Путешествия автостопом: особенности и впечатления (ФОТО)
Алексей Шлыков
фотограф
г.Волжский
Свобода. Манящее неизвестное далёко. Скорость. Перемены. Новые интересные люди и горизонты. Доверие судьбе. Романтика. Все это - дух автостопа (иначе: стопа, хичхайкинга) — бесплатного передвижения на попутном транспорте с согласия водителя. Возможно ли путешествовать на попутках? Определенно да! Для всех ли это? Ни в коем случае. Стоит ли попробовать? На мой взгляд, стоит, но только при одном условии: вам следует должным образом внутренне настроиться.
Как бы мне ни хотелось сразу начинать с метафизики, но некий Дух трассы в самом деле существует, и путешествие автостопом доставляет удовольствие и проходит на ура только если вы хоть немного настроились и поймали эту особую волну. Когда ты студент, у тебя в кармане дыра, а душа жаждет красоты и путешествий, - автостоп это то, что нужно. Во взрослом возрасте отважиться на такой способ путешествия гораздо сложнее, ведь за плечами старые привычки, стереотипы, заблуждения и страхи. Тем не менее, можно смело сказать, что умение сочетать способность и готовность ездить автостопом со стандартными способами перемещения является очень ценным качеством, которое может пригодиться в самый неожиданный момент в любой части света. Я впервые познакомился с автостопом на практике весной 2003 года благодаря лидеру тогда существовавшего в г. Волжском клуба вольных путешественников Сергею Кузьменко. Открыв для себя этот новый дивный мир, я погрузился в него с головой, и в 2003-2005 годах активно путешествовал по стране, посетив Урал и Кавказ, музыкальные, этнические фестивали и массу городов, среди которых можно выделить Астрахань, Екатеринбург, Златоуст, Москву, Пензу, Рязань, Самару, Санкт-Петербург, Ставрополь, Уфу, Челябинск.
И снова, спустя столько времени, я немного постранствовал автостопом, "комбинируя" способы двигаться вперед в прошлом и нынешнем годах. Но главное в таких путешествиях все же не места, а люди, которых встречаешь, и с некоторыми из которых становишься друзьями. Путешествия автостопом дали мне огромное количество сильных и добрых воспоминаний. Многим ли доводилось наблюдать двойную радугу на закате? Дарить новой подруге свет оранжевого фонаря на безлюдном ночном мосту в Питере? Смотрели ли вы на бесконечную дугу горизонта и огромные загорающиеся звезды, сидя в позе лотоса на вершине уральской горы? Просыпались в лесу среди сияющих фосфоресцирующих сосен? Все это и многое другое произошло со мной благодаря такому способу путешествовать. Автостоп зародился в США и приобрел свой романтический ореол благодаря движению хиппи и их философии. С распадом Советского Союза он стал набирать популярность на просторах стран СНГ. Примечательно, что в стране-родоначальнице движения автостоп сейчас переживает упадок. Об этом мне поведал знакомый, который путешествовал и по России, и по миру. Связано это, возможно, с изменением уровня благосостояния населения. Если в 50-60 гг. имел свою машину далеко не каждый американец, то теперь не иметь в семье одну-две машины считается в Соединенных Штатах чем-то странным. Железного коня может себе позволить почти каждый. Таким образом, в США автостоп становится своеобразным пережитком прошлого, к которому прибегают либо неимущие, либо идеологи автостопа, либо иностранные туристы. В России же все иначе. Автостоп у нас ширится и процветает. Хорошо это или плохо - вопрос философский. По своему опыту могу лишь сказать, что наша страна столь обширна, что возможности найти в некоторых ее глубинках общественный транспорт практически равны нулю.
Так, в куротное село Тюлюк на Южном Урале, что у подножия Большого Иремеля, автобус ходит только два раза в неделю, а между тем это известное место в нашей стране. Грунтовая же дорога туда так плоха, что не имея внедорожника, вы на своем автомобиле рискуете до него вовсе не добраться. Про особенности автостопа достаточно много и пространно написано в Интернете. В дополнение к этим описаниям можно сказать, что путешествие автостопом отличается от путешествия "цивильного", - т.е. либо на своей машине, либо за купленный билет, - не только технически, идеологически, но и по духу. Поездка в общественном транспорте никак не может сравниться с автостопом в плане впечатлений, ведь тогда вы буквально проживаете каждый преодоленный километр. Каждая новая миля - ваша личная победа, замечательное достижение! Когда вы полагаетесь на попутки, то совсем иначе относитесь к миру: вы ему открыты, иначе его чувствуете. Все ваши чувства обострены. Бывает, вы уже за минуту до приближения машины знаете, что именно водитель этого автомобиля вас подвезет. Вы словно подключаетесь к некоему энергетическому потоку, который вас ведет и обогащает, помогая лучше понять себя, жизнь, окружающих людей. Доверившись неизвестности, вы понимаете чего стоите.
Особенность автостопа заключается также в том, что вы встречаете людей с которыми иначе никогда не пересеклись бы. Фактор "случая" выбирает для нас такие ситуации и знакомства о которых мы и думать не могли. Так же и с местами. Познакомившись со случайным попутчиком, вы можете "из первых рук" узнать об особых краях нашей и других стран, а эти места вполне могут быть мало кому известными. Здесь мы затронули саму суть обмена между водителем, "драйвером" по-автостопному, и вольным путешественником. В соответствии с идеологией автостопа, вольный путешественник не едет "просто так". Конвертируемая валюта в вольном странствии - это хорошее общение. Как бы это невероятно не звучало, но именно за хороший интересный разговор тысячи людей по всему миру готовы подвести вас до нужной вам географической точки. Но, конечно, необходима еще и способность быть хорошим слушателем. Статистически путешествовать автостопом не так опасно, как об этом думают горожане, ни разу не "отведавшие" трассы. Бандитизм в нашей стране в большинстве своем канул в лето в далеких девяностых. И все же хичхайкинг - это занятие для сильных духом, смелых и немного авантюрных людей. Откровенно говоря, профессиональное занятие автостопом можно даже смело отнести к спорту, в котором есть свои секреты, наработки и технологии.
Путешествие автостопом является своего рода противоположностью туризма, хотя они - родные братья. В туризме важен дух коллектива, автостоп же, прежде всего, создан для одиночного или парного созерцательного путешествия. Конечно, всегда есть исключения. Можно ловить попутку втроем, вчетвером, впятером. Но подлинные перемены внутри себя вы почувствуете, только если останетесь один на один с трассой. Потому что именно тогда наружу всплывут прятавшиеся глубоко внутри страхи: страх неизвестности, страх неопределенности, страх незнакомцев, страх нехватки воды, страх остаться на этом месте навсегда. Страхи! Страхи! Все это придется внутренне преодолеть. Однако оно того стоит. В этом ключе автостоп можно считать как чем-то экстремальным, так и средством достижения плодотворной внутренней трансформации, способом личного роста.
фото: Алексей Шлыков
Комментариев 4