Волгоградскому железнодорожному вокзалу 60 лет
В 1997 году ЖД вокзал Волгоград - 1 стал памятником архитектуры. Прообразом современного вокзала стало здание, возведенное в Царицыне на берегу Волги в 1862 году, когда было открыто движение по Волго-Донской железной дороге, соединившей города Калач-на-Дону и Царицын. На современное место здание было перенесено лишь в 1871-м - после окончания строительства Грязе-Царицынской железной дороги и открытия прямого сообщения между Царицыном и Москвой. В 1925 году станция Царицын-1 была переименована в станцию Сталинград-1.
В годы Великой Отечественной войны, вокзал Сталинграда начал жить очень напряженной жизнью: в город ежесуточно прибывало по 20-25 тысяч человек. А 23 августа 1942 года во время интенсивной бомбардировки вокзал был разрушен.
После Сталинградской битвы начались работы по восстановлению разрушенной железнодорожной инфраструктуры станции. За 27 дней было построено временное деревянное здание вокзала. Уже весной 1943 года станция Сталинград-1 работала на полную довоенную мощность. Но лишь в 1954 году вокзал предстал перед горожанами и гостями города в том виде, в котором он нам знаком сейчас: современное здание вокзала станции Волгоград-1 было построено по проекту архитекторов А.В. Куровского и С.З. Брискина. А в 1997 году здание было признано памятником архитектуры.
На здании вокзала в разные годы были открыты четыре мемориальных доски в память о героических подвигах защитников вокзала во время Сталинградской битвы. 7 мая 2014 года на фасаде здания появилась еще одна мемориальная доска - в память жертв террористического акта на железнодорожном вокзале Волгоград 29 декабря 2013 года.
В результате взрыва здание получило значительные повреждения. Были выбиты входные двери на первом этаже, повреждены оконные рамы, башенные часы, пострадали пожарная сигнализация, информационное табло в центральном вестибюле, частично вышла из строя система видеонаблюдения вокзала, а также разбиты люстра и купол центрального вестибюля. Практически полностью было нарушено остекление здания вокзала, разрушена лепнина на всех этажах. Остановились и знаменитые башенные часы - в тот день они замерли на времени, когда в руках смертника взорвалась бомба, унесшая жизни более десятка человек.
Всего за четыре месяца, были проведены аварийно-восстановительные работы, при этом работа вокзала продолжалась по временной схеме. 7 мая в канун Дня Победы здание вокзала было открыто. Учитывая, что оно является памятником архитектуры и олицетворяет собой один из символов города-героя Волгограда, первоначальный вид поврежденных элементов здания восстанавливался без существенных изменений.
Железнодорожный вокзал Волгограда включен в программу реконструкции вокзальных комплексов и в программу по подготовке к ЧМ по футболу 2018 года и в ближайшей перспективе его вновь ждет обновление.
В настоящее время средний пассажиропоток вокзала Волгоград составляет 3,5 тысячи человек. Стальные магистрали расходятся от вокзала в пяти направлениях: на Краснодар, Ростов, Москву, Саратов и Астрахань. Работу вокзала обеспечивают 149 сотрудников. Открыты комнаты матери и ребенка, комнаты отдыха повышенной комфортности. На вокзале станции Волгоград-1 постоянно работают 10 билетных касс.
2 июня, в день юбилея, пассажиров, прибывающих на станцию Волгоград-1, на входе в вокзал железнодорожники встречали с памятными сувенирами и воздушными шарами.
фото: ABSOLUT TV / Валерий Писарев