DataLife Engine > В России / Главные новости / Общество > Театральные традиции Сталинграда, Волгограда, Волжского

Театральные традиции Сталинграда, Волгограда, Волжского

 Театральные традиции Сталинграда, Волгограда, Волжского

 

 

Николай Варавин

полковник милиции в отставке
ветеран МВД РФ и боевых действий
актёр Волжского драматического театра

Волгоград / AbsolutTV.ru / Театральные традиции и историю развития волгоградских театров надо знать каждому жителю Волгоградской области. Конечно, жители области не столь избалованы театральными постановками, как, к примеру, жители обеих столиц России, однако и у Волгоградской области есть театральные традиции, причём многолетние и славные.

При подготовке этой статьи автор с интересом изучил все доступные ему публикации об истории развития волгоградских театров и нашёл интересные факты о развитии театрального искусства в нашей области в послевоенный период в статье А.В. Липатова «Власть и Сталинградские театры во второй половине 1950-х г.г.», которая была опубликована в сборнике материалов научно-практических конференции 2007-2008 гг. «Традиции патриотизма в культуре и истории России», вышедшем в Волгограде в 2008 году.

Эти исторические факты будут особенно интересны читателям учитывая, что после Сталинградской битвы – одного из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны – город быстро возродился начал строить новую мирную жизнь.

Уже в 1955 году в Сталинграде было три театра: драматический театр имени М.Горького, театр музыкальной комедии и театр кукол. Городские театры в ту пору руководствовались решением ЦК КПСС от 25 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах его улучшения» поставили немало достойных спектаклей по современной тематике. Среди них можно вспомнить спектакли драматического театра имени М.Горького «Совесть», «Грозное оружие», «Большой шаг».

В протоколах бюро горкома КПСС от 1959 года отмечено, что «положительной чертой в работе Сталинградских театров является стремление к расширению своего репертуара за счёт произведений местных авторов, в связи с чем на сцене драматического театра появились такие спектакли как «Сыновья» А.Шейна, «Звёзды на крыльях» И. Волокитина и В. Костина, «На Волге широкой» В. Костина и Ф.Красина.

Были несомненные успехи и у театра кукол. Такие спектакли как «Тимур и его команда», «Старик Хоттабыч» были встречены одобрительной оценкой со стороны местных властей, чего не скажешь о таких работах как «Волшебная лампа Аладдина», «Три поросёнка», «Чёртова мельница», которые хотя и хорошо были встречены местными властями, но ими же было указано, что указанные спектакли имеют «слабые режиссёрские и актёрские решения драматургических задач». Хочется отметит, что в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» впервые в городе была применена система тростевых кукол.

В 1957 году в Сталинграде был проведён фестиваль «Волжская театральная весна», где главный режиссёр театра кукол А. Хмелев и художник Ф. Мельников получили почётные дипломы.

Запомнился зрителям и театр музыкальной комедии как постановками на современную тему («Поют сталинградцы», «Лялькин и Люллькин»), так и спектаклями классического репертуара, такими как «Фиалка Монмартра», «Вольный ветер», «Трембита». Именно последние три из названных спектаклей предопределили успех гастролей театра в Москве и Ленинграде в 1955 году.

Невозможно не упомянуть и об артистах сталинградских театрах, ставшими впоследствии, знаменитыми на всю Россию.

Иван Герасимович Лапиков (1922-93), российский актер, народный артист СССР с 1982 года, в 1941-63 годах в служил в сталинградских (а позже волгоградских) театрах.

Родился наш прославленный земляк в селе Горный Балыклей Дубовского района Волгоградской области 7 июля 1922 года. Родители его были простыми крестьянами. В Царицын (нынешний Волгоград) семья переезжает в 1941 году.

Лапиков – активный помощник защитникам Сталинграда во время боёв за город. Он строил противотанковые заграждения, перевозил с отцом раненых через Волгу, за что в 1944 году был награждён медалью «За оборону Сталинграда».

С 1941 года Иван Герасимович служил в театре музыкальной комедии, а затем в Сталинградском драматическом театре имени М. Горького, где сыграл более 200 ролей. Именно к этому периоду относится и его дебют в кино. Первый его фильм «До востребования» был снят в Волгограде режиссёром Анастасией Осокиной по рассказу Н. Лаврентьевой.

В Москву в 1963 году Лапиков переехал не без активной помощи своего коллеги по Сталинградскому областному драматическому театру им. М. Горького Иннокентия Михайловича Смоктуновского, который в своих воспоминаниях очень тепло отзывался о своём товарище-коллеге по Сталинградскому драмтетару: «Мы, актёры помоложе, очень любили Ивана Лапикова за самобытный талант, за умение рассказывать, петь и играть на гитаре, за удивительно доброе отношение к людям».

И.Г. Лапиков активно снимался в кино в 60- 70-е гг. XX века. Фильмы с его участием стали золотым фондом российского кино: «Председатель», «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину», «Вечный зов», «Братья Карамазовы», «Отец Сергий», «Юность Петра». Примечательно, что юношеские годы и Иннокентия Смоктуновского прошли в огне Великой Отечественной войны. Он сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра. И.М. Смоктуновский служил в Сталинградском областном драматическом театре им. М. Горького в 1953-1954 гг. В 1954 гг. провинциальный актер приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». Затем последовало признание и заслуженные награды: народный артист СССР (1974 г.), Герой Социалистического Труда (1990 г.), лауреат Ленинской премии (1965 г. за роль Гамлета в одноименном фильме режиссера Г. М. Козинцева, которую многие критики считают творческой вершиной актера), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971 г. ), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1994 г.). Это всё было потом, но до этого – служба (не работа) в Сталинградском областном драматическом театре им. М. Горького

Анализируя взаимоотношения власти и деятелей культуры того времени приходишь к выводу, что советский театр тех годов – это проводник и преемник идей и инструмент реализации поставленных задач КПСС для дальнейшего строительства коммунистического общества. Спектакли, по замыслу партийного руководства, должны были отражать процесс строительства социализма, его размах и темпы, показывать, что труд советских людей – это великое дело, подвиг и пример для всего человечества. Критика партийных работников носили характер официальных оценок, так как советский артист рассматривался как пропагандист и образец носителя коммунистической морали.

