Бронепоезда Советской армии и МВД СССР защищали Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945
Бронепоезд. Московское метро
фото: Яндекс
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / 22 июня 2023 г, исполнилось 82 года со дня начала Великой Отечественной Войны. А с 05 июля по 23 августа – 80 лет Курской битве. Горько осознавать, что занятые своими проблемами и заботами, мы редко вспоминаем о наших ветеранах, приходим к братским могилам с цветами в руках… Много ли мы помним о тех далеких днях, наполненных мужеством и героизмом солдат, отдавших свои жизни ради нас? Много ли знаем о том, какой беспримерный героизм и стойкость демонстрировали советские воины, в каждом бою защищая свою Родину? Многие эпизоды войны открываются нам только сейчас. Это обусловлено снятием грифов «секретно» и «совершенно секретно» с документов начального периода войны и открытием широкого доступа к ним. Читая боевые донесения и оперативные сводки, по новому начинаешь воспринимать историю действительно Великой Отечественной Войны, особенно когда сам принимал участие в боевых действиях в «горячих точках».
Николай ВАРАВИН
историк, ветеран боевых действий,
пограничных войск КГБ СССР,
МВД России,
полковник милиции в отставке
историк, ветеран боевых действий,
пограничных войск КГБ СССР,
МВД России,
полковник милиции в отставке
Особую роль в сражениях Великой Отечественной войны сыграли «сухопутные крейсера» - закованные в стальные латы бронепоезда. Бронепоезд (сокращенно бепо) — это железнодорожный состав с артиллерийским и пулеметным вооружением, укрытый броней. Предназначен он для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги. К началу войны в Красной Армии состояло 34 легких бронепоезда и 13 тяжелых бронепоездов. История этих бронепоездов начинается в далеком 1923 году, когда на базе «Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода» расположенного в городе Бежица Брянской области Орловского военного округа создается машиностроительный завод «Красный Профинтерн» - единственный в довоенном Советском Союзе завод, выпускавший бронепоезда. Программа выпуска составляла 5-6 бронепоездов в год.
В Московской битве в середине ноября 1941 г., после двухнедельной паузы, гитлеровцы начали второй этап общего генерального наступления на Москву. На огромном фронте от Калинина до Тулы вновь завязались ожесточенные бои. Воины Красной Армии и отряды народного ополчения бились за каждый оборонительный рубеж.
Бой бронепоезда НКВД №73 – самый известный эпизод войны на территории Дмитровского района Московской области. Командир бронепоезда 28 ноября 1941 года докладывал командующему 1-й Армии Генерал-лейтенанту Кузнецову: «….В 8.30 час 28 ноября 1941 г. получен от Вас приказ выслать на перегон Дмитров-Яхрома с задачей уничтожить противника, занявшего переправу: мост через канал Москва-Волга и не допустить на правый берег. После получения задачи вышел на открытию позицию и прямой наводкой артиллерии и пулеметов уничтожая огневые точки противника находящиеся у моста, в результате чего дал возможность десантной роте продвинуться к мосту и занять оборону на правой стороне прикрывая огнем переправу. В результате 6-ти часового боя маневрировать на данном участке не удалось ввиду разрушенного ж.д. пути и крушения товарного поезда на этом участке.
Поэтому применить полного огня и маневра не мог. Ввиду ограниченной маневренности получил сильные повреждения: 1) Совершенно выведен из строя паровоз: сгорел. 2) Прямым попаданием артснаряда в мотовагон разбита командирская рубка и одна орудийная башня. 3) 2-й мотовагон имеет прямые пробоины. 4) Осколками мин повреждены скаты. Вышло из строя личного состава: а) Убито 2 человека б) Тяжело ранено 7 человек: направлены в госпиталь. в) Контужены: комиссар и командир мотовагона. Поэтому ввиду серьезных повреждений материальной части и потери личного состава полных огневых действий дать не мог…»
Следует обратить внимание на то, чего нет в донесении. Там отсутствуют как сведения о потерях десантной роты бронепоезда, так и о потерях противника. И то, и другое появляется в документе под названием: «ОПЕРСВОДКА №27 к 22.00 1.12.41 ШТАБ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ». «Потери: Убиты – 7 человек, раненых – 15 человек, пропало без вести – 3 человека. Потери матчасти: выведен из строя паровоз (сгорел), разбита командирская рубка, одна орудийная башня, одна бронемашина БА-20 на ж.д. ходу и одна БА-20 на грунтовом ходу. Потери пр-ка (ориентировочно) до 10 танков, несколько машин с пехотой, несколько минометов. Бронепоезд направлен для восстановления в город Ярославль».
