Ох, уж этот Рейтинг!
Сесть за написание этой статьи меня побудила история моей подруги и ее дочери – ученицы третьего класса. Мало того, что она попала в класс к «топовому» учителю, которая рвет себе все жилы за участие во всех мероприятиях и грандах ради рейтинга, и надо сказать, не без успешно, так еще и внутри класса существует злополучный рейтинг учеников.
Рейтинг учеников составляется не только из полученных оценок, но и за участие в мероприятиях школы, класса, в различных кружках и конкурсах. После очередного спектакля, в котором участвовала дочь моей подруги, маме сказали оценить выступление ее дочери. Такие мучения совести, справедливости, объективности и любви к дочери я еще не видела. Как любящий родитель может объективно оценить своего ребенка, да еще осознавая влияния этой оценки на общий рейтинг ребенка в школе? Но это еще не самое главное испытание. В конце четверти выяснилось, что по одному предмету ее мало спрашивали, затем она проболела пару недель, в результате учитель выставила оценку ниже ее реальных знаний. Эта оценка повлияла на общий рейтинг отрицательно.
Любящая и ответственная мама сходила в школу и выяснила отношения с учительницей по этому предмету. На мой вопрос зачем, она ответила, что если будет низкий рейтинг, то на следующий год ее переведут в класс более слабый. В результате, этот пресловутый рейтинг держит в напряжении, раздражении всю семью и самого ребенка. Детям по большому счету все равно, но им с детства прививают эту «любовь» к рейтингам, через которые вырабатывают у них комплекс неполноценности.
После этой истории я стала обращать внимание на слово рейтинг и поняла, что это слово пробралось и прописалось во все сферы нашей жизни. Существует рейтинг стран, банков, спортивных клубов, спортивных сборных команд, фильмов, сериалов, ВУЗов, школ, учителей и учеников, семей и даже яслей.
Что же означает это иностранное слово, которого в моем детстве еще не было, а сейчас за ним не наблюдает разве что ленивый. Википедия дает такое определение слову рейтинг: Ре́йтинг (rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, обычно называют «Топ N» или «TOP N», где N — количество объектов в списке, обычно кратное 10.
Обратите внимание, в определении четко сказано: «объекта, или явления». Делаем вывод, что даже наши дети стали не субъектами с их личным мнением, с индивидуальным мировоззрением, с оригинальностью видения мира, с открытой и любящей душой, а объектами (звучит как роботы). Да-да, объектами, где объе́кт означает в Викепедии предмет (от латинского objectum ). Вот так, приобретая западный опыт, мы наших детей уже сейчас воспитываем как предметы. А как же живые любящие Души, которым все равно сколько зарабатывает его родитель, какой рейтинг у его первой учительницы? Эти светлые детские Души любят всех и весь мир просто так, за то, что он существует, а не по рейтингу. И как можно определить, где трава зеленее, а солнце желтее, а небо синее. Все что создано – все прекрасно, если смотреть на мир с любовью. А дети изначально прекрасны, талантливы и любящие. Только одному нужно собрать бутылки и сдать их, чтобы купить родителям -пьяницам хлеба, а другим повысить свой рейтинг, чтобы попасть в более сильный класс. Вот так мы, взрослые, делаем детей черствыми, расчетливыми и бездушными приспособленцами к этой жизни.
Я так благодарна своему детству, где не было рейтингов, а были бесплатные кружки и секции, где не было компьютера и смартфона, а был полон двор детей, скакалок, классиков и велосипедов, где не было «голубых» и «розовых», родителей под номерами, а были яркие и веселые праздники семейные застолья и праздники во дворе со всеми соседями. И мне не нужно было никому доказывать, что я «достойный» ребенок или человек. Меня принимали такой, какая я есть: немного застенчивая, немногословная, витающая в облаках, но любящая танцевать и просто гулять. И вырастали поколения без рейтингов, и Родину защищали, и в космос летали, и заводы строили, да и много еще чего делали. Разве будет ребенок с 25 номером мечтать полететь в Космос или открыть какой-то новый физический закон. Нет! Потому что ему уже с детства внушили - его место в конце, он ни на что не способен и ему не надо даже пытаться стать известным ученым, спортсменом, художником или космонавтом. Его место – нижняя ступенька социального статуса, без высшего образования и возможностей занятия высоких должностей на работе и общественной жизни. Его за много лет с раннего детства приучили воспринимать себя «серой мышкой», ни на что не способной. Яркий пример – система образования в Европе, в частности, в Германии. Там уже в первых классах присваивают клеймо ребенку, и несет человек это клеймо по всей своей дальнейшей жизни. Государству не нужны способные и умные, ему нужны рабочие, обслуживающий персонал, а в университетах и институтах будут учиться дети из верхушки элиты. Такую же систему образования в настоящее время внедряют и весьма успешно в России, в стране известных и гениальных писателей, ученых, которые вырастали из семей разных социальных уровней. В настоящее время, к сожалению, мало вероятно появление новых Ломоносовых.
Честно говоря, я не хочу, чтобы у меня был порядковый номер по рейтингу. Все мы разные. Наши дети тоже разные и развиваются по-разному: кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Однако, это не значит, что его можно заклеймить низким порядковым номером. Куда смотрит наша система образования? Зачем они вводят эти рейтинги среди школьников с их еще неокрепшей психикой? Уже со школы теперь жизнь превращается в погоню за этим пресловутым рейтингом. Предлагаю родителям объединиться и написать обращение в Министерство образования по отмене рейтингов учеников, которые калечат души наших детей, отнимают возможности для дальнейшего образования и развития.
Ирина Писарева
фото:potentialmagazine.com