"Аэрофлот", "Победа", «Россия», Orenair, «Донавиа», «Аврора» - это монополия?
Лоукостер "Победа", входящий в Группу "Аэрофлот", перевез 3-миллионного пассажира. Торжественная церемония в честь этого события состоялась сегодня, 26 декабря, во "Внуково". Об этом сообщает официальный сайт "Аэрофлота". Авиакомпания "Победа" совершила свой первый рейс 1 декабря 2014 года. В настоящее время лоукостер совершает полеты по 33 маршрутам, 31 из них - по России. Парк компании состоит из 12 новейших воздушных судов Boeing 737-800NG
Крушение «Трансаэро» и рост «Аэрофлота
Компания «Трансаэро» запросила господдержки в декабре 2014 года, через несколько дней после резкого обвала курса рубля. Компания получила в ВТБ кредит под госгарантии на 9 млрд руб., но их хватило только до конца лета. В условиях 2015 года бизнес-модель «Трансаэро», которая была рассчитана на низкий курс доллара, рефинансирование старых кредитов новыми и постоянный рост пассажиропотока, не смогла выжить.
В августе «Трансаэро» стало нечем платить поставщикам топлива и аэропортам. В сентябре 2015 года решением комиссии компания была передана в управление «Аэрофлоту», который должен был получить 75% «Трансаэро» за символический 1 руб.
На тот момент из-за курсовых разниц задолженность авиакомпании достигла 250 млрд руб., и в начале октября на совещании у Дмитрия Медведева было принято решение отказаться от спасения компании и сделки с «Аэрофлотом», банкротство «Трансаэро» стало неизбежным.
«Трансаэро» пытались спасти владельцы других авиакомпаний, однако Росавиация признала невозможным продолжение полетов авиакомпании, отозвав у нее с 26 октября сертификат эксплуатанта и передав 56 зарубежных маршрутов «Аэрофлоту».
Этот шаг вызвал неодобрение у ФАС, ведомство было против передачи компании сразу всех направлений. В общем пассажиропотоке за 11 месяцев «Аэрофлот» имел 27,8%, его дочерние компании — «Россия» (5,2%), «Победа» (3,2%), Orenair (3,1%), «Донавиа» (1,6%) «Аврора» (1,2%) с долей «Трансаэро» (13%), получается, что национальный авиаперевозчик контролировал бы больше половины рынка — 55,1%.
Представители «Аэрофлота» не согласились с тем, что компания стала монополистом. Они выставили аргументы о том, что если принять в расчет пассажиропоток иностранных авиакомпаний, то доля группы «Аэрофлот» равна 35,2%.
В 2016 году основными выигравшими от ухода «Трансаэро» останутся группа «Аэрофлот» и S7, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Часть доли могут получить авиаперевозчики, работающие на чартерном рынке, добавляет он.
«Значительная доля рынка останется за «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями из его группы: у них самая большая сеть маршрутов по России, многие зарубежные авиаперевозчики ушли с отечественного рынка», — говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес.
Представитель «Аэрофлота» настаивает на том, что компания стала развивать транзитные международные направления и сегмент лоукост-перевозок еще до получения 56 международных направлений «Трансаэро» и прав на 12 самолетов из ее флота. Кроме того, предчувствуя сокращение внутрироссийских перевозок, «Аэрофлот» запустил лоукостер «Победа», который в ближайшие годы будет одним из драйверов роста всей группы, считает консультант. Выделяя специализированные дочерние авиакомпании, «Аэрофлот» идет по пути крупных европейских авиаперевозчиков. Основные факторы роста «Аэрофлота» — политика привлечения транзитных пассажиров и выгодные ценовые предложения (авиакомпания может это позволить благодаря девальвации рубля), говорит представитель «Аэрофлота».
Помогает «Аэрофлоту» в условиях девальвации и преимущество, которого у конкурентов нет, — роялти, исторически получаемые компанией от иностранных авиаперевозчиков за полеты над Россией по транссибирскому маршруту. По данным их объем составляет $400–500 млн в год, часть денег идет на расходы Росавиации, но большинство остается самому национальному авиаперевозчику.
По итогам 2015 года российский авиарынок упадет не сильно: за 11 месяцев падение составляет 0,4%. Но оно нарастает: если до октября авиаперевозки росли, то в ноябре уже упали на 11,8%. Это, прежде всего, последствия отмены авиасообщения с Турцией, Египтом и Украиной. Эту проблему легче всего переживают крупнейшие перевозчики — «Аэрофлот» и S7: перевозки первого в ноябре 2015 года выросли на 7,8%, второго — на 0,9%.
Уход «Трансаэро» и сокращение емкости наложились на снижение платежеспособного спроса, говорит гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. Если в прошлом году средние цены на авиабилеты за рубеж выросли по соотношению с предыдущим годом не более чем на 10%, то в этом наблюдается значительно более резкое повышение цен: билеты в СНГ подорожали на 23%, а в страны дальнего зарубежья — на 26%, говорит представитель «Туту.ру». Учитывая нестабильность курса рубля, можно прогнозировать в 2016 году рост цен на авиабилеты за рубеж как минимум на 20%, а по России — примерно на 10%, предсказывает он.
фото: архив planespotters.net