Малый и средний бизнес России. Перспективы выживания - в адаптации
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Илья К./ В этом году субсидии, которые будут распределены между 82 субъектами Российской Федерации (предоставляются в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»), составят сумму в 7,5 млрд. рублей. Об этом написано в распоряжении на сайте Правительства РФ.
По сравнению с предыдущими годами (2016-й –11 млрд., 2015-й – 17 млрд., 2014-й – 20 млрд) подобная сумма очевидно меньше.
Отсюда возникают справедливые вопросы: Какие действия должен предпринимать малый бизнес в первую очередь? Как бизнесу поступать в такой сложной экономической ситуации? На эти вопросы специально для «ABSOLUT TV» ответил ряд экспертов.
Светлана Дубовик, генеральный директор «Бизнес-Кардинал» рассказала об особенностях бизнеса в сфере медицины: «…Кризис- это не повод закрывать бизнес, это повод его оптимизировать…
1. Внимательно проработать ключевой бизнес-процесс, определить показатели…Если до кризиса клиники могли «терять пациентов», то теперь необходимо быть внимательными к каждому.
2. Работать над сервисом… выбирать будут дружелюбные клиники. Пациент может получить услугу бесплатно в поликлинике, где уровень сервиса никого не волнует. Если в частной клинике сервис на уровне бесплатной поликлиники, то выбор пациентов очевиден.
3. Предлагать ведущим специалистам новые формы партнёрства. До кризиса можно было их «отпускать», так как бизнес имел время, чтобы «латать дыры». Сейчас времени нет, надо разрабатывать формы партнёрства и активно внедрять.
4. Осваивать новые маркетинговые инструменты...Самые лучшие пациенты - это пациенты по рекомендации. И этот бизнес-процесс необходимо оцифровать. На рынке есть доступные готовые приложения».
Другой эксперт – Сергей Елисеев, независимый директор, президент Союза независимых экспертов и интерим менеджеров рассказал «ABSOLUT TV», что сегодня бизнесу нужно не прекращать свою деятельность из-за трудностей, а наоборот, максимально увеличить свою деятельность чтобы выжить: «Кризис не закончился. Идёт по L-образной схеме.
Сейчас мы на "горизонтальной полочке" - стагнации. Спрос долго не растёт или растёт в узких сегментах. В таких условиях попытки восстановить прежний объем продаж, прирасти на 30-50% трудно... Но можно с падением прибыли или убытками. Бизнес должен заняться форсированием финансовой модели: увеличить скорость оборота средств и маржинальную доходность, но не за счёт повышения цен».
Впрочем, несмотря на более слабую поддержку государства малого и среднего бизнеса, у него всё же больше шансов адаптироваться, чем у больших корпораций.
«Преимущества малого бизнеса очевидны. Это гибкость к запросам клиентов, мобильность и отсутствие бюрократии. Обычно кто основывает малый бизнес – тот, кто перерос организацию, хочет больше ответственности, больше скорости. Как правило, это люди с высокими способностями», – делится своим мнением Михаил Дашкиев, основатель крупнейшего в России сообщества предпринимателей "Бизнес Молодость".
фото: архив yasobe.ru