Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне
К 75-летию победы советских войск под Сталинградом
Николай Варавин
историк, полковник милиции в отставке,
Член Союза писателей города Волжского
ветеран МВД РФ и боевых действий
историк, полковник милиции в отставке,
Член Союза писателей города Волжского
ветеран МВД РФ и боевых действий
Волгоград / AbsolutTV.ru / 19 ноября 1942 года Красная Армия начала осуществление операции «Уран», целью которой было окружение и уничтожение вражеской группировки в районе Сталинграда. Наступление наших войск было успешным – уже 23 ноября части Юго-Западного и Сталинградских фронтов соединились в районе хутора Советский. В окружение попали части сразу трёх армий: германских – 6-й полевой и части 4-й танковой, а также 3-й румынской – всего 22 дивизии и 160 отдельных частей общей численностью 330 тысяч человек.
В первые дни после окружения командующий 6-й армией Паулюс настойчиво добивался у Гитлера разрешения вырваться из котла и оставить Сталинград. 24 ноября он послал фюреру радиограмму с предложением прорываться. Но Гитлер был категорически против этого.
К тому же он надеялся, что окружённую 6-ю армию можно будет снабжать по воздуху необходимым количеством продовольствия, боеприпасов и горючего. Опыт снабжения всем необходимым окруженных группировок у немцев был. В ходе зимнего наступления под Москвой Красная армия окружила под Демянском крупные (около 100 тысяч человек) силы вермахта. И транспортная авиация вполне справилась с доставкой в котел всего необходимого, перебрасывая даже сено для обозных лошадей!
Немцы смогли удержать два аэродрома, что позволило наладить регулярное снабжение. Каждый день пребывало от ста до полутора сотен самолетов, доставлявших в среднем по 22 человека и 265 т. грузов. Обратно они вывезли почти 23 тысячи раненых.
Потери люфтваффе составили 265 самолетов, но разрушить этот «воздушный мост» из-зa сильного истребительного прикрытия у советской авиации не получалось (в одном из боёв был сбит герой «Повеста о настоящем человеке» Алексей Маресьев). Алексей Маресьев (в книге «Мересьев») родился и вырос в городе Камышине Волгоградской области, Герой Советского Союза, в последние годы жизни работал в Центральном Комитете ветеранов войны. В 2017 году его земляки-волгоградцы празднично отметили его столетие со дня рождения. Торжества проходили также на его родине в городе Камышине.
Южнее ещё одна группировка (около 30 тысяч) противника оказалась окружена в районе Холма и его окрестностей. Aэродром здесь был только один, к тому же находившийся под обстрелом советской артиллерии, поэтому люфтваффе сбрасывали контейнеры с боеприпасами и продуктами на парашютах. В результате и здесь немцы смогли продержаться до середины мая 1942 года, когда ситуация изменилась в пользу вермахта и оба у котла были деблокированы.
Эти успехи вскружили Герингу голову, и он начал переоценивать силы люфтваффе.
Только 22 ноября состоялся разговор между Гитлером и Герингом. Фюрер, скорее всего, сомневался: не согласиться ли с Паулюсом и разрешить ему отступить. Геринг был преемником фюрера, вторым человеком во влиянию в Третьем рейхе. От него зависела судьба окруженной армии. Скажи Геринг, что эффективный воздушный мост невозможен, и Гитлер приказал бы Паулюсу отступать.
Но Геринг, не имея никаких расчётов о необходимых для доставки в Сталинград объёмов грузов и количестве самолётов, ответил: «Да, люфтваффе могут это сделать!». А ведь наци номер два знал, о чём будет разговор, и не подготовился к нему.
Для снабжения окружённой группировки необходимо было получать минимум 700 тонн грузов в день. Один транспортный самолёт Ю-52 мог поднять 2 тонны. Следовательно, ежедневно для Паупюса должны были вылетать 350 Ю-52. А ведь зимой в донских степях зачастую бывает нелетная погода. В реальности 6-я армии получала в среднем 50-80 т. грузов в день. Иногда удавалось перебросить по воздуху до 150 а в отдельные дни - даже 250 т. Однако в целом снабжение по воздуху было недостаточным.
