Выставку «Пионеры современного искусства: шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича» откроют Россия и Австралия
Эрмитаж. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru / Ульяна Доманова / Государственный Эрмитаж и Художественная галерея Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) официально объявили о выставке «Пионеры современного искусства: шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича», которая откроется в октябре 2018 года в Австралии, в стенах Художественной галереи Нового Южного Уэльса и продлится до февраля 2019 года. Экспозиция будет включать 65 полотен из уникальной коллекции Эрмитажа конца ХIX – начала XX веков.
Главной идеей выставки станет отражение становления модернизма, которую проиллюстрируют шедевры мирового искусства. На выставке представят работы великих французских мастеров: Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Анри Матисса, Поля Гогена, Кеса Ван Донгена, Мориса де Вламинка и выдающихся русских художников: Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Тщательно отобранные полотна подчеркивают особое значение мастеров, которые в начале прошлого века совершили революцию в художественном искусстве. В первую очередь, выставка позволяет увидеть продолжение движения в живописи, заданного импрессионистами, а неким переходом к представлению об искусстве начала XX века станут произведения Мане, Сислея и Писсарро.
Помимо расстановки акцентов в живописи французских мастеров, для Эрмитажа было очень важно показать глобальный сдвиг в искусстве и его последствия, которые обозначили облик новой живописи далеко за границами Франции. Подобно эпидемии, по миру распространились новые идеи, а сам модернизм, провоцировал к бесконечному созданию абсолютно иных форм и побуждал художников в Петербурге, Милане или Мюнхене к заочным состязаниям с великими французскими современниками. Благодаря этим метаморфозам рождается искусство Кандинского, Малевича, Моранди.
Под впечатлением от французской живописи авангарда, Василий Кандинский стал одним из основоположников абстракционизма. На него оказали сильнейшее влияние цветовые открытия Матисса и музыка Шёнберга. Кандинский слышал цвета музыки, и его цвета звучали, как музыка.
Творчество Казимира Малевича также заложило основы абстрактного искусства. Противоречия и мировоззренческую неоднозначность XX века, Малевич свёл к геометрическому Абсолюту. Знаменитый «Чёрный квадрат» стал торжеством беспредметности. В этой работе, Малевич отразил свое представление о «нуле форм» – это начало всего и конец. «Черный квадрат» - это концентрат всех форм и явлений, внутри холста они гаснут и возрождаются вновь в бесконечном пространстве и вечности.
Эрмитаж обладает одним из вариантов «Черного квадрата» кисти Малевича, который неоднократно повторял знаменитую композицию, ставшей иконой живописи XX века. Также на выставке будет экспонироваться единственная из коллекции Эрмитажа работа австралийского художника Джорджа Лáмберта «Маска», которая представят рядом с другими работами автора, в том числе эскизом к холсту из собрания Эрмитажа.
Полотна, собранные Эрмитажем для демонстрации в Сиднее, различаются по времени, характеру и внутренней интонации. Однако в едином пространстве картинной галереи, удается объединить этот многогранный пласт искусства, элементы которого воинственно отрицали друг друга, но по прошествии времени, становятся очевидными общие ноты гармонии. Именно эту часть универсума современного искусства Эрмитаж привезет на другой конец света, в Австралию.
фото: архив amsterdam-online.nl