Развитие индивидуальных творческих способностей школьников, обучающихся в рамках тьюторского сопровождения
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы.
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека. Поэтому изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особенную актуальность. Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству, т. е. способности к самостоятельному созиданию нового, носят индивидуальный и полимерный характер, они так же разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности. Они естественнее всего проявляются в таких повседневных видах деятельности, как учебно-познавательная, художественная. При этом данные от природы индивидуальные творческие способности могут реализоваться на различном уровне.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся в процессе внеучебной деятельности. Большую помощь в развитии индивидуальных творческих способностей оказывают тьюторские технологии.
Поскольку тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, то педагоги с тьюторской позицией, работающие в нашей школе, выделяют следующие этапы сопровождения познавательного интереса ребенка: ориентировочный, мотивационный и формирующий.
Задачей ориентировочного этапа является фиксация познавательного интереса, где работа учителя с тьюторской позицией заключается в диагностике, тестировании, анкетировании, наблюдении, беседе, работе с папкой личных достижений ученика, а работа ученика – в рассказе о себе, об истории возникновения вопроса, представлении своего имени, любимых занятий, желаний.
Задача мотивационного этапа - организация сбора информации относительно своего познавательного интереса. Работа педагога основывается на информировании, помощи в составлении «Карты интересов», анализе «Портфолио», сужении или расширении темы. Работа ученика - составление «Карты интересов», сбор и анализ «Портфолио».
На формирующем этапе выделяются сразу две задачи – это организация и анализ представления познавательного интереса и дальнейшие перспективы работы с ним. Работа педагога - помощь в составлении «Карты сообщения», координационная помощь в представлении познавательного интереса тьюторанта, индивидуальная консультация по представлению интереса, организация индивидуальной консультации по итогам представления познавательного интереса, анкетирование, сочинение. Работа ученика - составление «Карты сообщения», составление опорного плана-конспекта, организация представления познавательного интереса по выбранной форме, работа с трудностями, которые могут произойти во время доклада, устный анализ представления своего познавательного интереса.
Очень коротко процесс тьюторского сопровождения может быть представлен следующими этапами взаимодействия тьютора и тьюторанта:
1. Определение познавательного интереса обучающегося.
2. Формулирование цели познавательной деятельности.
3. Определение средств достижения цели (выбор источников и форм познания, видов познавательной деятельности), планирование познавательной деятельности.
4. Обсуждение хода и промежуточных итогов познавательной деятельности – анализ совершаемых познавательных действий, эффективности используемых средств, достигнутых образовательных эффектов внесение необходимых корректив в план деятельности.
5. Рефлексия продуктов и образовательных эффектов реализованного плана познавательной деятельности, их соответствие поставленной цели, их роль и значение в образовании учащегося.
Творческая работа, позволяющая обучающимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Тьютор не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Исторически обоснованная иллюзия о том, что «всех всему» обучить в принципе можно, что видимый и доступный мир познаваем, а сумма знаний постоянна и неизменяема, постепенно развеивается. Обучающиеся «разные», так как у каждого собственный ведущий тип восприятия. В нашей школе учитель с тьюторской позицией выбирает адекватные методы и средства, подходы к обучению в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Целью педагогов является определение в начале учебного года с помощью анкетирования интересов обучающихся и формирование групп по интересам. Далее работа учителя с тьюторской позицией строится на сопровождении индивидуального интереса ребенка и создании условий для развития и реализации его творческих способностей. В школе создана система дополнительного образования, позволяющая выбрать занятие по интересам. В этой работе, кроме педагогического коллектива, участвуют и педагоги дополнительного образования. Существует информационная служба, позволяющая детям и их родителям получить сведения о работе социально-досуговых центров города. Практикуется проведение Дней открытых дверей для специалистов разных учреждений города, занимающихся проблемами детей и молодежи. Обучающимся школы предоставляется возможность участия в конкурсах различного уровня, в том числе и международных. Стало традицией проводить творческие встречи с мастерами культуры на базе школы или выездные Дни театра, Дни Кино, Дни любителей музыки, живописи, танцев, литературы и т.д. Все мероприятия проводятся в формате тьюторского сопровождения, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Способствуют этому активные формы обучения: игры, викторины, речевые тренинги, творческие задания.
Почему мы начали заниматься тьюторской деятельностью. Почему нас это заинтересовало?
Дело в том, что в нашей школе уже много лет издаётся газета «Школьный вестник». Работают над ней ученики старших классов. И в начале этого года наши ребята (4-5 класс) самостоятельно подошли с предложением издать «свою» газету.
На первом занятии было ознакомление с газетой, а именно: из каких рубрик она состоит, какой тематики стоит придерживаться, кто работает над созданием номера. Ребята поставили перед собой цель собрать материал по интересующей теме.
На втором занятии тьюторской группы ребята обменивались новой информацией, показывали вырезки из газет, оригинальные находки. После этого прошло распределение ролей в работе над газетой: исследователи-аналитики, редакторы, поэты, художник-оформитель.
С помощью анкетирования был выбрана тема для первого выпуска газеты. Так как в школе накануне проходили две акции «Добрые привычки» и «От улыбки хмурый день светлее», то, при обсуждении, решили их объединить. Ребята определили для себя цель и выбрали задание к следующему занятию.
Третье занятие начиналось с «рубрики» «Статью – в номер». Занятие включало в себя прочтение стихотворений и сочинений на тему «Доброта», обсуждение вопросов, связанных с рассмотрением влияния данных публикаций на людей, анализ старинной горской легенды с целью обучения умению слушать, анализировать, концентрировать внимание на определенной теме и проблеме. В завершении обсуждались те профессионально важные качества и навыки журналиста, которые ребята приобрели в ходе занятия.
Использование тьюторских способов позволило реализовать личный потенциал школьников, которые по прошествии нескольких месяцев оказались более гибкими, открытыми и восприимчивыми для внешних воздействий. Тьюторское сопровождение представляет собой систему способов, предполагающую их определенную последовательность (ориентировочный-мотивационный-формирующий этапы), цикличность использования (начало-развитие-завершение) и поэтапное усложнение. Раскрыта специфика, особенности и возможности данного средства развития познавательного интереса школьников, которое представляет собой целостную систему способов, включающих ученика в выявление, реализацию и осмысление собственного интереса во время педагогических ситуаций. Тем самым установлено, что повышение уровня развития познавательного интереса приводит к развитию индивидуальных творческих способностей. И теперь наши ученики регулярно печатают свои статьи на страницах газеты МОУ СОШ №17 «Школьный вестник».
Авторы – составители:
Ирина Куланина, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории;
Анна Гибнер, педагог – психолог.
фото: static.diary.ru