Кроме того, командование Красной армии приняло действенные меры по «раз- «ведению» немецкого воздушного моста. Целые истребительные полки были нацелены на перехват немецких транспортных самолетов, летящих в Сталинградский котел. Иногда для уничтожения Ю-52 использовали и штурмовики Ил 2. Немецкие самолеты обычно шли 6eз прикрытия. Фронт отодвинулся на запад и дальность немецких истре-бителей была недостаточной для того, чтобы сопровождать свои транспортные самолеты.
И что самое печальное для люфтваффе - в числе потерь оказались инструкторы летных училищ, которых отправили на фронт. Потеря невосполнимая, потому что самолеты можно сравнительно быстро построить, а чтобы подготовить новых опытных летчиков, требовалось время, и немалое.
Огромные потери фронтовой авиации в Сталинградском котле и недостаток алюминия заставил немецкую промышленность отказаться от строительства тяжелых военно-транспортных самолетов.
К концу декабря к последнему в коль¬це аэродрому «Питомник» прорывались лишь редкие самолеты. Вскоре был потерян и этот аэродром. Грузы для армии Паулюса стали сбрасывать на парашютах, но большая часть этих грузов попадала в руки наших войск.
О подвиге 2-й гвардейской армии Малиновского, остано¬вившей на реке Мышкова удар фельдмаршала Манштейна, пытавшегося деблокировать окружен¬ную 6-ю армию, знают, наверное, все. Достаточно вспомнить пре¬красный фильм по книге Юрия Бон-дарева «Горячий снег». Но мало кто знает, что не мень¬шую роль в срыве планов Манштейна сыграла советская кавалерия. А именно - 4-й кавалерийский корпус генерал-майора Тимофея Шапкина.
Корпус, наименее укомплектован из трех кавкорпусов, участвовавших в операции «Уран» под Котельниково, принял на себя удар 6-й танковой дивизии вермахта, которая только что прибыла под Сталинград из Франции. Дивизия была полностью укомплектована новыми длинноствольными танками Pz. II и Pz. III.
Кавалеристы вступили с врагом в неравный бой. Ценою больших: корпус генерала Шапкина задержал немецкие танки на несколько дней, не дав им своевременно подойти к силам Манштейна, рвавшимся на соединение с Паулюсом.
Операция «Зимняя гроза» (такое название получил удар Манштейна в направлении Сталинграда) закончился провалом. До окруженной 6-й армии Манштейну оставалось пройти всего 35- 40 км, однако большие потери (до 60% мотопехоты и 230 танков) обессилили наступающих.
Ситуация требовала немедленно начать прорыв Паулюса из котла навстречу
Манштейну. Прорыв должен был начаться после кодового сигнала «Удар грома».
Но этот сигнал так и не был передан Паулюсу. Во-первых, согласно приказу Гитлера Паулюс должен был удерживать «крепость Сталинград». Во-вторых, ко-мандование 6-й армии требовало для подготовки прорыва 6 дней, так как име¬ющегося горючего хватило бы на пре¬одоление лишь 30 км.
Армия Паулюса была обречена на уничтожение. Уже в январе 1943 года высшему командованию вермахта стало это ясно. Но Гит¬лер и слышать не хотел о том, чтобы дать генералу Паулюсу разрешение сложить оружие. 24 января 1943 года Паулюс прислал фюреру отчаянную телеграмму: «Войска без боеприпасов и без продук¬тов. Более нет возможности эффективно управлять войсками... 18 тысяч раненых без какой-либо медицинской помощи, без бинтов, без лекарств. Катастрофа неизбежна. Армия просит разрешения немедленно сдаться, чтобы спасти остав¬шихся в живых». Ответ Гитлера был таков: «Сдаваться в плен запрещаю, 6-я армия будет удер¬живать свои позиции до последнего че¬ловека и до последнего патрона и своей героической стойкостью внесет незабы¬ваемый вклад в стабилизацию обороны и спасения Западного мира».
