Vivat! Антарктида!
Людмила Марава
Донецк / AbsolutTV.ru / Есть такая музыка, которая не должна сопровождаться никакими комментариями перед ее прослушиванием. Слушатель должен быть облагодетельствован привилегией самостоятельно, без чьей-нибудь подсказки, мотив за мотивом, окунуться в глубинно-дивные миражи вечно цветущей и благоухающей добром нивы Земного счастья. Именно в этих звуках, благостно одухотворенного и оживающего лишь в моментах своего звучания блаженства, эффектно потрясающих слух незримо-шлейфовым звуковым явлением и благодарных за это воле и мастерству музыкантов, его извлекающих на музыкальных инструментах, лишь в минуты и часы, счастливо и беспрепятственно закипающие свершившимся Великим в пространстве, и отрешенных от всего иного, когда происходит Величайшее Таинство единения любого слушающего своего счастье с нашим Творцом Небесным. Первая БАЛЛАДА Фридерика Шопена, годы написания 1831-1834, – из того самого числа. Появившаяся на свет мучительно-томительный период в жизни Великого Композитора и, как это всегда получается, в период исторического потрясения. Кто-то, может быть, тогда этого отрезка прозрения и не заметил. И по привычке скудоумного обывателя повздыхал печально и бездумно, переступил, спотыкаясь, и со сморщенным от понятого таким образом исторического неудобства лицом, многочисленные ухабы на тернисто-извилистом пути Мировой истории. Но для того и рождаются на Земле ГЕНИИ, чтобы зримо парить над настороженно притихшей от всего пережитого и переживаемого в его жизни Вечностью, чтобы увековечивать своими, во истину, нетленными шедеврами бесследно пролетающие над Землей мгновения-отражения мерцающего блеска притихших волн… Тихого океана…, вспышек недоумения после созерцания происходящего на Земле на раскаленной поверхности полуденного Солнца..., выхолощенного Вечным ледниковым холодом и переливающегося режущим глаз многогранно-сиятельным блеском красноречивого безмолвия шестого континента планеты – гордой АНТАРКТИДЫ. Во имя будущего. Во имя следом идущих.
Наверное, это – правда. Когда творит Мастер, вдохновение свое, волнительно-трепетное, самобытно-неповторимое и истекающее, временами, многочасовым восковым мытарством идей, он черпает в посланиях с Небес. А потом… Резко оглушительное единозвучание нескольких, разбросанных некогда по отдаленным друг от друга Земным параллелям акцентов имевшего место быть единомыслия.
В 2020 году – 200 лет со Дня открытия великими русскими мореплавателями под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Антарктиды. И совсем скоро после этого, без каких-то 11 лет, 200 лет со Дня написания Первой БАЛЛАДЫ Шопена.
Не сосчитать, имена музыкантов, игравших музыку Баллады на всех Земных континентах. Равно, и количество ее исполнений. Но почти ничего неизвестно о людях, вызывающе смело и по-хорошему отчаянно дерзко отправившихся два века назад на край Света. К берегам края Земли. Изведывать и покорять Земной Космос притягательно магической власти Неизвестности. Единицы неординарно и вызывающе всему общепринятому в человеческом социуме мыслящих – за все Человечество, на всех других, пяти континентах. Это был тот самый случай, когда и следом идти не всякий отважится. Но шли следом другие. Опять же, единицы. Споря своими замороженными дыханиями с Краем Вечной Мерзлоты. Через века после подвига первооткрывателей оспаривая своими нетрусливыми совсем намерениями докопаться до истин Северного Мироздания. Чтобы приблизиться самим и приблизить потомков своих к суровой правде скупо вещающего о себе Севере. Говорящего, в основном, языком нешуточных штормов, завываний холодного Северного ветра и… все-таки Гармонии человека с природой.
Но там, в Антарктиде, в Гармонии чистилищного очищения душ, глаза видят все по-другому. Как ледниковые хребтово-причудливые монстры приближаются к пенящейся сини трех океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. И уши слышат там по-новому. Как пронзительно устрашающе шипит растревоженный двигающийся лед. Властно сгоняя с насиженных мест сонные айсберги. Приводя их тем самым в звериное бешенство. Заставляя эти ледниковые глыбы-махины гоняться друг за другом по пенистым океанским прибоям короткого Северного лета. Разгоняться со страшной неукротимой силой в гонках ревущих исполинов, в промежутках, когда Солнце умудряется-таки растопить непроходимый лед, образуя тем самым ползучие водные пути для навигации. И все это, нота за нотой, такт за тактом – в музыке
Первой Баллады. Играет ТИТАН Русской пианистической школы – Святослав Рихтер. Олимп Богов – он недоступен коростной порочности двумыслия, властвующего ныне, ох, как же нахально властвующего, по краям и весям невежества. Олимп Богов – это энтузиазм избранных. Олимп Богов – да не доберутся до него презренные пустословы. Олимп Богов - одним емким словом – он для СОВЕСТЛИВЫХ.
Ф.Шопен, IБаллада, исполняет Святослав Рихтер
Фотографии из Антарктиды - жемчужины-свидетельства в фотографических рамках неистребимого Российского мужества. Сделанные теми, кто шел все-таки следом за первооткрывателями тайн КРАЯ ВЕЧНОГО ХОЛОДА. Как видится, не зря.;
P.S. В истории литературы есть пример отождествления музыки Людвига ван Бетховена с переживаемыми главным героем повествования чувствами. Сейчас я говорю о ГРАНАТОВОМ БРАСЛЕТЕ Александра Куприна. Вторая часть второй Бетховенской Сонаты, LARGO APPASSIONATO – тоже немного холодная Антарктида безответного чувства… На время, правда, укрощенная теплым дыханием классической музыки индийская жемчужина неразделенной любви…
С глубоким уважением, Людмила Марава
видео: YouTube /truecrypt
фото:img.pixtale.net