Причиной крушения Boeing в Ростове-на-Дону мог стать конфликт между пилотами
В расследовании авиакатастрофы Boeing 737 авиакомпании FlyDubai в Ростове-на-Дону после расшифровки самописцев появилась версия об ошибке пилотов, сообщила сегодня газета "Коммерсантъ". Между пилотами мог произойти конфликт. По информации издания, после неудачного захода на посадку пилотирующий летчик, видимо, пытался поднять самолет и сильно задрал нос машины. Но это привело к резкой потере скорости самолета и его сваливанию. Из-за этого в кабине пилотов возник конфликт, по данным расшифровки, один пилот кричал другому: "Куда летишь? Стоять!", но он не смог "перетянуть" штурвал и, тем самым, только усугубили ситуацию.
Со ссылкой на данные близкого к расследованию источника газета сообщает, что благодаря расшифровке данных параметрического и речевого самописцев Boeing, эксперты восстановили картину произошедшей катастрофы. Две попытки захода на посадку в автоматическом режиме в аэропорту Ростова-на-Дону, оказались неудачными из-за плохой погоды, автомат тяги Boeing, который обеспечивает движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота. Экипаж рейса FZ981 решил на третий заход в ручном режиме. Находясь на высоте около 270 метров и не долетев при этом около 6 км до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, тем самым, взял управление самолетом на себя.
Теперь пилотам нужно было уже самим задавать тангаж, или угол наклона носа самолета, ориентируясь на директорные стрелки на приборе. Эксперты полагают, что пилоты не учли специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Этот самолет при заходе на полосу в режиме автопилота находится в сложной конфигурации: руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины.
Если самолет уходит на дополнительные круги в автоматическом режиме, то положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. Но в случае ручного управления, летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Момент усиливают еще убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки - в этом случае Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя.
По данным экспертов пилоты Flydubai или из-за усталости, или отсутствия опыта этот маневр лайнера не распознали. Когда скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт.
По данным издания, управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что, в первую очередь, следует опустить нос Boeing. Он кричал партнеру "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате управление самолетом "разорвалось": в бортовой компьютер самолета стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия но поздно - неуправляемый Boeing со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов упал на землю. Погибли все члены экипажа и 62 пассажира.
фото: архив skyships.ru
