались нижние чины полиции и пожарных команд, а также тысяцкие Северо-западных губерний (с 20 января 1878 года), полицейские урядники(с 18 января 1885 года), обер-констебли и констебли Великого княжества Финляндского (c 4 декабря 1903 года), безупречно прослужившие не менее пяти лет. Право на ношение медали после выхода в отставку сохранялось за отслужившими не менее 10 лет.
Единой системы обучения кадров не было в России ни в XIX, ни в начале XX вв. В структуре МВД не существовало подразделения, руководившего подготовкой кадров. Местное начальство в лице губернаторов и полицмейстеров действовало в этом вопросе самостоятельно, организуя обучение подчиненных по своему усмотрению.
Здесь следует отметить, что в русской полиции существовало как бы два уровня образования. Первый уровень имели лица, занимавшие руководящие посты в МВД, в Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах (полицмейстеры крупных губернских городов, градоначальники столиц и уездные исправники).
Все они имели высшее образование либо юридическое, либо военное. Мы не будем останавливаться на этом уровне, отметим лишь, что русская высшая школа давала блестящее образование и по праву считалась одной из лучших в мире.
Второй уровень образования, сугубо полицейский, имели чины полиции среднего и нижнего звена - это урядники, приставы, околоточные надзиратели, городовые. Для них создавались специальные школы и курсы, причем в конце первого - начале второго десятилетия XX в. для части этих школ были утверждены единые программы.
Школа для полицейских урядников XIX века
Первая школа для полицейских урядников открылась в 1880 г. в Перми. В ней устанавливался трехмесячный срок обучения слушателей. Шестидневная учебная неделя в школе делилась на отработку теоретических и практических вопросов. Три дня в неделю слушатели изучали законоведение, уставы, порядок производства дознания и организацию расследования преступлений. Оставшиеся три дня отводились на практические занятия, которые проходили в уездном полицейском управлении, канцелярии губернатора и в губернском суде. Аналогично осуществлялся процесс обучения в школах полицейских урядников, действовавших в других губерниях.
Одной из старейших уряднических школ была Архангельская с двухмесячным сроком обучения. Она открылась в 1889 г. согласно циркулярному распоряжению министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г. Инициатива губернских правлений сыграла решающую роль в организации полицейских школ для урядников, созданных: в 1906 г. - в Уфимской губернии; в 1908 г. - в Самаре, Новгороде, Владимире; в 1909 г. - в Эстляндской губернии, Воронеже, Смоленске.
К 1911 г. школы для подготовки урядников действовали в 14 губерниях: Архангельской, Бессарабской, Владимирской, Воронежской, Гродненской, Костромской, Курляндской, Новгородской, Пермской, Псковской, Самарской, Ставропольской. Все они объединены были одной общей целью - организовать обучение и выпустить профессионально подготовленных чиновников для замещения должностей урядников в полицейских подразделениях губерний.
В зависимости от объема учебной программы, степени общеобразовательного уровня слушателей курс обучения в различных школах продолжался от полутора до шести месяцев. Несмотря на отсутствие организованного единства в обучении полицейских, были, конечно, общие черты, вытекавшие из общности задач полицейских органов.
Общим было и то, что в каждой губернии и каждом большом городе обучением полицейских занимались их прямые начальники, по приказу которых открывались школы и различные курсы, причем чаще всего именно руководители полицейских органов писали для этих школ учебные пособия. Только в 1913 г. МВД разработало и утвердило единую программу для всех школ полицейских урядников.
Важность роли специальных учебных заведений в деле подготовки высокопрофессиональных кадров урядников была обозначена в циркуляре министра внутренних дел по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 г., в котором указывалось на необходимость учреждения по всей империи разделов - правового и специального. Урядники изучали особенные части уголовного и уголовно-процессуального права.
Особое внимание уделялось подготовке служащих сельской полиции. Это было вызвано тем, что аграрная реформа, приводившая к социальному расслоению в деревне, разрушавшая сельскую общину, выполнявшую и функции социального контроля за своими членами, потребовала укрепления сельской полиции, улучшения подготовки ее служащих.
Школы полицейской стражи
Основой полицейских сил в сельской местности были стражники уездной стражи, образованной в 1903 г. «для охраны благочиния, общего спокойствия и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции» в 46 губерниях на основании Закона «Об учреждении полицейской стражи» и формировавшейся из бывших солдат и унтер-офицеров.
Учреждение полицейской стражи вызвало необходимость специальной подготовки новой категории служащих полиции. В этих целях создавались школы полицейской стражи. Особенно активно школы полицейской стражи развивались в 1907-1914 гг. В это время открываются учебные заведения для стражников в Саратове, Ломжинске, Седлеце, Плоцке, Петергофе, Пензе, Симферополе и Казани.
Комплектование школ велось по территориальному признаку за счет лиц, желавших служить в уездной полицейской страже. К кандидатам при поступлении в школы предъявлялись, как правило, следующие требования: возраст от двадцати пяти до сорока лет; русское подданство; достаточный рост; представительная внешность; здоровое; сильное телосложение.
Предпочтением при приеме пользовались нижние воинские чины, уволенные в запас и отставку, лица православного вероисповедания. Все кандидаты при поступлении подвергались медицинскому осмотру. Лица, удовлетворявшие вышеперечисленным условиям, выдержав вступительный экзамен, принимались в школу и давали подписку об обязательстве прослужить не менее года в уездной полицейской страже губернии по окончании школы, а также в том, что будут беспрекословно подчиняться всем установленным правилам школы и исполнять все приказания в течение прохождения курса.
