Советский уголовный розыск МВД СССР: история создания и деятельность
Знак "Отличник МВД СССР"
фото: mir-faleristiki.ru
Санкт-Петербург /Абсолютъ ТВ / Новости / Царская сыскная полиция имела короткую историю (она была сведена в единый орган указом 1908 года), но успела заслужить репутацию лучшей в мире. Однако революционные события не оставили от неё камня на камне. Полицейские участки громили и поджигали, гибли бесценные архивы и картотеки, а иногда и сотрудники полиции. Революционные массы не слишком разбирались, кого призывают к ответу: агентов царской охранки, городовых или работников уголовного сыска.
Николай ВАРАВИН
историк, ветеран боевых действий,
пограничных войск КГБ СССР,
МВД России,
полковник милиции в отставке
историк, ветеран боевых действий,
пограничных войск КГБ СССР,
МВД России,
полковник милиции в отставке
Временное правительство откровенно запустило ситуацию. Полицию упразднили, а народную милицию толком создать не смогли. Сотрудники царской сыскной полиции выражали готовность сотрудничать с новой властью, но были никому не нужны.
Первые два министра внутренних дел Временного правительства - Георгий Евгеньевич Львов и Ираклий Георгиевич Церетели – вообще ничего не понимали в деле охраны общественного порядка. Сменившие их Николай Дмитриевич Авксентьев и Алексей Максимович Никитин предлагали дельные меры, но реальной власти уже не имели.
Усугубили ситуацию три амнистии, по которым с марта по сентябрь 1917 года из мест лишения свободы вышло более 90 тысяч человек. Больше половины – матёрые преступники. Впоследствии их назовут «птенцами Керенского», а сами они составят костяк многочисленных банд самой разной специализации.
Если добавить к этому массу дезертиров с оружием в руках и беженцев, то станет понятным, с чем пришлось столкнуться новым властям в октябре 1917 года. Мы даже не говорим о разного рода политических группах – от анархистов до эсеров, которые самочинно проводили обыски, экспроприации, аресты.
О том, как это происходило достаточно убедительно и объективно было показано в первой и второй сериях в телесериале «Рождённые революцией».
В ноябре 1974 года вышел на отечественный телеэкран сериал «Рожденная революцией» (режиссер Григорий Романович Кохан, сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный). Собственно, этот проект и был первым крупным проектом МВД в области киноискусства. Руководство министерства пробивало сценарий Рябова и Нагорного на Центральном телевидении, оказывало помощь при съемках. Консультантами выступали замминистра Борис Тихонович Шумилин и начальник уголовного розыска страны Игорь Иванович Карпец. По тем временам — событие. Во время показа «Рожденной революцией» все взрослое население страны находилось у телевизоров, уличная преступность снижалась на 50 процентов.
Создатели телесериала были награждены Государственной премией СССР (авторы сценария А. П. Нагорный и Г. Т. Рябов, режиссер Г. Р. Кохан, артисты Наталья Фёдоровна Гвоздикова и Евгений Ильич Жариков). Министр Внутренних дел СССР Николай Анисимович Щелоков наградил режиссера Григория Романовича Кохана знаком «Заслуженный работник МВД».
К осени 1917 года в Петрограде число убийств выросло в 6,7 раза, краж – в 11 раз, грабежей – в 23 раза. В Москве ситуация была похожей, а во многих губерниях число насильственных преступлений подскочило в десятки раз. Народная милиция и Красная гвардия даже не знали, с какой стороны подступиться к решению проблемы.
В ответ на разгул преступности граждане стали создавать народные патрули, но против хорошо вооружённых воровских шаек они были бессильны. К тому же в ряды милиции и Красной гвардии просочилось много бывших уголовников, поскольку советская власть не всегда проявляла разборчивость в деле выдачи мандатов и оружия. Например, известный московский бандит Яков Кошельков, ограбивший в январе 1919 года самого Председателя Совета народных комиссаров РСФСР (по современному – Председатель Совета Министров Российской Федерации) Владимира Ильича Ленина и угнавший его автомобиль, щеголял документами начальника отряда Красной гвардии завода «Красная Бавария».
В начале 1918 года ситуация на улицах городов складывалась не в пользу милиции. К примеру, в Петрограде за первые три месяца в перестрелках с бандитами погибли 312 красногвардейцев и милиционеров. Они ничего не понимали в наружном наблюдении, работе со свидетелями и прочих премудростях сыскной работы. Поэтому во многих губернских городах (как правило, при Советах) стали создавать сыскные структуры.
Маршалк Карл Петрович
фото: Яндекс
В Москве был создан Уголовный розыск, подчинявшийся Административному отделу Моссовета. Возглавил его Карл Петрович Маршалк, бывший начальник управления уголовного сыска Первопрестольной. Его стаж безупречной службы насчитывал 22 года. За ним числились десятки обезвреженных преступников.
Благодаря авторитету К. П. Маршалка почти весь личный состав московской сыскной полиции остался на своих местах. Самым громким делом нового московского угрозыска стало расследование ограбления Патриаршей ризницы Московского Кремля.
Об этом интересно рассказывается в мини – сериале 1983 года «Чёрный треугольник». Классический революционный детектив по роману Юрия Кларова. Временное правительство выпустило из тюрем элиту уголовного мира царской России. По стране покатилась волна преступлений. В январе 1918 года происходит одно из самых громких преступлений первых лет Революции - ограбление Патриаршей Ризницы Московского Кремля.
Следственная группа МУРа под руководством Леонида Косачевского начинает расследование. Но коллекция уникальных бриллиантов и золотые оклады икон будто бы растворились в воздухе. Есть только одна зацепка - оброненная кем-то под окнами ризницы табакерка с фамильным гербом рода Мессмеров. В действительности события проходили довольно драматически.
