Ученые СПбГУ: человек влияет на биоразнообразие Арктики и Антарктики

Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / Биологи Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) под руководством профессора СПбГУ Дмитрия Власова изучили влияние человека на эколого-ценотическую структуру микробов в Арктике и Антарктике. Число условно-патогенных микроорганизмов растет, они становятся более устойчивыми. Об этом сообщает пресс-служба СПбГУ.

Исследование проведено в рамках проекта «Эколого-ценотическая и молекулярно-генетическая характеристика микробных сообществ ключевых участков полярных ландшафтов Арктики и Антарктики» с поддержкой Российского фонда фундаментальных исследований. Результаты опубликованы в журнале Contemporary Problems of Ecology.

Хозяйственная деятельность в районах полярных станций загрязняет полярные регионы. Антропогенная нагрузка на экологические системы Арктики и Антарктики локально воздействуют и бытовые отходы. Деятельность человека изменяет санитарно-микробиологическую ситуацию в районах поселений, где накапливаются загрязнения в почвах и в воде. Там начинают развиваться условно-патогенные формы микроорганизмов с чутким реагированием на внешние воздействия.

Ученые СПбГУ исследовали все среды обитания микроорганизмов, среди которых, вода и воздух, почва, лед и снег, антропогенные материалы. Работы проводились в Арктике на архипелаге Шпицберген, в поселке Баренцбург, на борту экспедиционных судов, плавающих по Северному морскому пути.

Ученые определили, что количество некоторых микроорганизмов прямо зависит от человека. Исследователи сделали сравнительный анализ микробиоты на антарктических станциях и территориях России, которые удалены от полярных поселений.
Продолжительный контакт полярников с определенными микроорганизмами может ослаблять иммунитет, приводить к аллергическим реакциям, общему ухудшению состояния здоровья человека.

Ученые также обнаружили принцип супердоминантности, при котором наиболее адаптированные виды микроорганизмов встречаются во всех средах полярных широт, они имеют колоссальную устойчивость к внешним факторам. Так называемые биопленки, в которые входят не только сами клетки микроорганизмов, но и продукты их жизнедеятельности. Они имеют преимуществ в условиях стресса, и организмы растут быстрее.

Все колонии микроорганизмов, собранные учеными СПбГУ, специалисты продолжают изучать в лабораторных условиях. Полярные штаммы могут представлять интерес для биотехнологов. В условиях низких температур некоторые виды микроорганизмов могут поселяться и распространяться на загрязненных нефтью территориях, а затем разлагать нефть, другие микроорганизмы могут стать продуцентами биологически активных веществ и антибиотиков.
фото: архив martinvanlokven.com