Ограничения при приёме в полицейскую школу
Существовали и определённые ограничения при приёме в полицейскую школу. Так, не могли быть приняты: лица, находящиеся под судом или следствием, а также понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой тюремное заключение или другое более строгое наказание; низшие чины запаса, которые во время прохождения действительной службы в войсках состояли в разряде штрафованных; объявленные несостоятельными должниками; состоящие под опекой за расточительство; подвергшиеся в течение двух последних лет телесным наказаниям по приговору волостных судов; лица еврейской национальности; исключённые из службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды иного общества по их приговорам.
В столицах и крупных губернских городах существовали резервы полиции или сверхштатные команды нижних чинов, которые, по мере необходимости, заполняли вакантные места городовых и околоточных надзирателей городской полиции. При этих резервах создавались школы, работавшие одновременно по двум программам - для городовых и для классных чинов (околоточных надзирателей и приставов).
Кандидаты на должности городовых обучались две недели, а на должности околоточных и приставов - один месяц. Автор отчета о школе при полицейском резерве Санкт-Петербурга, признавая, что обучить классных чинов за один месяц довольно трудная задача, пишет, что это был, в своем роде, специально-полицейский университет. Программа обучения классных чинов была насыщенной и сложной. Кроме изучения законов, определявших права и обязанности полиции и инструкций МВД, они должны были хорошо усвоить обязательные постановления и приказы градоначальника (десятки томов), обязательные постановления городской думы и порядок полицейского делопроизводства. В программу входила также криминалистика, при изучении которой отдельным курсом преподавалась антропометрия, дактилоскопия и судебная фотография. В обучении широко использовался принцип наглядности.
При изучении, например, уставов казенного управления, в число которых входили Санитарный и Пожарный уставы, слушателям школы демонстрировались макеты выгребных и помойных ям, бань, дровяных складов, конюшен, дождевых труб, ограждений крыш меблированных комнат. Конечно, до университетского уровня полицейской школе было далеко. Одного месяца не могло хватить на систематическое и полное изучение хотя бы Устава уголовного судопроизводства, содержавшего более двух тысяч статей. Поэтому законодательство изучалось выборочно, то есть, та его часть, которая имела непосредственное отношение к работе полиции. Это, однако, не означает, что объем изучавшегося нормативного материала был небольшим. Широта функций полиции в то время требовала от будущих околоточных и приставов широких познаний: от порядка действий в случае нарушения правил производства и продажи церковных свечей, до порядка производства дознаний по государственным преступлениям.
Обучение городовых
Обучение городовых имело сугубо практическую направленность. Это достигалось тем, что после двухнедельного курса и соответствующего экзамена начинающие городовые не сразу назначались на вакантные должности, а продолжали, в течение некоторого времени, службу в резерве. Личный состав резерва находился на казарменном положении и регулярно нес патрульно-постовую службу, причем чины резерва назначались в наряд с опытными городовыми.
Что касается теоретического обучения городовых, то его условно можно разделить на воспитательную и прикладную части. Во-первых, слушателям разъяснялся смысл полицейской службы и прививались элементарные культурные навыки. Интересный пример: в классе для городовых Санкт-Петербургского полицейского резерва висела надпись, запрещающая плевать на пол. Такие же надписи и плевательницы под ними находились на всех лестничных площадках резерва. Преподавались городовым и правила вежливости при общении с лицами различных званий, а также внушалась необходимость трезвого образа жизни. Вторая часть обучения, непосредственно касавшаяся обязанностей городовых, строилась по принципу «вопрос – ответ», причем здесь всегда разбирались случаи из практики.
При резерве существовал музей столичной полиции и градоначальства с многочисленными и разнообразными экспонатами. На проводившихся здесь занятиях  будущих городовых знакомили с историей Санкт-Петербургской полиции и наиболее «шумными» делами, в которых она проявила себя с лучшей стороны. Единой системы повышения квалификации полицейских в России не существовало. Тем не менее,  вопросу этому уделялось большое внимание посредством изданий всевозможных справочников, полицейских словарей, сборников, практических сведений, инструкций и т.д.
Следует отметить, что чаще всего авторами этих изданий были начальники уездной и городской полиции, которые сами избирали форму и объем таких пособий. В качестве примера можно привести «Настольный полицейский словарь», в котором разъяснялись различные понятия, касавшиеся работы полиции, а также указывалось, что делать полицейскому в различный случаях.
Все рекомендации  были снабжены ссылками на статьи законов, приказы и инструкции МВД. От полицейских чинов не скрывали и трудности службы: «Нигде нельзя так легко потерять место и остаться с семьей без куска хлеба, как в полиции, и, в то же время, ни в какой другой должности не приходится испытывать столько тревог, волнений и отступлений от правильного образа жизни, отражающихся на состоянии здоровья и делающих человека неспособным к труду после 10-15 лет службы».
Отсюда определялись и требования к кандидатам на полицейские должности: полное физическое здоровье, безусловная трезвость, сдержанность. И в качестве дополнительных условий ставились безусловная честность, наблюдательность,  быстрая сообразительность, неуемная энергия. Как важные факторы деятельности полиции отмечались солидарность полицейских, их взаимопомощь.

