Антироссийские санкции - спасение внутренней экономики России?
фото: архив cdn.vdmsti.ru
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru /
Валерий Писарев: Экономические санкции против России обернулись потерями не только для экономики РФ, но и для стран Запада. Многие ученые, политики и общественные деятели России и европейских стран заявляют, что антироссийские санкции не выгодны для всех. От ограничений страдают предприятия как в России, так и в странах Европы. Однако действия санкций только усиливаются и продолжают наносить экономические потери для многих стран.
Николай Маратович, когда возобладает здравый смысл и наши европейские соседи будут способствовать снятию экономических ограничений для России?
Николай МЕЖЕВИЧ
Доктор экономических наук, профессор факультета международных отношений
СПбГУ, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики
РАН, президент российской ассоциации прибалтийских исследований
Доктор экономических наук, профессор факультета международных отношений
СПбГУ, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики
РАН, президент российской ассоциации прибалтийских исследований
фото: архив abnews.ru
Николай Межевич: Вопрос о санкциях очень интересен и, на самом деле, не так много существует работ экономистов и в России, и в США, в которых бы проводился комплексный и системный анализ экономических последствий этих торговых режимов.
Первый тезис: Санкции успешны при различии потенциалов того, кто «нападает» санкционным режимом и того, кто «обороняется» от них, в 60-80 раз. Это точка зрения ряда американских экономистов, которые анализировали санкции США против Кубы.
Понятно, что соотношение экономических потенциалов Америки и Кубы и санкции, которые были объявлены при Кенеди сохраняются и сегодня, даже больше, чем в 80 раз. И тем не менее, потерпев серьёзный экономический урон, Куба сохранилась как государство, имеет несколько эффективных и даже опережающих отраслей, передовую медицину в Латинской Америке и безусловно санкции США не победили.
Нас, конечно, интересует не Куба, а Россия. Такой большой разницы между Россией и США нет. Более того, в отличие от Кубы наша страна географически, ресурсно и демографически и по другим любым параметрам в состоянии преодолеть любой санкционный режим.
Второй тезис: Очень важно вспомнить, когда Россия развивалась вне санкционного режима? Когда были объявлены первые санкции против нашей страны?
Я обнаружил, что первые санкции были объявлены Ливонским Орденом в отношении Новгородской феодальной республики, они предполагали запрет взаимной торговли, в том числе, очень нужной в Новгороде соли и сельди. И как мы знаем, Новгород с этой угрозой справился.
С тех пор санкции Запада против России применялись многократно при царях, при советской власти. Исключением можно считать короткий период с 1942 по 1945 годы, а потом опять последовали санкции Запада против России, затем поправка Джексона — Вэника и многие другие ограничения.
Речь не идёт об отсутствии санкционных режимов вообще, а речь идёт о том, что нынешние санкции беспрецедентны.
Когда СССР под руководством Сталина столкнулся с санкционными режимами, наша страна не была интегрирована в мировую экономику. Мы не слышали не про СВИФТ, не знали про то, что военную технику для Советского Союза можно получать или покупать в мирное время по всему Миру. Во время Великой отечественной войны были поставки союзников, но только в военный период. А позднее Советский Союз пошел по затратному, тяжелому пути создания собственной промышленности. СССР производил всё, что нужно для предприятий и населения.
Когда его ставили в сложное положение, например, по отказу в поставках труб большого диаметра, то Советский Союз шел на серьёзные жертвы и преодолевал эту зависимость, не сразу и с большими потерями, но преодолевал.
В принципе, возможности для импортозамещения всегда есть. Что долго не удавалось Советскому Союзу, так это наладить эффективное сельское хозяйство. Но парадоксальным образом, сейчас этой проблемы нет. Киви мы не выращиваем, какао-бобы и бананы у нас не растут, а в остальном мы себя практически обеспечиваем. Можно вести разговор на тему хамона и пармезана, но это лирика. Но, я думаю, что 85% населения России не представляют что это такое, но живут без этого нормально.
А что же теряют наши партнеры при санкциях? Они теряют гигантский российский рынок, причем, он был необъятен и по продовольственным товарам и по промышленной продукции.
Основной ущерб получили страны Европы – Германия, Австрия, Франция, Италия по душевому измерению. А по доле ВВП наибольшие потери получили Литва, Латвия, Эстония. Трудно приходится Финляндии, но рациональные финны до санкций вынесли ряд производств внутрь России, теперь такие производства считаются как бы российскими и санкционных проблем они не испытывают. В некоторых случаях меняются названия торговых марок и эти, и другие приёмы считаются легальными.
На сегодняшний день классический закон разделения труда, который предполагает, что каждый сосредотачивается на производстве того, что он умеет делать лучше или больше имеет природных ресурсов. Этот закон теперь нарушен. Поэтому наши соседи придумывают предельно сложные схемы, например, энергообеспечения.
