К чему приведет отказ России от участия в международном тестировании школьников?
Альбина ТИМЕРГАЛИНА
юрист
г.Уфа
В России ухудшается положение школьного образования, чиновники были вынуждены прекратить участия в международном тестировании школьников, чтобы не показывать снижающийся уровень.
Наши школы с 2012 года не будут больше участвовать в международном тестировании школьников. Об этом сообщила президент Российской ассоциации чтения, Наталья Сметанникова.
С 2000 года участники 9-х классов каждые три года тестировались в рамках Международной программы по мониторингу образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Целью исследований является контроль «капитала» страны. PISA помогает определить уровень и дать оценку качества образования в школах, тенденции изменения в системах образования разных стран, проверка грамотности как общей, так и математической и научной. Международные тестирования направлены на прогнозирование будущего России, на исследование экономического состояния страны в целом.
«Результаты тестов российских школьников показывают плохие результаты, это и есть причина отказа, к сожалению, прогнозы неутешительные»,- заявляет Наталья Сметанникова. По её исследованиям в 2000 году России в тестировании присудили 25-е место, оно было направлено на чтение и в понимание текста, тогда только 32 государства приняли участие. А через три года мы уже переместились на 32-е место, из 43-х имеющихся стран. В 2006 году Россия показала уровень ниже среднего в математике и навыках чтения. Тестирования 2009 года привели нас на 41-е место, тогда участвовало 65 стран.
«Россия пыталась скрыть результаты, однако мы не позволили сделать это. Потому что мы должны уметь себя оценивать, а не так, как было в СССР, когда не было возможности проверить, действительно ли страна является самой читающей», — говорит Сметанникова. Также она пояснила, что тестированиями в 2000 году и 2003 в России занимались коммерческие организации, а с 2006 года Министерство образования РФ взяло на себя эти функции. Однако в этом году в связи с кризисом, а точнее ссылаясь на него, Россия отказалась от мониторинга.
«Идет процесс замедления развития институтов образования и науки, одним словом – деградация. Пока об этом никто не задумывается, и пока что нет путей к решению данной проблемы», - полагает Виктор Аверков, эксперт Центра проблемного анализа.
«Проблема школ в том, что сейчас регулярность занятий по литературе снижена и нет школьных выпускных сочинений. Школьники лишены способности образования связей, логических, в том числе. В одном из самых известных университетов США Гарварде сейчас все обсуждения проходят на материале художественной литературы, даже экономических вопросов», - приводит в пример Наталья Сметанникова.
В пресс-службе Министерства образования по участию России в мониторинге PISA комментарий дать не смогли.
Комментариев 1