Роль фотографии в нашей жизни (ФОТО)
Алексей Шлыков
фотограф
Обнаружив в поле своего зрения что-то красивое и вызывающее у нас внутренний отклик, мы непременно испытываем желание как-то завладеть этой красотой, сохранить ее для себя и насытить ею свою жизнь. Порой нам так хочется сказать: "Да, я здесь был, я все это видел и оценил эту красоту!" Фотографирование способно в значительной степени утолить эту жажду обладания, порожденную красотой того или иного места. Тревога по поводу того, что воспоминания о прекрасном моменте сотрутся в памяти, шаг за шагом отступает с каждым щелчком затвора. Бывает, мы стремимся этот эффект усилить, лично сфотографировавшись на фоне того или иного красивого места. Таким образом, мы надеемся сохранить красоту в себе, сохраняя хотя бы зрительно себя в ней. К тому же отличный снимок поднимает самооценку и вызывает у окружающих чувство восхищения и даже зависти. Коллекционировать фотографии - это все равно что коллекционировать мир.
В повседневной жизни мы совершенно отвыкли обращать внимание на детали, важные и красивые мелочи. Даже не обязательно красивые, но завораживающие и много говорящие. Скорость современной жизни так велика, что человек практически не способен заставить себя остановиться и постоять, разглядывая тот или иной объект достаточно долго, чтобы потом можно было подробно воскресить его в памяти. Фотография же возвращает человеку "водительские права", разрешающие пристальное наблюдение за жизнью. Для этого требуются одновременно расслабленность и концентрация. Как в медитации. Эта аналогия между сосредоточением фотографа и медитирующего не мне первому пришла на ум. Так, Валерий Савчук в монографии "Философия фотографии" поделился своим наблюдением, что в процессе съемки фотограф принимает "позу внутреннего сосредоточения", которую он окрестил "позой логоса". Таким образом, можно сказать, что для активного фотолюбителя фотография является своего рода активной созерцательной медитацией.
Любой художник, будь то живописец, фотограф, писатель, способен погружаться в некое состояние транса или выпадения из общей реальности с одновременным погружением в свою отдельную реальность. Настраиваясь на эту особую творческую волну, автор способен видеть больше, глубже и шире обычного. Фотография дает шанс любому человеку пережить этот опыт настройки на самого себя и свой внутренний мир, который сам по себе является даром. С определенной точки зрения процесс фотографирования и позирования можно считать терапией, и тогда сам процесс создания снимка можно назвать фототерапией. Ричард Аведон это хорошо прочувствовал, когда говорил, что люди приходят к нему, чтобы узнать, кто же они такие. Хотя автор может создать с помощью портретируемого любой образ, сам творческий процесс облагораживает модель и также настраивает ее на саму себя. Этот метод работает и от противного. Получив в результате снимки, на которых вы себя не узнаете, вы точно можете сказать, кем же вы не являетесь. И тем самым приблизитесь к самому себе.
В то же время, следует отметить, что в большинстве своем, вместо того, чтобы использовать фотографию как дополнение к активному, сознательному восприятию красоты, люди, не являющиеся активными фотолюбителями или профессионалами, стали использовать ее как альтернативу осознанному процессу познания, делая обычные "отчетные снимки". Безусловно, документалистская функция фотографии очень важна, но в итоге путешественники стали меньше обращать внимания на детали, на сами пейзажи и памятники, чем это было принято раньше. Зачем вглядываться, если все останется на снимках? Фотоаппарат стер разницу между понятиями "смотреть" и "замечать", между созерцанием и обладанием. В своей культовой работе "О фотографии" Сьюзен Сонтаг говорила, что, став массовым явлением, фотография превратилась в некий обязательный социальный ритуал, защиту от тревог и инструмент самоутверждения. Фотосъемка установила хроническое вуайеристское отношение к миру, уравновешивающее значение всех событий. В чем-то такой итог близок к позиции дзэн: все равно всему, каждое событие самодостаточно, все одинаково важно и не важно. Став "орудием массового поражения", фотография в то же время (это началось с 1970-х гг.) начала восприниматься, как полноценный вид искусства. А так как почти каждый считает, что "он тоже так может", то фотография в потенциале стала самым массовым видом искусства или, как минимум, средством творческого самовыражения.
Фотография, стимулируя постоянный поиск неизвестного, оригинального, авторского, зовет своего апологета в путешествие как в рамках своего воображения, так и в рамках своего воображения. Результаты этого могут быть очень интересными. Путешествие в это незнаемое увлекает, обогащает и продлевает жизнь - свидетельством чему долгие жизни известных фотографических мэтров.
фото: Алексей Шлыков