Секреты воспитания детей
фото: архив moneypapa.ru
Санкт-Петербург / AbsolutTV.ru Знаете, иногда я думаю, что мы просто не задумываемся как бесценно слово. Ведь оно может, как «вылечить», так и «покалечить» человека. А если это твоя кровиночка, твой самый близкий и родной, но еще маленький человечек? Да-да, я про наших детей! Для них мы готовы сделать всё, чтобы они были счастливы, здоровы и успешны. Правда, не всегда и не у всех это получается.
Слово родителей – будущее детей!
Вот, сегодня в магазине наблюдала очередную сцену общения мамы с четырехлетней очаровательной девчушкой. На просьбу купить игрушку мама хлестко оборвала кроху: «Нет! И чтобы я этого больше не слышала!». Вот так коротко и безапелляционно на всю жизнь малышка получила приказ молчать и никогда ничего не желать. А потом, когда она вырастет, все свои горести будет переживать одна, боясь с кем-то поделиться. Она так и не научится ничего для себя желать. Вот такая получается «спящая» красавица, которая не знает себя и своих желаний.
А все просто: у неё с детства стоит подсознательный запрет на все её желания. И таких запретов у нас масса: на радость («смеешься – потом плакать будешь»), на богатство («не жили богато – нечего и начинать»), на любовь («все мужики одинаковы»), на успех («неумеха ты у меня») и т.д. Но что с этим делать? Как вырастить действительно счастливых и успешных детей? А с ними надо всеголишь правильно разговаривать. Именно об этом я и хочу вам рассказать в этой статье.
Особенности воспитания в Японии
Вы знаете, как воспитывают своих детей японцы? Своим наследникам до 5-6 лет, они позволяют делать все, что им угодно. До пяти лет «маленький япончик» – бог. Для него не существует никаких запретов, его не ругают, не наказывают. Ребенок может познавать мир и ему не скажут: «нельзя», «опасно», «плохо».
Воспитание детей строится на личном примере и обращении к чувствам малыша. Правда, нужно уточнить, что последующие 10 лет японских детей учат быть частью общества, соблюдать общественные интересы и законы через полное подчинение родителям и учителям. В этом возрасте сознание ребенка готово воспринимать и понимать социальную ответственность, и искать свое место среди людей. Общение с ребенком, достигшим 15 лет, будет уже как с равным.
Для того чтобы у ребенка воспитывалось ощущения свободы, а не вседозволенности, ему делаются замечания, но в особой вежливой и корректной форме. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям, в том числе и в общественных местах. Почему я обращаю ваше внимание на воспитание детей в Японии? Нам нужно научиться такому вежливому, трепетному и эмоционально-спокойному отношению к своим детям, как это делают японцы.
Родителям надо искать ту золотую середину, которая необходима для сохранения у маленького человека ощущения свободы, радости жизни, с разумным объяснением норм и правил поведения. Прошу не путать свободу со вседозволенностью.
Проблемы вседозволенности и запретов
Однако полное потакание желаниям ребенка приводит к недисциплинированности, вседозволенности, достижению цели любой ценой, возможно, даже незаконной и аморальной. Эта одна из крайностей воспитания. И что делать? Как найти золотую середину в воспитании любимого чада? Прежде всего, стоит набраться терпения и дать ребенку самому исследовать этот мир, лишь предостерегая его от опасных для жизни экспериментов.
Кроме этого, объясняйте правила и нормы поведения спокойно с любовью и улыбкой. Ведь в 5-6-летнем возрасте у ребенка формируются типы его поведения, способы принятия решения, а также понимание собственных желаний и волевые усилия на их достижения. Вдумайтесь! Именно в этом возрасте формируется полный спектр или тип поведения человека на всю жизнь! Если хотите, так формируется будущий жизненный сценарий человека. И от этого будет зависеть его успех или неуспех в любом деле. Рассмотрим пример, описанный выше. Ребенок просит игрушку, а члены семьи ему отказываются её купить. Я с ними полностью согласна - не всегда есть возможность приобрести очередную игрушку.
Кроме того, ребенку иногда нужно отказывать, но при этом объяснять, почему он получает отказ от родителей. Однако важную роль играют и интонация, и чувства, с которыми родители объясняют своему малышу причину отказа. Именно в эти, казалось бы, незначительные для семьи моменты и закладываются типы поведения малыша. Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок рос не только воспитанным, уверенным и успешным человеком. Но как воспитать его именно таким? В этом нам поможет психология.
Золотое слово
Я бы порекомендовала всем членам семьи сначала соглашаться с желанием малыша, например, купить игрушку, но тут же объяснить ему, что именно сейчас купить её нет возможности по такой-то причине. Что это дает ребенку? Он не будет отказываться от своей мечты. Его разум не будет закрывать разные варианты осуществления желания. У него не будет заниженной самооценки: недостоин, плохой и т.д.