Высшим достижением здесь является украинский сюжет. Президент Украины Порошенко заявляет, что его страна теперь отапливается европейским газом. На самом деле это российский газ, купленный Словакией, а потом проданный в Украину. Порошенко «вешает лапшу на уши» своим гражданам, платит за газ на 15-25% дороже, помогает, таким образом, экономическому развитию Польше и Словакии если газ поступает из этих стран. Но это выбор украинцев, пусть эту проблему решают сами.
Санкционный режим не выгоден нашим партнерам, но не выгоден и нам. Предполагать при этом, что завтра или послезавтра всё закончится, не приходится.
Нашу страну включили в интересную игру, оказалось, что Брюсселю очень легко принять санкционный режим, но безумно трудно из него выйти. Все в Европе понимают, что ничего от санкций не изменится, не то что Крым, но даже Восток Украины свой неопределённый статус не изменят. И ничего добиться такими мерами не получится.
Все это понимают и в Москве, и в странах Европы. Но тот, кто первым проголосует за снятие санкций против России, он окажется под ударом огромного количества неадекватных политиков в Брюсселе и конечно заокеанских критиков, которые выступают за всемирное ужесточение санкционных режимов и подталкивают Европу к разрушению любых форм экономических контактов. Впрочем, там, где у Европы есть жизненно важная заинтересованность, например, газ, мы видим, что Германия, критикуя постоянно Москву, другой рукой закрывает дорогу инициативам Прибалтики, Польши и своих радикалов, которые выступают за отказ от российского газа. Определить чем это закончится трудно.
Валерий Писарев: Вы общаетесь с представителями Европы, стран Прибалтики. Какое у них отношение к этой проблеме. Они настроены на изменение ситуации и снятие санкций через влияние на руководство своих государств?
Николай Межевич: Каждый эксперт, каждый учёный имеет свою позицию и эти позиции различны. Некоторые очень категоричны в этом вопросе и даже предлагают разорвать дипломатические отношения с Россией. Но есть люди, которые даже открыто выступают за снятие всех санкционных режимов, и даже пишут в своих работах, выступают в прессе. Есть промежуточная точка зрения – это давайте пождем. Но на вопрос: сколько ждать будем, наши соседи разводят руками.
Валерий Писарев: Получается, что на европейские страны сильно давит США в этом вопросе?
Николай Межевич: Да именно так. А еще есть один момент взаимосвязи экономики и политики. Ведь не секрет, что в Европе сейчас не всё хорошо. Надо найти виноватого, любому правителю любой страны не хочется, чтобы виноватым оказался именно он. Не всегда это удаётся свалить на предшественника. В этом отношении Россия и Путин – это идеальная мишень, идеальный ответ. Путин и Россия виноваты во всем.
Только кто виноват в том, что в Украине сейчас одна экономическая ситуация, а в Казахстане совсем другая. В Советском Союзе Казахстан был самой богатой азиатской республикой, но только азиатской. Уступая много и советской Украине, и Белоруссии, и Прибалтике, Закавказью, и Российской Федерации. А сегодня Казахстан и Белоруссия по валовому производству примерно одинаковые, чуть меньше, чем в России и в 1,5 – 2 раза больше, чем на Украине. Возникает вопрос: кто виноват?
Почему на том же постсоветском пространстве со всеми радостями, включая коррупцию, ситуации в бывших республиках СССР разные? Именно поэтому поиски виноватых уже не в Киеве, Кишинёве, а скажем, в Вильнюсе, в Стокгольме, в Варшаве, в Берлине, в Париже сейчас упрощены - всегда виновата Москва.
Валерий Писарев: Импортозамещение в России уже происходит по некоторым отраслям. Если санкции все же начнут ослабляться, буде ли это хуже для экономики России? Будет тормозиться развитие производства, которое только начало оживать?
Николай Межевич: Рассмотрим сельскохозяйственное производство в России. Даже смешно, что Россия в 1913 году, экспортировавшая 300 тысяч живых свиней на колбасу в Германию, оказалась сегодня зависима от этой Германии по свинине. А современная Германия сегодня не только обеспечивает себя свининой, но и готова прокормить еще и половину Европы.
Получается, что Россия может и себя прокормить, и Европу. Проблем нет. Со временем мы справимся и с крупным рогатым скотом. Россия может обеспечить себя полностью и овощами.
Что касается промышленности. Неприлично для такой страны как Россия ставить на боевые корабли двигатели страны, которая устами своих президентов Кравчука, Кучмы, Ющенко и Порошенко заявляет или то, что Россия – не друг, или то, что Россия – враг. И Янукович тоже вел политику и нашим, и вашим.
Но теперь научились делать сами подобные двигатели. Трудно, дорого, но сумели, сделали.
Вертолётные двигатели раньше сами делали. Откуда на Украине эти производства появились?