Настали другие времена, появились другие театры, в частности, на базе бывшего драматическом театре им. М. Горького появился Новый Экспериментальный Театр (НЭТ), представлять который в настоящее время нет необходимости.

А в городе Волжском театра всё не было, пока в 2008 г. при содействии Управления культуры Администрации городского округа город Волжский на базе бывшего кинотеатра «Родина» был открыт Волжский драматический театр. У истоков его создания стояли известные талантливые московские актёры заслуженные артисты России Вячеслав Гришечкин и Анатолий Иванов.

За этот период было поставлено более 20 спектаклей, которые увидели и оценили не только волжане, но и жители областного центра – города Волгограда, Камышинского, Ленинского и Дубовского районов Волгоградской области, а также жители города Ахтубинска Астраханкой области, Невинномысска Ставропольского края и Балаково Саратовской области.

В 2009 году труппа принимала участие в театральном фестивале «Комплимент» в городе Новочеркасске Ростовской области, где стала лауреатом со спектаклем «Стая».

В 2011 году театр принял участие в театральном фестивале малых городов России , проходившем в городе Балаково Саратовской области, где на суд зрителей и театральных критиков была представлена режиссёрская работа Александра Гришина патриотический спектакль «А зори здесь тихие» по произведению Бориса Васильева. Очень жаль, что фронтовик, писатель и драматург Борис Львович Васильев ушёл от нас. Это ещё одна большая потеря для литературы, театра и всего нашего общества.

В марте 2013 г. по инициативе Министерства культуры Волгоградской области прошёл театральный фестиваль «Театральные диалоги: Волгоград 2013», на котором была особо отмечена работа Волжского драматического театра – спектакль по пьесе Василия Шукшина «А поутру они проснулись». Как сказал главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров: «Настоящим открытием этого фестиваля был Волжский драматический театр».

В сентябре 2013 г. автор этой статьи был награждён за исполнение за исполнение роли начальника медвытрезвителя в пьесе по произведению Василия Шукшина «А поутру они проснулись…» Волгоградской областной Думой ему благодарностью за высокий профессионализм и большой вклад в развитие театрального искусства в области.

Весной 2015 года Министерством культуры Волгоградской области вновь был организован театральный фестиваль «Театральные диалоги: Волгоград 2015», на котором высокую оценку получила пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», которая была успешно поставлена на сцене Волжского драматического театра. Актриса Волжского драматического театра Дарья Дьяченко была награждена почётным дипломом за исполнением роли Шен Те.

В городе Волжском Волгоградской области по инициативе и непосредственном руководящем начале главы Администрации городского округа – город Волжский Воронина Игоря Николаевича в августе-сентябре 2016 года был создан и поставлен на сцене Дворца культуры «Волгоградгидрострой» спектакль «Орден Республики». Эта театральная постановка повествует о судьбах строителей Сталинградской ГЭС и города- спутника города Волгограда – Волжского. События драмы происходят в двух временных срезах: в первой половине 50-х годов 20 столетия и в наше время через биографии главных действующих лиц.

В 2016-2017 годах уже прошло 5 спектаклей и зрительская аудитория очень тепло отнеслась к этой постановке, так как в ней отражён тот историко-краеведческий материал строительства нынешней Волжской ГЭС и города Волжского на территории Волгоградской области. Предыстория создания этого драматургического произведения очень интересна. Член Союза писателей России Александр Рогозин – почётный гражданин города Волжского - написал автобиографическую книгу «Логинов». Это рассказ о первом начальнике строительства Сталинградской ГЭС (ныне Волжская ГЭС) и его непростых взаимоотношениях с руководством страны, когда он одновременно со строительством гидроэлектростанции начал возводить молодой город Волжский. И тогда, познакомившись с книгой «Логинов», глава администрации города Волжского Воронин И.Н. предложил поставить по мотивам этой книги спектакль. Он был написан коренным волжаниным и жителем города - выпускником сценарного факультета ВГИКа – профессиональным сценаристом кино и театральных сценариев, членом союза кинематографистов России Игорем Винниченко. А, также уроженец города Волжского, заслуженный артист России Анатолий Иванов поставил его на сцене. Главную роль Фёдора Григорьевича Логинова сыграл автор этой статьи – непрофессиональный актёр, но внешне очень похожий на прототипа главного героя – Николай Варавин, ветеран РФ и боевых действий, который 15 сентября 2016 года за весомый вклад в развитие культурной жизни города Волжского и исполнение роли Ф.Г. Логинова – основателя города Волжского в спектакле «Орден Республики» главой городского округа- город Волжский И.Н. Ворониным был награждён знаком «За вклад в развитие города Волжского».

Театр в Волгоградской области жил, театр жив и театр будет жить и впредь, радуя нас новыми оригинальными и высокохудожественными творениями. Во всяком случае, в этом твёрдо убежден автор этой статьи.
фото: архив dsch1.ucoz.org



Вернуться назад