Александр Дрозденко: у Ленинградской области все шансы стать лидером ПМЭФ-2017
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Накануне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Ленинградская область ведет активные переговоры с инвесторами и выбирает из порядка 130 соглашений, которые сейчас обсуждаются в регионе, наиболее перспективные для подписания на форуме. Уже известно, что область заключит соглашения с такими компаниями, как "Филип Моррис Ижора", Knauf и "ФосАгро".
В интервью ТАСС губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал о том, когда столицей региона станет Гатчина, на чем ездят чиновники и в чем преимущества Ford перед другими дорогими иномарками, а также о том, появится ли в регионе китайское производство коммерческих малолитражных автомобилей для малого бизнеса и будут ли в России сигареты с теплонагревом.
— Александр Юрьевич, расскажите, как Ленинградская область готовится к Петербургскому международному экономическому форуму? Какие проекты будут представлены? Какие соглашения планируете подписать?
— Ленинградская область на ПМЭФ в этом году впервые представит не стенд, а свой павильон, где мы продемонстрируем наши серьезные инвестиционные проекты, которые мы уже реализуем. Также представим пример нашей работы в проектном управлении и покажем систему госуправления для ликвидации административных барьеров — как мы выстраиваем госуправление, чтобы устранить административные препятствия. Не скрою, что мы, как и другие регионы России, тщательно и долго готовимся к форуму и именно под форум подгадываем соглашения и договоры, которые мы могли бы подписать.
Сейчас находимся в стадии переговоров с инвесторами, которые готовы вместе с нами на ПМЭФ обозначить конкретные цифры, которые будут инвестированы в Ленинградскую область, — это как иностранные компании, так и российские, работающие в таких отраслях, как агропром, химическая промышленность, нефтегазовая промышленность, картонно-бумажное производство. Подробнее я смогу рассказать о новых инвестициях в Санкт-Петербурге уже после подписания соглашений. Но не могу не отметить, что в 2016 году Ленинградская область стала одним из лидеров Петербургского форума и привлекла более 100 млрд рублей инвестиций. В этом году есть все шансы стать лидером форума по количеству заключенных соглашений.
— А вы анализировали, как реализуются проекты по соглашениям, которые были подписаны на прошлом форуме?
— Они все находятся в стадии реализации. Дело в том, что кризис не затронул Ленинградскую область в плане привлечения инвестиций. Мы в прошлом году смогли привлечь 270 млрд рублей — это больше, чем в 2015 году, причем значительно — на 18%. Задача стоит сохранить инвестиционный портфель на 2017 год. Сейчас в стадии проработки находится порядка 130 договоров и соглашений, из этого количества для представления на форуме будем выбирать реальные, реализацию которых можно начать сразу же после подписания.
— Сегодня можно ли уже назвать хотя бы несколько проектов, соглашения по реализации которых будут подписаны в Санкт-Петербурге?
— Велика вероятность, что мы подпишем договор с компанией "Филип Моррис Ижора" о проведении модернизации завода с целью применения новой технологии производства. Это будут сигареты с теплонагревом, похожие на электронный мундштук. Все компоненты и сборка будут производиться в Ленинградской области и только электронную часть планируется поставлять из Малайзии. Общие инвестиции составят порядка 2,7 млрд руб. Также к ПМЭФ у нас готовятся соглашения с компанией Knauf на 3,5 млрд руб. и "ФосАгро" на 1 млрд руб. инвестиций, и мы близки к завершению переговоров с китайскими производителями коммерческих малолитражных автомобилей для малого бизнеса, о котором уже несколько раз говорили. Но произойдет это в более поздние сроки.
— Что касается уже существующего производства автомобилей в области — какие прогнозы по выпуску автомобилей Ford в этом году? Отражается ли на заводе оживление, появившееся на рынке?
— Не скрою, несколько лет назад ситуация на заводе Ford в какой-то момент стала настолько плохой, что руководство компании рассматривало возможность закрыть предприятие. Несмотря на то, что экономика региона диверсифицированная и ставка сделана не на один кластер, подобный поворот Ленинградскую область не устраивал, и мы приняли решение пойти на ряд дополнительных льгот, в том числе на перевозку и переобучение персонала, на транспортировку автомобилей. Оживление на рынке действительно появилось, начали расти продажи некоторых моделей Ford, но наши автомобили находятся в сегменте представительского класса.
Если Mondeo при невысоком спросе все же конкурентоспособен и продается, то Ford Focus приходится конкурировать с Nissan, Hyundai, Toyota Corolla, Renault и так далее. Я не скрою — нас это расстраивает. Мы видим, что наш автомобиль лучше — в нашем правительственном гараже есть "Фокусы", прошедшие 600 тыс. км, но в своем сегменте он является самым дорогим автомобилем. Тем не менее это действительно удобный и надежный автомобиль — на Ford Focus или Ford Mondeo ездит все правительство Ленинградской области, и не только потому что мы сохраняем госзаказ.