А в Сталинградском котле недостаток снабжения вскоре привел к голоду и болезням. Появились первые умершие от голода, а командование армией, не¬смотря на это, вынуждено было снизить ежедневный рацион до 350 г хлеба и 120 г мяса. К концу года истощенным не¬мецким солдатам выдавали всего лишь по куску хлеба. От голодной смерти нем¬цев и румын, оказавшихся в котле, спас¬ло то, что среди окруженных оказалась румынская кавалерийская дивизия. Ее лошади и стали источником питания для окруженных. В котел пошли и кони из не¬мецких обозов. В период с 1 по 7 января 1943 года в среднем по 6-й армии выдача хлеба сократилась до 50-100 г. Солдаты на передовой линии получали по 200 г. Поразительно, но при такой катастрофической нехватке пищи некоторые склады внутри котла буквально ломились от продовольствия и в таком виде попали в руки Красной армии. Это было связано с тем, что к концу декабря из-за острой не¬хватки топлива полностью остановился грузовой транспорт, а ездовые лошади были забиты на мясо. По неподтвержденные данным в 20-х числах января были замечены случаи каннибализма...
Система снабжения внутри котла оказалась полностью дезорганизованной, и часто солдаты погибали от голода, не зная, что спасительная еда находится от них буквально в нескольких километрах. Впрочем, в 6-й армии оставалось все меньше людей, способных пешком преодолеть и такое небольшое расстояние. 23 января одной немецкой роте для четырехкилометрового марша понадобилось время с 6 утра до наступления темноты.
На фоне физического истощения началась эпидемия тифа. 6-я армия обовшивела. В один из дней поздней осени с двенадцати военнопленных в советском военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 130 г на одного человека. Таким образом, при среднем весе имаго вши в 0,1 мг с одного раненого снимали до 130 000 особей! Единичная смертность от сыпного тифа и прочих инфекционных заболеваний наблюдалась в группировке Паулюса еще до окружения. В последние недели существования котла больные шли в Сталинград, который постепенно превратился в настоящий тифозный очаг.
30 января Паулюс снова радировал Гитлеру: «Окончательное поражение не-возможно оттянуть более чем на двадцать четыре часа». На что последовал весьма оригинальный ответ Гитлера - Паулюсу и еще 117 высшим офицерам вермахта были присвоены внеочередные звания. Присваивая командующему 6-й армией звание генерал-фельдмаршала, Гитлер сказал начальнику оперативного управления Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии Альфреду Йодлю: «В военной истории не зафиксировано ни одного случая пленения немецкого фельдмаршала». Таким образом Паулюсу был сделан не¬двусмысленный намек - в плен живым не сдаваться.
Но Паулюс отнюдь не собирался пускать себе пулю в лоб. И уже на следующий день он послал своих представителей в штаб Донского фронта, чтобы оговорить условия сдачи в плен. Вместе с ним в плен попали 91 тысяча солдат и офицеров вермахта. А на поле боя победители подобрали и захоронили более 140 тысяч трупов вражеских военнослужащих. Позднее немецкий генерал Вестфаль писал: «Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Ни¬когда прежде за всю историю Германии не было столь страшной гибели такого количества войск».
2 февраля 1943 года сдались последние подразделения в котле. Всего в ходе операции «Кольцо» в плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. В плен попали свыше 91 тысячи солдат и офицеров вермахта. Трофеями советских войск с 10 января по 2 февраля 1943 года, по донесению штаба Донского фронта, стали 5762 орудия, 1312 миномётов, 12 701 пулемет, 156 987 винтовок 10 722 автомата, 744 самолета, 1666 танков, 261 бронемашина, 80 438 автомашин, 10 679 мотоциклов, 240 тракторов, 571 тягач, 3 бронепоезда и другое военное имущество. Для примера: во время сражения при Эль-Аламейне в Северной Африке, которое англичане сравнивают со Сталинградским сражением, армия немецкого фельдмаршала Роммеля потеряла 55 тысяч убитыми, ранеными и пленными, 320 танков и около 1 тысячи орудий.
