В стабилизацию экономики страны верят компании России
Москва / AbsolutTV.ru / Новости / Если полгода назад каждый четвертая российская компания видела признаки ухудшения экономики страны, то в октябре об этом сообщили только 4% опрошенных. Таковы результаты исследования компании EY «Барометр уверенности компаний. За облаками всегда есть небо».
- 88% российских компаний считают, что состояние отечественной экономики за последние полгода существенно не изменилось.
- „42% респондентов в России считают политико-экономическую ситуацию в стране наибольшей экономической угрозой.
„- 42% россиян отмечают усиление влияния цифровых технологий на новые каналы сбыта, новые рынки, Интернет и киберугрозы.
„- 50% российских руководителей планируют совершить приобретения в ближайшие 12 месяцев.
„Для трети (32%) российских компаний основным стимулом к покупке конкурентов является привлечение инновационных стартапов.
При этом большая часть российских респондентов (88%) отметили, что состояние отечественной экономики за последние полгода существенно не изменилось, но уже 6% увидели признаки улучшения ситуации.
В рамках исследования EY опросила в августе и сентябре более 1700 топ-менеджеров из 45 стран. В группу респондентов также вошли 50 руководителей российских компаний. Респонденты представляли 18 секторов экономики, среди которых нефтегазовая отрасль, промышленное производство, недвижимость и строительство, автомобильная отрасль, телекоммуникации, финансовые услуги и др.
Согласно результатам исследования, 42% респондентов в России и 29% глобальных руководителей называют превалирующим риском для ведения основной деятельности политико-экономическую ситуацию, в то время как волатильность курсов валют и цен на сырьевые товары отошла к концу года на второй план. Существенным риском также остается обострение геополитической обстановки. Об этом сообщили 14% российских и 16% глобальных руководителей соответственно. Возросшая угроза террористических актов, территориальные споры и общая политическая неопределенность в самых разных точках земного шара создают дополнительные сложности для глобальных компаний на пути реализации их стратегических планов. Кроме того, компании сталкиваются с большей неопределенностью налоговой и торговой политики, в том числе с опасениями по поводу возвращения национального протекционизма.
Корпоративная стратегия
Алексей Иванов, партнер EY, руководитель практики консультационных услуг
по сделкам в СНГ, отмечает: «На фоне низких темпов роста руководители обращают пристальное внимание на стратегию развития бизнеса, стараясь найти баланс между органическим и неорганическим ростом. Руководители готовы рассматривать альянсы, совместные предприятия, инновационные технологичные форматы для поиска возможностей дальнейшего роста своих компаний. Они готовы к взаимопроникновению секторов и сами осваивают новые рыночные ниши, перестают оборонятся и переходят в наступление в надежде за счет межсекторальной конвергенции расширить клиентскую базу и усовершенствовать свою бизнесмодель. 67% российских респондентов считают главным стимулом приобретений в других секторах именно доступ к различным категориям покупателей и услуг».
Согласно результатам исследования, 42% россиян отмечают усиление влияния цифровых технологий на новые каналы сбыта, новые рынки, Интернет и киберугрозы. В то же время пока отдача от технологий и автоматизации для бизнеса не столь очевидна. В частности, мнения опрошенных об успешных и неудачных инвестициях в автоматизацию разделились практически поровну — 37% глобальных респондентов видят увеличение производительности, в то время как 32% не заметили никакого улучшения. Большее расхождение во мнении прослеживается у российских участников исследования — 24% и 48% соответственно.
Вопреки распространенному мнению руководители считают, что технологии и автоматизация будут только способствовать росту занятости в целом. Тем не менее, более технологичная современная бизнес-среда способствует изменению профессиональных требований, предъявляемых к сотрудникам. В данных условиях компании прикладывают все усилия к развитию персонала до необходимого профессионального уровня. Более двух третей глобальных и 100% российских руководителей признают необходимость изменений и обучения специалистов для увеличения эффективности автоматизации процессов.
Около четверти как глобальных, так и отечественных респондентов намерены дублировать автоматизированные и неавтоматизированные процессы до тех пор, пока не будут уверены в их стабильном функционировании.
Рынок слияний и поглощений
Более половины опрошенных глобальных и 50% российских руководителей планируют совершить приобретения в ближайшие 12 месяцев. Это указывает на возможный рост активности на рынке слияний и поглощений в первой половине 2017 года. Кроме того, укрепление курса рубля и цен на нефть оказало позитивное влияние на динамику настроений в России. Несмотря на сложную геополитическую ситуацию и сопровождающую ее экономическую неопределенность, 96% российских компаний не ждут никаких потрясений и уверены в стабильности на рынке слияний и поглощений.
Алексей Иванов говорит: «Конечно, проблемы бизнеса и среды, влияющие на готовность к совершению сделок, никуда не исчезли. Половина российских респондентов отмечает, что разница между ценовыми ожиданиями продавцов и покупателей российских активов продолжает колебаться в пределах 1025%, что, казалось бы, не выглядит запредельным. И вместе с тем руководители российских компаний не ждут уменьшения этой разницы. 53% считают, что она останется без изменений, а 47% ожидают ее увеличения. Прогнозируя небольшое повышение количества потенциальных объектов приобретения, они уверены в том, что качество этих объектов и вероятность завершения сделки останутся на прежнем уровне».
Около половины глобальных и 80% российских респондентов также заявляют о том, что рассматривают участие в пяти и более сделках, — это подкрепляет восходящий тренд, формирующийся на протяжении трех последних опросов. Необходимость приобретений меньших по размеру, зато более инновационных активов отражается и в планах топ-менеджеров на следующий год. Топ-менеджеры стали лучше разбираться в том, какие подходы работают, а какие ‒ нет, и это увеличивает шансы закрытия сделки. Они в большей степени готовы принимать на себя риски и терпеть неудачи. Данный факт подтверждается растущим числом завершенных сделок, на что указывают ответы как глобальных, так и российских респондентов.
источник: EY
фото: архив sk.ru