Профессиональная подготовка и воспитание полицейских

Вопросы профессиональной подготовки и воспитания полицейских широко освещались в специализированном журнале «Вестник полиции», выходившем с 1908 (по другим источникам, например, в хронологическом справочнике Ю.Н. Морукова «История органов правопорядка России в точных датах» (Москва, 2007 год) – с 1907) года.
В нем было несколько разделов, посвященных работе полицейских школ, курсов, где распространялся передовой опыт деятельности местных полицейских учреждений. Журнал затрагивал также отдельные социально-экономические, политические проблемы, в нем комментировались изменения в  законодательстве, деятельности государственных учреждений, разбирались конкретные случаи правильных или неверных действий полиции в определенных ситуациях.
Журнал знакомил своих читателей с историей отечественной и деятельностью зарубежной полиции, пропагандировал достижения криминалистической науки. Почти в каждом номере помещались фотографии и биографии полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Подводя итог, можно сказать, что в дореволюционной России не существовало единой, жестко управляемой из Министерства внутренних дел системы подготовки полицейских кадров.
Первые шаги в этом направлении начали делаться в конце XIX - начале XX вв. организацией различных школ и курсов для полицейских чинов среднего и нижнего звена органов внутренних дел. В то же время большое внимание уделялось нравственному воспитанию служащих полиции. Это, в некоторой степени, должно было компенсировать недостатки профессиональной подготовки, а также рассматривалось как средство повышения эффективности полицейской службы.
Фотогалерея
МВД России. История профессиональной подготовки на рубеже XIX-XX веков 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Читайте также

Сетевое издание Absolut TV ищет новости! Вы стали свидетелем необычной истории? Вы сняли интересное видео о событии или свой видеосюжет? Пишите в текстовом варианте или присылайте видео на info@absoluttv.ru или на WhatsApp тел. +7-931-311-80-19. Вы также можете опубликовать свою новость самостоятельно. Это сделать не сложно. Вам надо зарегистрироваться на нашем новостном портале, нажав на пиктограмму (контур человека) в верхней части главной страницы (над днем и датой), а затем загрузить свой текст и фото или видео. Будут сложности - пишите нам на почту: info@absoluttv.ru

комментарии

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Свежие новости

19:49
Ягудин: Загитова может вернуться в спорт
17:20
В Турции отменят налог на туристов. Подешевеет ли отдых?
16:44
Депутаты от "ЕР" в Госдуме встретятся с Силуановым и обсудят бюджет
15:44
Завершился Всероссийский форум рабочей молодежи в онлайн-формате
20:48
Трудовых мигрантов уменьшилось в Москве за последний год более чем на треть
20:19
Андрей Рублев стал победителем теннисного турнира St. Petersburg Open 2020
22:30
Армения и Азербайджан договорились о перемирии
17:05
Рублев вышел в финал теннисного турнира в Санкт-Петербурге
13:53
Через неделю после жесткого разгона протестующих полиция Хабаровска мирно наблюдает
17:39
ЦБ проверит "Яндекс" и "Тинькофф банк" на инсайдерскую торговлю
12:17
Суд удовлетворил иск авиакомпании «России» к ТАСС
16:12
Hyundai начала поставлять первый в мире водородный грузовик
12:46
ЕС ввел санкции против чиновников России из-за ситуации с Навальным
12:20
Загородная недвижимость в Ленобласти по-прежнему пользуется активным спросом
23:35
Сборная России не смогла победить команду Венгрии в 4-ом туре Лиги наций по футболу
18:21
Greenpeace рассказал о результатах исследования проб воды с Камчатки
17:32
Россия возобновляет авиасообщение еще с тремя странами
11:45
Фонд Росконгресс рассказал о влиянии COVID-19 на космическую промышленность
16:48
В ЦБ допустили создание цифрового рубля
16:07
«Мусорная» реформа Ленобласти может спасти Санкт-Петербург
Больше новостей