В начале января 1918 года из ризницы были выкрадены бесценные реликвии. К.П. Маршалк задействовал все старые связи в среде полицейских осведомителей, перевернул с ног на голову весь преступный мир и проявил чудеса оперативной смекалки. В результате изящной розыскной комбинации он вышел на банду братьев Полежаевых, у которых обнаружили часть ценностей.
Следствие, кстати, установило причастность к преступлению командира 56-го полка, нёсшего в ночь ограбления караульную службу в Кремле. Однако комиссар Карл Гертович Розенталь (с 1917 года был комиссаром уголовно - розыскной милиции Москвы), приставленный к Карлу Петровичу Маршалку Моссоветом, настоятельно рекомендовал «оставить героев революции в покое».
В конечном счёте, К. П. Маршалку не удалось остаться вне политики: комиссары всё чаще вмешивались в чисто профессиональные вопросы. Так что летом 1918 года он закончил сотрудничество с советской властью и уехал в Прибалтику (в 1930-е годы К. П. Маршалк возглавлял частное детективное бюро в Риге). Правда, многие его подчинённые остались на службе и составили костяк московского уголовного розыска.
Кирпичников Аркадий Аркадьевич
фото: Яндекс
В Петрограде новым властям удалось привлечь к сотрудничеству старые кадры. Нарком внутренних дел Григорий Иванович Петровский (возглавлял народный комиссариат внутренних дел РСФСР 1917-1918 годы) нашёл общий язык с Аркадием Аркадьевичем Кирпичниковым, возглавлявшим Петроградскую сыскную полицию ещё при царе. Они пришли к договорённости, что бывшие полицейские, кто пожелает, вернутся на свои места и продолжат выполнять профессиональные обязанности.
Надо отдать должное этим людям. Они помогли правильно организовать патрульно-постовую службу милиции и Красной гвардии, восстановили конную милицию. Более того, не дожидаясь указаний сверху, они стали готовить оперативных сотрудников: в 1918 году при Петроградском коммунистическом университете был создан факультет уголовного розыска.
В конце концов представители старой школы убедили новые власти, что уголовный розыск - это серьёзное дело, его нельзя отдавать на откуп губернским Советам, а заниматься им должны профессионалы, а не энтузиасты и партийные выдвиженцы. 5 октября 1918 года из состава Управления рабоче-крестьянской милиции было выделено Центральное управление уголовного розыска (5 октября до сих пор отмечается День работников уголовного розыска).
Отделы угрозыска создавались во всех губернских центрах, а также в городах с численностью населения не менее 40 тысяч человек. В обязанности отделов входила охрана революционного порядка "путём негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом". При этом уголовный розыск не подчинялся милиции, а существовал как параллельная структура.
Несмотря на тяжёлую обстановку в стране, трудности Гражданской войны, кадровый и материальный голод, советский уголовный розыск стремительно развивался. Место "буржуазных элементов" постепенно занимали выдвиженцы революции, которых, правда, в ускоренном порядке обучали азам розыскной работы эти самые "буржуазные элементы".
В 1922 году не только вышел новый Уголовный кодекс РСФСР, но и сложились основные требования к кандидатам на работу розыскником. Это должны быть люди не моложе 21 года, не судимые за уголовные преступления, не служившие в Белой армии и не лишённые избирательных прав (их обычно лишали по причине "неправильного" происхождения), а также годные по состоянию здоровья. К сожалению, почти все царские сыскари (за исключением мелких агентов) этим условиям не удовлетворяли.
"Стариков", благодаря которым к концу 1919 года был, достигнут перелом в борьбе с преступностью, либо просто списывали "за штат", либо переводили на преподавательскую работу. Впрочем, бывали и исключения. Того же А. А. Кирпичникова по личному приказу Феликса Эдмундовича Дзержинского (Народный комиссар внутренних дел РСФСР с 30 марта 1919 по 6 июля 1923 года) оставили руководить Петроградским уголовным розыском. Увы, судьба отпустила ему только 39 лет жизни - в 1924 году он умер в больнице.
Дело А. А. Кирпичникова продолжил его бывший подчинённый Сергей Николаевич Кренев. На его счету была ликвидация промышлявшей в Петрограде банды Чугуна-родственника Яшки Кошелькова. Только активное ядро банды насчитывало более 30 уголовников, а всего Чугун контролировал свыше 120 человек. Если Я. Кошелькова называли "ночным хозяином Москвы", то его родственник не боялся разгуливать по Петрограду и днём. Чугун имел разветвлённую агентурную сеть в советских учреждениях, в милиции и даже в угрозыске.
С. Н. Кренев провёл блестящую многоходовую комбинацию, результатом которой стал арест всей шайки. Для задержания хорошо вооружённых бандитов он использовал специально подготовленный отряд милиционеров, вооружённых не только стрелковым оружием, но и стальными щитами, которыми можно было прикрыться от револьверных пуль бандитов. Позже отряд сделали регулярной группой захвата, похожей на хорошо нам знакомый ОМОН.
Со временем при Центральном управлении уголовного розыска (Центророзыск) появились дактилоскопическая, кинологическая и архивная служба, а также бюро судебных экспертиз. Отделы угрозыска появились на районом и даже на волостном уровне. До 1931 года Центророзыск сохранял независимое положение, а затем вошёл в состав органов милиции. К этому времени даже иностранные специалисты признали, что сыскное дело в Советском Союзе поставлено по самым передовым стандартам.
Пишите комментарии на Абсолютъ ТВ
Подписывайтесь в наших социальных сетях:
Новость отредактировал: Pisarev - 30-12-2024, 18:14
Причина: Дополнение информации