Численность войск НКВД, участвовавших в боевых действиях Cталинградского фронта, составляла около 3% всех войск, задействованных в оборонительной операции. Но, несмотря на столь малую долю, они сыграли исключительно важную, а на отдельных участках фронта решающую роль в обороне города.
В битве на Волге во время оборонительных операций по защите Сталинграда вместе с Красной Армией принимали активное участие соединения и части внутренних войск в составе: 10-я стрелковая дивизия (269, 270, 271, 272, 282 полки), 91-й полк по охране железных дорог, 178-й полк по охране особо важных промышленных предприятий, 249-й конвойный полк и отличившийся в боях под Москвой 73-й отдельный бронепоезд, и другие воинские формирования раннее переданные из состава войск НКВД в действующую армию.
Кроме 10-й дивизии в Сталинградской битве участвовали и другие части войск НКВД, 91-й полк по охране железных дорог стойко оборонял порученные рубежи, неоднократно вступал в бой, отбивал атаки противника, давая возможность частям Красной Армии перегруппировать свои силы. Только в боях с 3 по 6 сентября 1942 года полк отбил 8 атак противника, уничтожил более 2 рот автоматчиков, около двух пехотных батальонов, взял в плен более 500 солдат и офицеров, захватил большое количество вооружения и боеприпасов. Бронепоезд этого полка на подступах к городу уничтожил 5 танков, более 3 батальонов немецкой пехоты, 2 минометные батареи и много другой боевой техники врага. За успешное выполнение боевых заданий и мужество его воинов, полк был награжден орденом Красного Знамени.
В 1943 году на деньги, собранные сотрудниками Московского Метрополитена, был построен бронепоезд. На строительство бронепоезда работники метро собрали 706 тыс. рублей. Этот патриотический порыв оценил Главнокомандующий И.В.Сталин: его благодарность зачитали на многолюдном митинге 21 марта 1943 года, на котором поезд торжественно передали командованию дивизиона. Строители дали экипажу наказ «не щадя жизни, бить проклятых гитлеровских извергов».
Бронепоезд имел распространенную в тот период конструкцию. В середине состава располагался паровоз, обшитый листами брони. Командный пункт помещался на тендере. Спереди и сзади находились четыре бронеплощадки — две с башнями от танков Т-34 и две зенитных, вооруженных зенитными пулеметами ДШК. — Экипаж состоял из сотрудников Московского метро, — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. — Командиром бронепоезда стал капитан Борис Павлович Есин.
«Московский Метрополитен» получился истинно грозным оружием, оснащённым башнями от Т-34, пулемётами для борьбы с вражеской пехотой и зенитными орудиями. Его четыре боевые площадки могли противостоять танкам и самолётам, не говоря уже о пехоте. Боевой экипаж бронепоезда, состоящий в основном из добровольцев подземки, готовился помешать перерезать фашистам железную дорогу Белгород – Курск. В годы войны такие поезда служили настоящими крепостями на колёсах, останавливая прорывы вражеских танковых клиньев. Немцы засыпали бомбами все железнодорожные станции, а за бронепоездами шла настоящая охота.
Перед началом сражения на Курской дуге – битва разгорелась 5 июля 1943 года – немцы требовали от своей авиации уничтожить пути отхода противника, то есть нанести удар по железной дороге. «Если мы победим поезда, то мы победим и в битве» – эта фраза прозвучала на совещании командования пикирующих бомбардировщиков люфтваффе, проходившем 4 июля 1943 года в Орле.
Накануне прошло другое совещание – в селе Ольховатка (расположено южнее орловско-курской границы), где уточнялась роль, которую предстояло сыграть в грядущей битве советским железнодорожникам.