В автопарке правительственном сегодня остался только один Mercedes. Более того, мы и муниципалитеты обязываем для служебного пользования закупать именно Ford. В целом же ситуация на заводе Ford стабилизировалась, и по итогам первого квартала производство Ford Sollers показывает рост 5–7%. Еще ведутся переговоры, чтобы наряду с Focus и Mondeo на нашем конвейере начали производить EcoSport — третью недорогую модель, и прорабатывается возможность наладить продажи в Прибалтику и скандинавские страны. Собственно, это закономерно, потому что падение и рост спроса — явления цикличные.
— Рост спроса закономерно вызывает рост производства, и известно, что пиковым стал для Ford в Ленинградской области показатель 120 тыс. автомобилей за год. Сколько "Фордов" производит предприятие сейчас?
— В последние годы порядка 2 тыс. автомобилей ежемесячно сходит с конвейера. Ранее, как вы верно отметили, выпускали 120 тыс. машин в год — не менее чем по 10 тыс. в месяц. Но для нас сейчас не столь важен объем производства, сколько тот факт, что завод удалось сохранить и что он продолжает работать, так как он и является основой нашего автокластера.
— И ваш автокластер — одно из оснований говорить о "ленинградском чуде", потому что только Ленинградская и Калужская области демонстрируют постоянный рост в любых экономических условиях.
— Это точно, потому что в 2016 году ВРП Ленобласти достиг 908 млрд руб. в сопоставимых ценах, и для нас это рекордная цифра. Мы отчетливо понимаем, что находимся в первой десятке регионов-доноров.
— Наверное, с таким ВРП региону нужна своя столица, определенный региональный центр. Давно говорится о переезде правительства области в Гатчину. Какие варианты сейчас существуют, переедет ли с вами и Законодательное собрание?
— Переезд правительства в Гатчину — вопрос не одного дня. Более того — не одного года. Окончательное решение может быть принято в начале 2018 года, а сам переезд может затянуться до конца 2020 года. Наша главная задача — переехать так, чтобы не потратить бюджетных средств и с максимальной выгодой продать или сдать в аренду те помещения, что у нас есть в Петербурге.
Здание на Суворовском проспекте, например, можно будет либо сдавать под бизнес-центр, либо продать и использовать деньги на переезд. Или отдать в управление на длительное время с единовременной выплатой. Если же мы продадим недвижимость в Петербурге и построим дом правительства в Гатчине, то еще и в плюсе останемся. Как именно мы будем переезжать — еще не ясно.
Если изначально планировалось использовать исторические здания в Гатчине, которые сейчас не всегда эффективно управляются Министерством обороны, например Военно-морской архив, то сейчас мы больше склоняемся к варианту строительства обособленного здания, куда переедут абсолютно все комитеты и Законодательное собрание. Это порядка 150 тыс. кв. метров. Вопрос только в выборе площадки из трех предложенных в Гатчине, создании проекта и начале строительства.
— Какие-то частные компании согласны уже оказать помощь в таком масштабном переезде и в строительстве?
— Есть уже и банковская структура — "Сбербанк-капитал", и строительные компании — по сути, первая пятерка крупнейших строителей Петербурга — они заявляют о своей готовности помочь нам. Более того, они верят нам и готовы под наши обещания и гарантии оказать поддержку, потому что уверены, что мы, регион с хорошей кредитной историей и с хорошим бюджетом, сможем расплатиться.
— Недавнее ДТП в районе Сайменского канала в очередной раз напомнило о необходимости принятия комплексного решения проблемы. Что удалось сделать, чтобы трагедия не повторилась?
— Сейчас первичным предметом аренды у Финляндии является сам Сайменский канал, а шоссе входит в состав сооружений и является технологической дорогой для обслуживания канала — по этому назначению она соответствует всем требованиям. Другое дело, что по договоренности российской и финской сторон она также используется для подъезда к таможенному посту, и вот как автомобильная дорога она требованиям не соответствует.
Во-первых, из-за особенных климатических условий, испарений и высокой влажности от близости канала, перепада температур и особенностей рельефа. Как губернатор, я неоднократно поднимал данный вопрос и даже была предварительная договоренность между Россией и Финляндией сделать дорогу до Брусничного (пограничный пост. — Прим. ТАСС) прямой, но российская сторона отказалась делать это до завершения работ на трассе "Скандинавия". Пока не закончится ремонт трассы, вопрос участия российской стороны в спрямлении дороги вдоль Сайменского канала не рассматривается. Самым кардинальным был вариант закрыть автодорогу для автомобильного движения.
Но тогда мы получили бы другую социальную проблему — увеличенные очереди на границе в соседних пунктах пропуска, мешающие в том числе российским туристам, направляющимся в Финляндию, и финнам, посещающим Россию. Поэтому пока не приходится говорить о глобальных переменах, но, согласно имеющейся договоренности, финская сторона попробует выпрямить часть поворотов и установит дополнительные ограничения для снижения скорости. — Раз уж заговорили про туристов, то какие прогнозы по турпотоку на этот год? Общероссийские тенденции говорят о снижении турпотока, насколько это может отразиться на Ленинградской области?