Верховное командование вермахта 3 февраля, то есть спустя три дня после капитуляции Паулюса, опубликовало специальное коммюнике: «Сталинградское сражение завершилось. Верные своей клятве сражаться до последнего вздоха, войска 6-й армии под образцовым командованием фельдмаршала Паулюса были побеждены превосходящими силами противника и неблагоприятными для наших войск обстоятельствами». Чтению этого коммюнике по немецкому радио предшествовали приглушенная барабанная дробь и вторая часть Пятой симфонии Бетховена. Гитлер объявил четырехдневный национальный траур. На это время были закрыты все кино, театры и варьете. Впервые с начала войны в немецких городах звучали не по¬бедные фанфары, а погребальный звон церковных колоколов. Ведомство Геббельса сравнивало Паулюса и его армию со спартанцами царя Леонида, которые полегли в сражении у Фермопил.
В Германии прошли символические похороны командующего 6-й армией и его солдат. Фюрер лично принял в них участие и возложил на пустой гроб фель-дмаршальский жезл с бриллиантами. По¬хороны живого генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса прошли по высшему разряду.
Судьба попавших в плен немцев была незавидная. Истощенные и больные, они умирали по пути в лагеря для военно¬пленных и в самих лагерях. Если смерт¬ность среди попавших в советский плен немецких солдат в среднем составляла 30%, среди взятых в плен под Сталингра¬дом она превышала 90%.
Назад в Германию вернулись лишь 5 тысяч военнослужащих 6-й армии.
Об этом надо упомянуть особо. То, что произошло с немецкими военнопленными, случилось в медицинской практике впервые. В Сталинград для спасения пленных были направлены лучшие бригады военных врачей, в том числе и представители Международного Красного Креста, но нервное и психическое истощение, ранения и болезни немецких солдат способствовали быстрому их уходу из жизни. Им были назначены повышенные по калорийности продуктовые пайки, в которые входило: сливочное масло, копчёная колбаса, белый хлеб. Но это не помогло остановить массовую гибель военнопленных, вышедших из окружения. Советское командование делало всё для их спасения, но, к сожалению, это не помогло. В истории военной медицины этот случай изучается отдельно и будет ещё долго предметом спора врачей о методике организации лечения подобных больных.
Сталинградская битва стала поворотным пунктом Второй мировой войны. Тогда наши союзники хорошо понимали это. Вот что было написано в грамоте, которую в мае 1944 года при¬слал жителям Сталинграда президент США Франклин Рузвельт: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталин¬граду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».
А английский король Георг VI при¬слал сталинградцам меч, сделанный оружейниками Британии. На клинке его на русском и английском языках было написано: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского и народа».
Заканчивая статью, я особенно хочу обратить внимание читателей на то, как оценил итоги Сталинградской битвы командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, которые через 10 лет после сдачи в плен, 24 октября 1953 года вместе со своим ординарцем и личным поваром выехал из Москвы в Берлин – тогда столицу Германской Демократической Республики. В ГДР Паулюсу были предо¬ставлены охраняемая вилла в элитном районе столицы Сак¬сонии Дрездена, личная автомашина, адъютант и право на ношение личного оружия. Он получил должность началь¬ника военно-исторического центра, а также читал лекции о военном искусстве в высшей школе казарменной народной полиции (так тогда называ¬лась армия ГДР). Умер Паулюс 1 февраля 1957 года, как раз накануне 14-й годов¬щины капитуляции 6-й армии вермахта под Сталинградом.
Незадолго до смерти журналисты спросили у Паулюса, что бы он сейчас сказал жителям Сталинграда. Немного подумав, бывший гитлеровский генерал-фельдмаршал ответил: «Я хочу перед ними извиниться».
Сегодняшняя оценка немецкими историками хорошо выражена в высказывании известного немецкого историка Второй мировой войны Ганса Дёрра, который писал: «Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России - ее величайшей победой. Под Полтавой (1709 г.) Россия добилась права называться великой европейской державой, Сталинград явился началом ее превращения в одну из двух величайших мировых держав».
фото: архив kdm.volgograd.ru