По наскоро проложенной однопутной магистрали, физически не справлявшейся с переброской войск, в последние сутки перед битвой перевезли почти 50 тыс. человек – это был своеобразный рекорд войны.
Когда не хватало вагонов для перевозки артиллерийских орудий и танков, инженеры-путейцы и солдаты разбирали стенки и крыши – чтобы успеть перевезти на открытой платформе больше техники.
Противник уже не в первый раз за это время был обманут: разведка сообщала немецкому командованию о нехватке у Красной армии транспортных средств, но поистине громадное количество переправлявшихся советских войск всё ещё оставалось для немцев тайной. В грядущем сражении советское командование делало большую ставку на железные дороги. Если в битве под Москвой и за Сталинград близость линии фронта не позволяла использовать их, то на Курской дуге именно поезда должны были осуществлять три четверти всех перевозок, и прежде всего подвоз подкрепления, доставку боеприпасов и эвакуацию раненых.
Мало кто знает, какую роль сыграл на первом, самом трудном этапе Курской битвы «Московский метрополитен» - В конце декабря 1942-го командир дивизиона майор Владимир Панич принял два новых бронепоезда. Первый – № 737 – считался тяжёлым, так как на его вооружении были два 107-миллиметровых орудия. Второй бронепоезд – № 746 – считался лёгким - это и был бронепоезд «Московский метрополитен», перевооружённый для защиты от воздушных атак, должен был служить последним рубежом обороны, блокировавшим стратегически важную дорогу на Обоянь.
Немцы жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. На этом этапе и сыграл свою роль бронепоезд 60-го отдельного дивизиона. Он должен был прикрывать почти 20-километровый участок железной дороги Сажное – Гостищево – Беломестное. Как свидетельствует экспозиция музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», других регулярных частей Красной армии в этом районе не было.
«Этот участок остался едва ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками», – пояснили исследователи музея «Курская битва».
Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. В первую же ночь перед наступлением врага артиллеристы активно обстреливали его позиции, выходя за станцию Гостищево. На второй и третий день встретили его на станции Сажное. Яростные атаки фашистов следовали одна за другой со стороны хутора Смородино. В прорыв пошла оперативная группа «Кампф». Но под массированными залпами бронепоезда немецкие атаки захлёбывались ещё на подступах.
Из воспоминаний командира орудия третьей бронеплощадки «Метрополитена» старшего сержанта Ивана Соколова: «С бронепоезда стреляли прямой наводкой подкалиберными и бронебойными снарядами… Бой был жестокий и скоротечный. Под защитой дымовой завесы немцы повернули вспять. Пошли в контратаку наши знаменитые Т-34. Завязался танковый бой, который продолжался до позднего вечера. На поле догорали танки, штурмовые орудия и бронетранспортёры…»
Но силы были неравны. У «Метрополитена» заканчивались боеприпасы. Срочно требовалось сменить позицию и пополнить запасы. Командир Есин решил отходить к станции Беленихино. Однако пройти туда не удалось: огонь врага вывел из строя значительную часть пути. Оставалось одно: вернуться обратно. Поезд лишился возможности манёвра. Вся надежда оставалась на мощь брони.
Бой шёл три долгих дня. Один бронепоезд и несколько десятков человек сдержали крупное немецкое наступление, уничтожив шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён…
В 9 утра 7 июля 1943 года «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Командир бронеплощадки «Московского метрополитена» Борис Перлин рассказывал: «Из за непрерывной стрельбы внутри стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастёрки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя…» Боясь попасть в плен, командир Есин решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом. Бронепоезд вступил в неравный бой, но свою задачу выполнил. А немцы так и не смогли перерезать железную дорогу на этом участке. Благодаря этому в середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический резерв из Воронежа. А 5 августа 1943 года Красная армия освободила Курск и Белгород. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
О той военной роли, что сыграл бронепоезд «Московский метрополитен» хорошо сказал Константин Черкасский, директор Народного музея метро: «Три дня — именно столько времени было отведено войной бронепоезду «Московский метрополитен». Кажется, что это мало. Но кто знает: может быть, именно те три дня определили исход всего сражения. За этот период на своем участке «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск. Враг так и не смог перерезать железнодорожную линию в этом районе».