— В прошлом году Ленинградская область впервые достигла для себя такой значимой цифры, которая говорит о том, привлекателен ли регион для туристов, — соотношение количество жителей региона и приезжающих. В прошлом году наш регион посетило более 2 млн туристов, что больше, чем количество постоянно проживающих в регионе. Это говорит о нашей туристической привлекательности. Мы понимаем, что туризм может стать серьезной частью нашей экономики, когда турпоток достигнет 3–4 млн человек.
Ведь сейчас нас посещает преимущественно так называемый перекрестный турист, который приезжает в Санкт-Петербург на несколько дней и один день проводит в области. Поэтому наша задача — заинтересовать людей и убедить приезжать к нам не "заодно", а целенаправленно. Именно для этого мы начали архитектурно-реставрационные работы в туристических местах: почти закончили работы в Старой Ладоге, серьезно взялись за Выборг — только на парк "Монрепо" в этом году пошло 750 млн руб. Реставрируется Часовая башня, костел Святого Гиацинта, Выборгская башня и еще несколько объектов. Мы вкладываем деньги в Ивангородскую крепость и Тихвинский монастырь. И мы для себя видим несколько потоков туристов, несколько обширных туристических направлений.
— Какие же это направления?
— Во-первых, исторический туризм, основанный на переплетении истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом направлении основу составляют иностранные гости. Во-вторых, активно растущий паломнический туризм — у нас только монастырей насчитывается 11, что делает нас едва ли не одним из регионов-рекордсменов христианского мира и, безусловно, привлекает тысячи паломников. Третий вид — активный отдых, и в этом направлении мы видим рост числа внутренних туристов. К нам приезжает все больше москвичей, северян, жителей центральной России и Крыма — это активные люди, которые занимаются еще и познавательным туризмом.
Четвертое направление для нас — военно-патриотический туризм, активно поддерживаемый государством и привлекающий как наших сограждан, так и, к примеру, китайцев, интересующихся Великой Отечественной войной и ленинскими местами. Турпоток из Китая у нас по итогам прошлого года вырос в два раза. Вы удивитесь, но музей "Ялкала" в Выборгском районе, где ночевал Ленин, живет и существует во многом именно за счет гостей из КНР.
Кроме того, у нас есть понимание спроса на экологический туризм, и мы поддерживаем предпринимателей, которые покупают в Подпорожье деревянные дома с печами и другим антуражем и делают там хостелы на два-три спальных места. Туристы ходят от деревни к деревне, пробуют деревенскую еду, смотрят деревянные церкви. Нам интересен и велотуризм. Сейчас ведутся переговоры с инвестором о строительстве велодорожки из Светогорска до финской Иматры, есть наработки о создании подобных трасс между небольшими городами, как и специальных маршрутов для владельцев квадроциклов и снегоходов. И, не скрою, мы очень хотим развивать, будучи приморским регионом, морской и речной туризм.
Когда в Санкт-Петербург заходят огромные лайнеры и привозят по 2,5 тыс. туристов, люди рассаживаются на суда "река—море" и дальше через наши Мандроги уходят на Москву, чтобы потом на "Сапсанах" вернуться обратно в Петербург — такой у них недельный тур. Уже сегодня туроператоры заявили о том, что они готовы ходить в Старую Ладогу. По нашей инициативе новый мост над Волховым между Новой и Старой Ладогой построен таким образом, чтобы под ним могли проходить четырехпалубные суда. Сейчас ждем, когда инвесторы построят причал недалеко от Староладожской крепости. Перед нами же стоит задача построить пункт питания для примерно 2 тыс. человек одновременно — будем делать. В целом перед нами в сфере туризма стоит три проблемы: инфраструктурная, проживания и питания. Как только мы их решим, нарастить туристический поток будет несложно.
— Как же планируется решать эти проблемы?
— Преимущественно за счет малого и среднего бизнеса. Крупные отельеры в Старую Ладогу, например, не придут, поскольку там нужны хостелы и трехзвездочные мини-отели. А вот к Выборгу шведские инвесторы из гостиничного бизнеса присматриваются, ожидая окончания реставрационных работ и увеличения турпотока. — Когда планируется завершить реставрацию? — Года три еще нам нужно на архитектурно-реставрационные работы. Хотя бы основные памятники мы должны отреставрировать. Очень важно открыть парк "Монрепо" — в 2017–2018 годах мы закончим работы в парке, сделав его настоящей "северной жемчужиной", способной конкурировать за счет своих скандинавских изюминок с петербургскими парками.
Сейчас Выборг уже вошел в тройку малых туристических городов по числу приезжающих туристов, и инфраструктуры, которая есть в этом городе, пока хватает. Более того, нам удалось уже увеличить турпоток за счет скоростных поездов "Ласточка".
Беседовала Галина Полоскова
источник и фото: ТАСС