Фабрики-кухни возрождаются в Санкт-Петербурге, конкурируя с кафе и ресторанами
Кулинария в супермаркетах
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Новости / В России стали реже готовить дома, об этом сообщают крупнейшие продовольственные ретейлеры. Торговые сети заявили, что в течение последнего года в супермаркетах растут продажи готовой к употреблению еды. Это наводит на мысль, что, видимо, торговым центрам стоит конкурировать с ресторанами и кафе. Об этом сообщает Фонтанка.
Конечно, пока общий рынок ready to eat сравнительно небольшой. Если его сравнить с оборотом общепита в РФ в прошлом году, который составил 16,8 трлн рублей, то готовая еда вне кафе и ресторанов, приходится всего 100 млрд рублей. Однако в X5 Retail Group считают, что уже к 2025 году этот сегмент рынка может увеличиться вдвое. Ретейлеры считают, что модель поведения покупателей будет смещаться в сторону «купил готовое – съел».
В настоящее время большинство гипермаркетов выпускают много готовых блюд в кулинарных цехах прямо в магазинах. Супермаркеты также закупают предупакованную продукцию, такую как салаты, сендвичи, роллы у других поставщиков. Однако рост объемов таких продуктов наводит на мысль руководителей супермаркетов об организации централизованного производства.
Некоторые супермаркеты уже планирует открыть в Санкт-Петербурге smart kitchen (умная кухня) или фабрика-кухня, этот формат был популярен в СССР в 20 и 30 годах прошлого века. Тогда общепит должен был освободить женщин от домашних хлопот и вовлечь их активно в производство. Теперь торговые сети реагируют на изменение привычек потребителей.
Известно, что раньше в общеобразовательных школах были специальные уроки для девочек, на которых их, в том числе учили готовить основные блюда – суп, борщ, гарниры, котлеты, блины, печенье и другие. В последние 20 лет таких уроков уже нет в образовательной программе школ. И теперь кулинарное искусство постигает только тот, кто им интересуется или родители считают это важным навыком для девушек, которым в дальнейшем придётся готовить блюда на домашней кухне и кормить свою семью.
Теперь в торговых центрах продают много видов готовых блюд сэндвичи, готовые салаты, суши. Продажи такой продукции вырастают ежегодно на 7%.
Покупатели всё чаще ходят в магазины за готовой едой. Они считают, что в этом случае экономятся деньги и время.
В Санкт-Петербурге формат фабрик-кухонь стали развивать некоторые торговые сети. Кулинарная продукция успешно продаётся, рост продаж в начале этого года составил 22% по отношению к 2018 году. В настоящее время одна фабрика-кухня выпускает от 180 до 220 товаров, а производственная мощность вышла на 18 тысяч единиц продукции в сутки.
Другой ретейлер планирует создать в Петербурге smart kitchen к началу следующего года. Запланирован выпуск около 600 позиций, таких как закуски, салаты, основные блюда, а также кондитерские изделия, выпечка, напитки. Поэтому ассортимент готовых блюд в магазинах может вырасти в 2 раза, что составит успешную конкуренцию с ресторанным бизнесом.
Столовые и кафе в этом случае могут проиграть фабрикам-кухням в торговых сетях, так как из-за кризиса и подорожания продуктов многие пункты общепита начали экономить на качестве. Это начинает отпугивать посетителей, которые не желают переплачивать, считают представители ретейлеров.
Из-за экономии времени многие начали чаще покупать и готовые ужины домой. Это еще один знак для торговых сетей, что они развиваются в правильном направлении. Время меняет поколения и потребителя, в том числе.
фото: архив mtdata.ru