Итоги года научной деятельности в СПБГУ подвели на рождественском scince-ланче
Самым важным результатом научно-исследовательской деятельности университета, стало создание новой лекарственной формы. Ученые СПбГУ решили одну из самых актуальных проблем современных препаратов – их адресную доставку к конкретным клеткам и тканям организма. «Это не только позволит снизить необходимую дозу, но и снять побочные эффекты», - сказал Молитвин. Сейчас препарат проходит клинические испытания, после чего начнется внедрение этой новейшей методики.
Анализ соблюдения норм русского языка в нормативных актах РФ
Самым масштабным исследованием СПбГУ стал анализ соблюдения норм русского языка в нормативных актах РФ. Согласно конституции России, законы нашей страны должны быть прописаны ясным, определенным языком, исключающим двусмысленность и понятным гражданам РФ. Однако, как показывает практика, и доказывает проведенное исследование в документах государственной важности допускается не только орфографические или пунктуационные опечатки, но и формулировки, допускающие различную трактовку, что недопустимо в практичном применении законов.
Предметом анализа рабочей группы университета стало более 35 тысяч нормативных актов, среди которых в 11 тысячах были выявлены нарушения законодательства. Одной из ключевых причин этого феномена «неграмотности» является отсутствие единого языкового пространства.
В 2009 году приказом Минобрнауки РФ от 8 июня 2009 №195 было утверждено 4 словаря: орфографический, пунктуационный, грамматический и словарь ударений. Это те справочники, которые определяют нормы использования государственного русского языка. Стоит заметить, что в этот список не вошел ни один толковый словарь. Как признались сотрудники судебной системы, чаще всего возникают спорные ситуации в толковании конкретных слов правовых актов, поэтому им необходимо обращаться именно к толковому словарю, которого нет в официальном списке справочников.
Сейчас в законах допускается применение таких словосочетаний: «как правило», «обычно», «в случае необходимости» и т.п. Наличие этих фраз приводит к произвольной трактовке законов чиновниками, что неминуемо ведёт к росту коррупционных схем.
Сергей Белов
Научный руководитель проекта Сергей Белов отметил последствия нарушений законодательства в применении русского языка в правовых актах. «Это не только не позволяет гражданам применять свои права, но и может привести к необоснованному привлечению к ответственности», - сказал Сергей Белов.
Результаты исследования были отправлены на рассмотрение правительству, а для решения этой более чем важной проблемы, в первую очередь, исследователи СПБГУ предлагают актуализировать список словарей и справочников, содержащих нормы современного русского языка. Как отметил Сергей Белов, необходимо решать проблему русского языка не только на государственном уровне «привлечение к административной ответственности и штрафы – не всегда действенный метод в достижении результата, важно поднимать культуру россиян, в целом, и снова достигнуть того уровня, когда ошибку допустить стыдно и позорно».
Обнаружение фосфидов земного происхождения
Другое исследование, проведенное учеными СПбГУ совместно с израильскими учеными, оказалось революционным - впервые на Земле, обнаружены фосфиды. Ранее считалось, что это соединение фосфора имеет исключительно космический характер. Фосфиды широко распространены в метеоритах, прилетающих на Землю из пояса астероидов. Проявление фосфидов в окрестностях Мёртвого моря - это первая их находка в значительных количествах на нашей планете. Открытие фосфидов земного, а не космического происхождения, позволяет по-новому рассмотреть возможные источники активного фосфора на древней Земле, а собственные земные фосфиды могли служить поставщиками этого элемента для зарождения жизни на нашей планете.
Сегодня Санкт-Петербургский университет — это научно-образовательный центр мирового значения. Один из сильнейших университетов России идёт в ногу со временем и ведёт исследования самых острых и актуальных проблем современного мира, а каждый последующий год в жизни СПБГУ - это очередная ступень к улучшению образовательных программ и осуществлению новых научных открытий.
фото: СПбГУ