Национальная идея России – это так просто!
Поиск национальной идеи России ведется с 90-х годов прошлого века, когда мы «пошли туда, не знаем куда, чтобы найти то, не знаем что». Перебиралось и перебирается множество вариантов, а воз, как говорится, и ныне там…
Светлана ЧЕБОТАРЕВА
Предприниматель
г.Иркутск
Помнится, еще раньше – в конце 80-х – так же ломали голову над тем, как назвать главную кинематографическую премию страны (в ту пору Советского Союза). Перебиралось множество вариантов до тех пор, пока «Аргументы и факты», суперпопулярный еженедельник того времени, не опубликовал небольшое письмо одной из своих читательниц, в котором предлагалось назвать эту премию «НИКА». Читательница удивлялась тому, что этот очевидный для нее вариант не видят другие, и обращала внимание на то, что Ника была богиней Победы в Древней Греции, а кроме того Ника перекликается с именем Вероника – героиней фильма «Летят журавли», получившего признание во всем мире. Как известно, премия уже 29 раз вручалась именно под этим названием.
Я испытываю приблизительно то же недоумение по поводу определения национальной идеи России. С моей точки зрения, такой идеей не может быть некая умственная конструкция, каковой являлся, например, «коммунизм» - к слову сказать, имеющий «германские» корни.
Национальная идея вынашивается в народном сознании и именно потому легко принимается тем же народом к осуществлению. Она давно выявлена, всем известна.
И это Справедливость.
Как только ее ни понимают! «Отнять и разделить» или «всем сестрам по серьгам» и т.д. В то время как с точки зрения древнегреческого философа Платона (428 лет до н.э.) справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.
Идеализм, скажете вы? Отнюдь. В том же Советском Союзе было сделано многое для того, чтобы осуществить известный лозунг «от каждого по способностям, каждому по труду». Разнообразные специализированные школы, Дворцы пионеров развивали способности подрастающего поколения, а в средней школе каждый ребенок мог выбрать по своим интересам тот или иной кружок. Кроме этого в старших классах организовывалось трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них того или иного региона, активно проводились разного рода олимпиады, соревнования, сборы и т.д. Все это было доступно каждому, так как не требовало оплаты или оплата была совсем небольшой.
Что уж говорить о том, что после окончания школы молодому человеку предлагался широчайший спектр учебных заведений разного уровня – от профессионально-технических училищ (так называемых ПТУ), обучающих рабочим профессиям, до высшего образования в многочисленных институтах и университетах. Все это выбиралось абитуриентами в полной свободе – сообразно успехам в учебе и только , – так как, опять же, обучение было бесплатным.
И заметьте, каждый выпускник гарантированно получал работу по специальности.
Я не идеализирую Советский Союз – в нем было много того, что ограничивало инициативу, возможность профессионального роста в дальнейшем. Однако для развития способностей человека делалось очень многое.
Сейчас, к сожалению, все это утрачено – со времен незабвенного А.Фурсенко, министра образования России в 2004-12 гг., «недостатком советской системы образования» была признана «попытка формировать человека-творца». И с тех же пор задачей школы была провозглашена необходимость «вырастить грамотного потребителя».
Что ж, нас можно поздравить: потребителей теперь полно, а вот специалистов не стало…
Вернусь к национальной идее. Точнее, к Конституции РФ, где в 7-й статье п.1 утверждается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Как видим, наша национальная идея давно записана в Конституции. Вопрос один: что же для этого делается?
Видимо, только то, что заложено в понятие «социальная справедливость» и что нашло отражение в п.2 той же статьи Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
А как же быть со «свободным развитием человека»? И не пора ли нам самим определить, что мы хотим от нашего государства?
Предлагаю подискутировать на эту тему.
Думаю, представителям власти сложно со своих высот определить наши чаяния и устремления. Хотелось бы услышать «глас народа»!
Как вы думаете, что необходимо изменить в нашем государстве, чтобы «свободное развитие человека» стало максимально возможным?
(Редакция сетевого издания ABSOLUT TV приглашает экспертов, авторов статей, видеосюжетов на тему: "Новая Россия" в различных видах деятельности).
фото: архив архив 29palms.ru
Комментариев 3