Сонаты радости, кроткие слёзы печали ..... и музыка барокко. Донецк
Донецк / AbsolutTV.ru / Людмила Марава / Музыканты из Петербурга второй раз в этом году выступили на сцене Донецкой Государственной Академической филармонии.
“Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства. Только передовые гуманные идеи.” ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ.
Бесконечность всего огромного Земного олицетворяется звучанием музыки. Возрастающее понимание этого, отнюдь не усмиренное покорностью безоговорочно верить всему увиденному и услышанному, но разогретое гулко дрожащим и неумолкающим ни на минуту эхом пролетевших над Землей столетий, придает силы проникнуться доверием очевидному: МИР ОБИТАНИЯ ВСЕХ НАС - ЭТО ЗЕМНАЯ ГАРМОНИЯ.
И музыка – есть одно их высших и предельно понятных воплощений из задумок Творца, существующих в ментальном бескорыстье. Во имя того, чтобы сблизить разобщенные народы. А отдаленность существования – это не только тысячи километров, которые действительно разделяют. Это – и особенности культуры, которые неповторимо прекрасны, сами по себе. Так как именно в этих красочных своеобразиях формируются надежные остовы, поддерживающие всё Мироздание.
Как интересно получается… Сделать вдох можно в XXI столетии. А выдохнуть – в XVII… В тот самый момент, когда оживают звуки барочной музыки. Из далёко-вычурного времени, изобиловавшим надуманно-витиеватыми украшениями в быту людей. И в их творчестве, как отражении того быта.
Барокко, как противостояние классицизму и рационализму - жемчужина неправильной формы. Или странный, причудливый. Действительно, всегда настораживают звук сухие постукивания клавиш клавесина. Которые, так думается в самом начале, есть абсолютный анахронизм в сегодняшнем дне. Но в дуэте с умиротворительными руладами поющей скрипки – это уже звуковая эстетика в стремительно набиравшем силу новаторстве быстро развивавшейся Европейской цивилизации. Плавно вписавшейся, как и показало время, во Всемирную Историю всего человечества. Акустический мазок столетия на бескрайнем полотне беспрерывно развивающейся цивилизации. Как рассвет погожего дня, радостно и совершенно в духе термина andante, спокойно происходящего и переходящего в триумф продолжения жизни…
Андрей Решетин, Ирина Шнеерова и Андрей Пинюгин. Зал Донецкой филармонии стоя рукоплескал искусству этих исполнителей на концерте МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Собственно, искусство мастерского исполнения старинной музыки – это часть целостного и многогранного творчества Петербургских музыкантов. Которому предшествует многолетний подвижнический труд по поиску и дальнейшему сохранению музыкальных рукописей давно не звучавших произведений. Давно – это звучавших 200-300 лет назад. И записи которых важно не только правильно, с профессиональной точки зрения прочесть, но и вернуть им жизнь. Трудно сказать, что в новом звучании. Так как скрипки у музыкантов – тоже творения из седой старины. Разве что, клавесины, в своем первородном виде, сейчас в музеях. Но их копии, поверьте, звучат достойно.
“ТЕРЯЮ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ” - из репертуара забытого Русского композитора Андрея Хандошкина. 15 сонат композитора Бибера: 5 сонат радости, 5 сонат слез. И пять сонат славы, музыка Луиджи Скьятти, которая исполняется исключительно силами Петербургских музыкантов. Как праздник лирической воздушности. В блокадных буднях израненного не только телом, но и своей душой городом. Как ласковые волны притихшей Вечности. Взявшие своё начало в убеленных прошедшим временем истоках эпохи музыкального барокко. Уже полных четыре века назад.
…Вдохнули завороженно в XXI веке… Выдохнули – в XVII… Диву дивуясь, как неожиданно близко приблизилась к Донецку и Москва. Андрей Решетин принял участие в постановке на сцене Большого театра первой Русской оперы ЦЕФАЛА И ПРОКРИС, в обновленном ее варианте, как художественный руководитель постановки. Скрипач Андрей Пенюгин, дописал недостающие речитативы к опере, лично проработав нотные версии, сохраненные в Научной библиотеке Санкт- Петербургской консерватории. Довелось прочитать, какой красочной и галантно современной была премьера в Большом… Всего за несколько дней до приезда Петербургских музыкантов в Донецк.
Донецкая филармония носит имя гения Земли Донбасской Сергея Прокофьева. Хорошо известны его слова: "Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному.”
Сопротивление злу, неприятие фальши – это часть той гармонии, что есть хорошая музыка. Такая, какой её довелось услышать в исполнении музыкантов из Санкт-Петербурга…
С глубоким уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК.
фото: архив news.sarbc.ru