Банки стали активнее мониторить заемщиков в соцсетях
Просрочка россиян бьет рекорды в последние время. К маю доля просрочки более 90 дней в кредитных портфелях банков перевалила за 1 трлн рублей, а в июне она побила рекорд 2008 года и сейчас приближается к 10% (1,04 трлн рублей).
Пока коллекторы обрывают телефоны тех, кто уже задолжал по кредиту, банки все более ужесточают требования к будущим заемщикам. В таких условиях такой кредит взять крайне сложно, если нет зарплатной карты банка и приличной кредитной истории. Большинство банков склоняются к тому, чтобы не портить качество портфеля ценой уменьшения количества выдач. И для этого проверять клиентов банки готовы всеми способами.
Скоринг
Чтобы избежать просрочки банки заранее тщательно оценивают потенциального заемщика и создают его "портрет" с помощью так называемых скоринговых моделей. Для этого заполняется некая анкета, разработанная оценщиками кредитных рисков: каждому пункту присваиваются баллы и в итоге составляется рейтинг клиентов. Скоринг основан на многолетнем анализе кредитных историй тысяч разных людей, он делит людей на группы, у каждой из них определенный закрепленный уровень платежеспособности.
Банк или своими силами занимается скорингом, используя определенную готовую программу, или обращается к скоринговым агентствам и кредитным бюро. По словам экспертов, скоринг - это в целом первоначальная оценка заемщика, которая включает запрос кредитной истории в бюро, ее изучение, оценка и принятие решение на кредитном комитете банка, - это самая дорогостоящая часть кредитования.
фото: yimg.com