Моно-но аварэ. Современное искусство Японии
Ульяна ДОМАНОВА
корреспондент ABSOLUT TV
г.Санкт-Петербург
В рамках продолжения проекта Государственного Эрмитажа по показу произведений молодых современных художников до 9 февраля в Главном Штабе представлена выставка «Моно-но аварэ. Очарование вещей. Современное японское искусство». Экспозиция подготовлена Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России.
Петербургскому зрителю представлены удивительные полотна, инсталляции, скульптура, фотографии и видео-арт, созданные на протяжении последних нескольких лет. Имена художников известны в Японии, однако, совсем не знакомы для российского и европейского зрителя: японский дизайнер Кэнго Киото, художники и фотографы Канэудзи Тэппэй, Кувакубо Рёта, Мотои Ямамото, Суда Ёсихиро, Синисиро Кано, видеохудожник Хираки Сава и другие.
Часть экспонатов японские мастера воссоздали в стенах Главного Штаба, так Мотои Ямамото представил на полу одного из залов, инсталляцию из соли «Лабиринт». Стоит подняться на второй этаж и, глядя сверху вниз, попытаться найти свой путь из многочисленных соляных дорожек, а также оценить масштабы лабиринта. Канэудзи Тэппэй собрал в одной инсталляции бытовые материалы различного назначения и применения, отдаляясь от их сути и не всматриваясь в детали – видишь заснеженные пейзажи Японии, эфемерно переходящие в набор бытовых предметов, привычных насытившемуся информацией, взгляду жителю мегаполиса. Проходя мимо полотен картин и нагроможденных инсталляций, усыпанными «мукой» из гипса, лишь крайне внимательные зрители увидят часть скрытых экспонатов. Так Суда Ёсихиро ненавязчиво разместил одну из своих работ между оконных рам Главного Штаба, а на втором этаже экспозиции из бетонных стен пробиваются «Сорняки» того же автора.
Согласно толковому словарю японского языка: «Моно-но аварэ – ощущение гармонии мира, вызываемое слиянием субъективного чувства (аварэ) с объектом (моно). Оно может означать изящное, утонченное, спокойное – то, что открывается в момент созерцания. Чаще термин «Моно-но аварэ» употребим в литературе, однако в широком смысле относится и к художественному творчеству Японии.
Современное искусство не всегда понятно современникам, как бы парадоксально это не звучало. Тем не менее, стоит оценить работы молодых художников, использующих современные материалы наряду с древними японскими приемами в искусстве. Художники тонко чувствуют действительность и передают простоту смыслов своих работ.
фото: artandartdeadlines.com