Он будет искать возможности для осуществления своей маленькой мечты, а значит, пробовать различные варианты для её осуществления, он будет в дальнейшем искать пути достижения своей цели. Таким образом, у ребенка воспитывается постановка цели (пусть пока и не осознанная), волевой навык (нужно подождать или что-то сделать для получения игрушки), а также вырабатывается навык по поиску решения осуществлении его мечты. И это всего один пример взаимодействия с ребенком.
В данной ситуации члены семьи услышали желание ребенка, но, вместе с тем, дали надежду на осуществление этого желания и объяснили реальную причину, препятствующую исполнению этого желания в данный момент. Так разум ребенка понимает закон взаимодействия с окружающим его миром: 1) в этом мире все возможно, нужно лишь заявить об этом (ему не отказали); 2) не всегда желания в этом мире исполняются сразу же (нужно подождать); 3) все логично объясняется, т.е. существуют свои причины (объяснили почему); 4) а если еще и предпринять какие-то усилия, например, начать копить деньги, то его желание точно исполнится.
Примерно таким алгоритмом прописывается в подсознании у ребенка способ взаимодействия с окружающим миром. Точно также в других конкретных ситуациях жизни формируется тип поведения малыша, образ принятия им решения, и способ воплощения этих решений в жизнь для достижения конкретных целей.
Запрет на всю жизнь
А теперь рассмотрим другой вариант родительского ответа на желание ребенка купить игрушку. «Мы не можем себе этого позволить» или «У нас нет денег», а еще хуже, если указывается конкретный виновник этой ситуации: «У нас нет денег, потому что твой папа мало зарабатывает». Разум ребенка выстраивает определенные логические цепочки. Например, на фразу «мы не можем себе этого позволить», разум делает вывод, что кто-то дает маме с папой разрешение. Но кто это такой могущественный? Может монстр, читай окружающая среда, его не любит, ничего ему и его родителям не даёт? Вот так могут появляться и фобии, и фанатизм, и вера в сверхъестественное.
Если же родители категорично заявляют, что у них нет денег, то малыш может начать обожествлять или демонизировать эти волшебные бумажки, из-за которых страдает он и вся его семья. Таким образом, формируется запрет на достойный доход в будущем или желание получать их любой ценой. Самый плохой вариант объяснения: «у нас нет денег, потому что твой папа мало зарабатывает». Какой вывод сделает разум малыша? Вариантов масса.
Например, «мой папа самый плохой», с подсознательной (он об этом и не догадывается) обидой на отца.
Возможен вариант переноса обиды с папы на мифические деньги или на работу папы, где ему мало дают денег, или на «дядю-начальника», который папе «мало платит». Так формируется нелюбовь к окружающему миру, к ощущению его враждебности, с параллельным поиском виноватых. Отсюда и обидчивость, и страхи, и агрессивность, и злопамятность … Нужно отметить, что ребенок изначально приходит в этот мир с безусловной любовью как к себе, к своим близким, так и ко всем окружающим. Когда и как уходит из их маленьких Душ эта любовь? И какая разница кого не любит потом ребенок: себя, членов своей семьи, чужого дядю или весь этот мир? Такое, прописанное его подсознанием, убеждение наносит колоссальный ущерб на всю жизнь человека. Мало того, ребенок очень хочет помочь папе приносить денег больше, но не знает, как это сделать, ведь его разум, как и физические силы, еще малы и несовершенны. Так рождается очередной подсознательный вывод – ничего в этом мире изменить нельзя, или «я плохой», потому что «не могу помочь папе». А отсюда появляются комплексы неполноценности человека.
Мне очень жалко и тех детей, которые боятся без одобрения родителей и шагу ступить. Они уже «затюканы» всевозможными запретами, одергиваниями и, чего греха таить, окриками своих родителей. Им всю жизнь придется вытаскивать из себя эту зависимость или, как говорил А.П.Чехов, «по капле выдавливать из себя раба». Просто позвольте ребенку быть самим собой, быть свободным и делать, что он хочет. И вы увидите, какая радость и уверенность появится в этом маленьком человечке.
Если хотите вырастить успешного и уверенного в себе человека, то поддерживайте ребенка словами в его маленьком деле или желании. Тогда его подсознание будет уверено, что если не сейчас, то через какое-то время он достигнет своей цели, исполнит свое желание. Какая разница, с какой попытки взята эта высота? Если не с первой, то с пятой, как это сделала двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту с шестом Елена Исинбаева. Но высота взята и мировой рекорд установлен! Человек точно знает, что сделает это, а уверенность ему придает убеждение родом из детства.
На мой взгляд, главная задача родителей – это умение и желание слушать и слышать своих детей, соглашаться с ними, не навязывать свою точку зрения, не подавлять их, пусть маленькую, но личность. Предлагаю всем родителям набраться любви, терпения и объяснять детям свои поступки на понятном им языке. И главное - делать это с любовью и чуткостью.
психолог – консультант Ирина Писарева
e-mail: ira-ps@yandex.ru Skyp: Irina-ps15