От древних укров? Нет. Конечно от Советского Союза. Значит, и мы тоже можем.
Что касается всего остального, все мелкие и средние технологические узлы в сфере электроники, энергетики, химии вполне можно производить в кооперации, например, с Китаем. Такая кооперация обсуждалась уже лет 15. А вот новые санкционные режимы привели к тому, что Россия стала работать плотнее с Китаем.
Руководство Китая понимает, что те методики, которые отрабатываются на России, могут быть применены и против них.
В случае объединения экономических возможностей Китая и России, может произойти эффективный союз, в котором каждая страна, имея свою сферу влияния, внесет значительный вклад. Здесь стоит задать вопрос, а не переоценивают ли американцы свои возможности. С моей точки зрения – очень переоценивают.
Валерий Писарев: Какой прогноз Вы можете дать на ближайшие 10-15 лет для России в плане развития внутренней экономики? Ведь сейчас много только разговоров, а реальных действий для создания нормальных условий для развития малого и среднего бизнеса так и нет. Ведь внутреннюю экономику формирует именно малый и средний бизнес. А качественная внутренняя экономика повышает качество жизни граждан страны.
Николай Межевич: Согласен. Но здесь много проблем. Если бы наши успехи в национальной экономике были такими же, как во внешней политике, то мы давно бы уже обогнали такие страны как Люксембург, Сингапур и Швецию со Швейцарией. Но, к сожалению, у нас внешнеполитические успехи, военно-политические успехи гораздо более очевидны, чем успехи в экономике.
У нас не решаются системные проблемы, такие как коррупция, об этом говорит и президент Путин. Не так давно он даже признался, что не все получается и на его уровне.
Не понятна общая стратегия развития. Не понятна линия развития налоговой политики. Не понятна ситуация с пенсионным фондом.
Мы, безусловно, Западно-Европейская страна с точки зрения пенсионного уклада. У нас пенсии есть, пенсии в традиции, у нас государственное планирование основано на понимании пенсионной системы. Так вот это понимание становится все более и более размытым.
В Советском Союзе оно было конкретным, каждый знал, какого размера будет пенсия и морально к ней готовился. И это выдерживалось со стороны государства.
Сейчас ничего подобного нет. Я говорю своим студентам, чтобы они готовились к тому, что пенсии у них может не быть.
Валерий Писарев: Как в Китае, например?
Николай Межевич: Да я бы сказал, как в абсолютном большинстве государств мира. Пенсия – это европейское изобретение, это результат социал-реформизма Шведского, Германского проекта, очень удачно вписавшегося в Советский Союз. Но это никак не весь Мир.
Валерий Писарев: Заявить – это одно, а вот если бы у нас внутри страны экономическое положение было бы лучше и малый и средний бизнес, и крупные компании развивались лучше, тогда бы и специалисты, и рабочие могли себе накопить на пенсию, заработав в течение своей жизни. Но ведь сейчас многие граждане России не могут себе этого позволить, потому что заработной платы не хватает откладывать на будущую пенсию, размер зарплат низкий.
В России как бы уходит государственная пенсия, а доходы граждан тоже падают. Россияне не могут и в активном возрасте иметь достойный доход и на пенсию накопить тоже не могут.
Уровень дохода в странах Запада всё-таки выше, чем в России.
Николай Межевич: Безусловно у нас ситуация другая, но не такая уж и плохая, потому что когда мы начинаем сравнивать себя с уровнем жизни в западных странах, то часто не очень корректно анализируем то, что есть в странах Запада.
Говоря о том, что минимальная пенсия, например, в Эстонии больше, уровень жизни выше, зарплаты выше, чем в России, но есть нюанс. При всех постсоветских процессах в ЖКХ, наша квартирная плата в 2-3 раза меньше, стоимость электроэнергии в России ниже, стоимость воды ниже, стоимость тепла тоже ниже.
Многие европейцы вынуждены постоянно контролировать расход всех коммунальных услуг, они постоянно думают на чем можно сэкономить.
Сравнивать уровень жизни граждан России и жителей европейских стран надо комплексно, надо учитывать все факторы.
Валерий Писарев: От санкций экономика России теряет возможности быстрого развития, но и приобретает, скорее больше. Руководство страны вынуждено направлять деньги на реанимацию забытых ранее сфер производства, запускать новые предприятия. Новые экономические условия заставляют элиту разворачиваться на путь развития внутренней экономики в целом, а не только на военно-промышленный комплекс (ВПК).
Будем надеяться, что Правительство РФ, политики, депутаты осознают в полной мере, что надо думать, в первую очередь, о гражданах своей страны, о развитии малого и среднего бизнеса, который кроме продукции может дать больше рабочих мест и значительно улучшить экономику страны. Ведь более активное применение научных разработок и внедрение инноваций в производство дадут толчок многим сферам и повысят качество жизни граждан России.
фото: архив abnews.ru