Promo

Ислам. Новый взгляд через математику и социолингвистику

Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru Ученые Санкт-Петербургского государственного университета провели исследования, которые помогут разрешить споры о путях возникновения исламской цивилизации. О результатах этих уникальных проектов научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов эксперты рассказали в рамках прошедшего в Университете science-ланча, сообщает пресс-служба СПбГУ.
Эксперты изучили и проанализировали тексты на арабском языке, древних рукописей современных СМИ, в исследованиях участвовали и математики и востоковеды Санкт-Петербургского университета. О работах  журналистам рассказали: Александр Кныш,  руководитель научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ, профессор исламоведения (Мичиганский университет); Олег Редькин, заведующий кафедрой арабской филологии СПбГУ; Олег Граничин, сотрудник лаборатории, доктор физико-математических наук и Александр Сенов, аспирант СПбГУ.
Рукописи арабских текстов изучали не только по содержанию, но по особенностям почерка. Исследователи считают, что работа была проведена не только под углом математики и лингвистики, но и приобретает культурно-историческое значение.
Например, ученые проанализировали знаменитую рукопись «Ниша света». Многие считают, что автором этой рукописи является представитель суннитского ислама, богослов и правовед аль-Газали.
Однако, Александр Кныш сообщил, что некоторые ученые считают - аль-Газали не может быть автором этой рукописи. Он, как истинный богослов не мог заниматься мистицизмом и, скорее всего, ему приписали авторство по идеологическим соображениям для оправдания аскетическо-мистическое течение в исламе.
Эти споры идут уже много лет. Установление авторства имеет очень важное значение для современных мусульман. Если выяснится, что аль-Газали кроме богословия занимался мистицизмом, многие современные мусульмане станут воспринимать суфизм — эзотерическое течение ислама — как правоверное.
Для установления авторства этой рукописи исследователи использовали другое произведение аль-Газали — книгу "Воскрешение наук о вере" его самым выдающимся трудом. Анализ сочинений будет проведен с помощью программы, распознающей индивидуальный стиль автора. Подобным приёмом изучения будет проанализирована и доисламская поэзия.

Происхождение доисламской поэзии

По словам Олега Редькина, происхождение доисламской поэзии по сей день вопрос открытый. Поэзия созданная в V–VI веках, до принятия ислама, существовала в устной форме. Поэтические произведения записали лишь в начале VIII столетия. Исследователям предстоит либо подтвердить, либо опровергнуть гипотезу времени записи древней поэзии.
Олег Редькин подчеркнул, что доисламская поэзия является шедевром арабской литературы и сохраняет высокую значимость. Эти тексты и сегодня цитируют известные арабские политики и общественные деятели, эти тексты входят в обязательную школьную программу.

Анализ современных арабских СМИ

Исследуются и тексты современных арабских СМИ. Цель исследований — установить связь между политическими изменениями и деформацией языковой картины арабского мира, которая фиксируется в СМИ. Ученые изучали передовицы общественно-политических изданий Египта, Ливана, Бахрейна и Йемена, опубликованные в 2010, 2011 и 2014 годах. Особое внимание было уделено текстам, вышедшим в период общественных волнений, во время когда произошла "арабская весна".
По словам Олега Граничина, была разработана программа для анализа газетных текстов, которая фиксировала "всплески" — изменения языковой структуры текста, а затем отражала их на графике. Графики показали, что "всплески" нередко происходили еще до начала значимого события "арабской весны".
После первого этапа исследования языка арабских СМИ по газетам египетской Al-Ahraam («Пирамиды») и ливанской Al-Akhbaar («Новости»), ученые подготовили статью, которая была опубликована в одном из престижных научных журналов в мае текущего года. Сейчас готовятся к публикации с анализом текстов рукописи аль-Газали и доисламской поэзии.
фото: архив livejournal.com