Скупые статистические строки свидетельствуют, что с 5 июля по 23 августа в Курской битве с обеих сторон участвовали свыше двух миллионов человек, почти 30 тысяч орудий, более шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Несомненно, это были самые лучшие, многократно испытанные в боях силы и средства, которыми руководили лучшие же полководцы и командиры — и советская армия, и ее противники, по сути, выложили здесь все свои козыри.
Достаточно сказать, что под Курском маршалу Советского Союза Георгию Жукову, который координировал действия Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов, противостояли такие именитые гитлеровские фельдмаршалы, как Эрих фон Манштейн, Гюнтер фон Клюге, Вальтер Модель… В кульминационный момент битвы — во время сражения на Прохоровском поле 12 июля — танкистам генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова, ставшего впоследствии главным маршалом бронетанковых войск и Героем Советского Союза, предстояло столкнуться с элитой германских вооруженных сил — частями эсэсовских дивизий «Лейбштандарт», «Дас Рейх» и «Мертвая голова».
Курская битва состояла из сотен и тысяч оборонительных и наступательных операций, боев и эпизодов, каждый из которых навеки прославил советских генералов и офицеров, сержантов и рядовых бойцов. Именно их усилиями противнику был нанесен чрезвычайно чувствительный, отчасти невосполнимый ущерб, который в дальнейшем позволил советским войскам непрерывно наращивать темп наступления на Запад.
И здесь нельзя не рассказать о судьбе командира бронепоезда «Московский метрополитен» - гвардии капитане Борисе Павловиче Есине. Он родился в селе Домаха, Дмитровского района, Орловской области в 1916 году. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Сначала служил в кавалерии, а позже стал артиллеристом. Закончил неполную семилетнюю школу. Перед войной закончил краткосрочные курсы и был направлен в Брянский запасной полк бронепоездов. За неделю до начала войны назначен на должность командира бронеплощадки отдельного бронепоезда 44. За отвагу и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками на территории Белоруссии в первые дни войны награжден орденом Красного знамени. В мае 1942 года назначен командиром бронепоезда «Туляк», а в марте 1943 года командиром бронепоезда «Московский метрополитен». В январе 1944 года Б.П. Есин получил звание майора и был откомандирован на Карельский фронт, где назначен на должность начальника штаба артиллерийского самоходного полка. В бою 31 июля 1944 года осколком вражеской мины был смертельно ранен и через несколько часов скончался на руках своих боевых товарищей". Майор, начальник штаба 370 самоходного артиллерийского полка Есин Борис Павлович похоронен в братской могиле в республике Карелия, Питкеранский район у развилки дорог Питкеранта Петрозаводск.
Сегодня модель бронепоезда хранится в Центре профориентации столичного метрополитена.
ЗДЕСЬ НЕТ НИ ОДНОЙ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ — ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ.
В 1960-е годы на месте последнего боя «Московского Метрополитена» электрифицировали железнодорожную линию Белгород – Курск. Около переезда станции «Сажное» потребовалось спилить вековой дуб, мешающий строительству. Сделать это так и не удалось: самая мощная техника оказалась бессильной. Ствол дерева был буквально нашпигован осколками вражеских снарядов, обрушенных когда то на поезд.
В память о легендарном бронепоезде в 2003 году запустили именной поезд «Курская дуга». О подвиге экипажа 60-го отдельного дивизиона бронепоездов будут вечно напоминать мемориальные доски, установленные на вокзалах станций Сажное и Беленихино.
Свидетель гибели состава Николай Рыльцов написал о подвиге «Московского метрополитена» две книги. Долгие годы после войны он собирал материал о погибшем дивизионе. Искал и находил людей, служивших в его экипаже. В фондах музея-заповедника «Прохоровское поле» хранится макет «Метрополитена», сделанный Рыльцовым, и альбом с фотографиями членов экипажа, подаренные им в 1997 году.
Читайте, подписывайтесь, пишите комментарии на Absolut TV