Promo

Ученые СПбГУ оценили иммунный ответ на COVID-19 у петербуржцев

COVID-19

фото: pixabay.com

Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / Исследователи Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) с учеными отделения молекулярной биофизики Петербургского института ядерной физики имени Б. В. Константинова описали динамику иммунного ответа у группы добровольцев. В результате исследования выяснилось, что ключевую роль в формировании коллективного иммунитета играют иммуноглобулины класса IgA. Когда они сталкиваются с коронавирусом (иногда даже спустя 8 - 9 месяцев - дольше, чем при реакции на другие вирусы, то остаются в крови. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Medical Virology. Об этом сообщает пресс-служба СПбГУ.

Больше года назад было начато исследование становления коллективного иммунитета к COVID-19, оно позволило отследить динамику появления и изменения уровня антител IgA и IgG у 180 добровольцев Санкт-Петербурга во время эпидемии. Участники сдавали биоматериалы для определения уровня иммуноглобулинов каждые 10–14 дней. Некоторые из участников исследования заболели во время «первой волны», то есть, в мае-июне прошлого года, но основная часть исследуемых заболели во время «второй волны», в октябре-декабре прошлого года, значительная часть участников эксперимента коронавирусом не заболели.

Антитела являются защитными белковыми комплексами, которые вырабатывает в ответ на развитие инфекции в организме иммунная система человека. Иммуноглобулины класса А (антитела IgA) вырабатываются одними из первых во время активной фазы заболевания, доминируют в организме (слюне, слизистых выделениях, пищеварительном соке). Иммуноглобулины IgG находятся в плазме крови и они начинают вырабатываться обычно через 10–14 дней после заражения инфекцией. Если они присутствуют в организме, то это означает, что формируется долговременный иммунитет, который позволяет уничтожать клетки патогенных микроорганизмов, а также частицы вирусов.

По словам автора исследования, руководителя отдела генетики человека Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Андрей Иванов, защита организма имеет три фазы.
Первая фаза — врожденный (иннантный) иммунитет, эволюционно древняя и сильная система защиты, она выбрасывает в организм человека молекулярные агенты, которые формируют ранний воспалительный ответ организма.

Вторая фаза — клеточный иммунитет, он взаимодействует и формируют сложную защитную систему организма.

Третья фаза — гуморальный иммунитет, в котором антитела — молекулярные комплексы, которые распознают антигены и помогают организму бороться с вирусом или воспалением.

Все эти фазы связаны друг с другом. В диагностике определяется развитие заболевания, а также ответ организма рассматривают с измерением уровня антител в крови и оценки действия клеточного иммунитета. Эти показатели исследовали ученые, изучая процесс становления коллективного иммунитета к COVID-19.

При коронавирусе Sars-CoV-2 иммунный ответ организма отличается от других инфекциях. Для значительной части переболевших участников исследования уровень IgA оставался высоким и спустя 8 -9 месяцев после выздоровления, значительно превышая уровень IgG в крови, заявил Андрей Иванов.

В исследовании приняли участие 180 добровольцев, 28 % из них заболели в течение периода наблюдения. У всех, кто перенес COVID-19, развился стабильный иммунный ответ, но индивидуальный иммунный статус имел некоторые особенности. Примерно у 39 % заболевших высокий уровень IgA сохранялся более 6 месяцев. Примерно у трети пациентов с COVID-19 уровень IgA превышал уровень IgG. У 15 % участников исследования повышенный уровень иммуноглобулинов IgA наблюдался с момента начала исследования и оставался таким на протяжении всего периода исследования.

Это означает, что антитела класса А могут быть обнаружены у людей без коронавируса, и они показывают более сильную и устойчивую реакцию на вирус SARS-CoV-2, чем иммуноглобулины IgG.
В исследовании анализировали плазменные антитела, которые содержатся в плазме крови. Однако, наличие в крови IgA не всегда говорит о способности организма противостоять заболеванию — один участник, который имел повышенный уровень антител в крови, заболел COVID-19.

Результаты исследования показали, что есть индивидуальная реакция иммунитета на коронавирусную инфекцию. Она не связана с возрастом или полом.
Все участники вели активный образ жизни в социуме, но среди них не было случаев тяжелого течения болезни, которое потребовало бы госпитализации. Все инфицированные участники исследования перенесли заболевание бессимптомно или в легкой форме.

Исследователь Андрей Иванов заявил, что исследование впервые предоставляет возможность увидеть динамику иммунного ответа, а также сделать выводы о формировании коллективного иммунитета.
Ученые СПбГУ оценили иммунный ответ на COVID-19 у петербуржцев