Сценарий жизни или моя жизненная программа
Ирина Писарева
психолог, консультант
г.Санкт-Петербург
тел. +79313118209
ABSOLUT TV / Cанкт-Петербург, 18 октября. У всех на слуху истории о семьях, в которых живут женщины несколько поколений, а мужчины почему-то не задерживаются. Или все женщины в какой-то семье выходят замуж за алкоголиков. Встречаются и мужчины, которые считают всех женщин изменщицами, так как каждая его любимая женщина ему изменяла. Или, например, у вас есть желание публично отчитать своего ребенка, как это делали в свое время ваши родители.
Но ведь
каждый из нас старается строить свою собственную судьбу наилучшим образом и,
конечно, желает счастья своим детям. Что же это за зловещие повторения?
Судьба, рок, карма?
Психологи называют эти повторения «жизненным сценарием» или «жизненной программой». Сценарий разворачивается в течение всей жизни человека. Если же сценарий касается повтора конкретных событий или определенного этапа жизни, то его принято называть жизненной программой.
Как зарождается жизненная программа?
С рождения ребенок неосознанно впитывает через чувства и эмоции диалог его родителей, их отношение к нему, всю атмосферу семьи, то есть, весь ее уклад жизни. Так пишется или закладывается неосознанная часть его программы жизни.
Например, часто брошенная фраза мамы «Уйди, мешаешь, у меня и так голова болит», приводит к чувству вины перед любимыми родителями. Детский мозг записал программу, в которой он является причиной головной боли мамы. Если же такая ситуация повторяется несколько раз, это переходит в устойчивое неосознанное убеждение. И это чувство вины будет преследовать человека всю его жизнь.
Кроме неосознанного программирования, ребенку через сознание вкладывают определенные знания, нормы поведения. Сознательная программа накладывается на неосознанную часть и иногда эти две программы конфликтуют между собой. «Я хочу взять чужую куклу, но мама будет ругаться». Налицо - внутренний конфликт и скрытый выбор, который приводит к формированию жизненного сценария. А составлен он как раз опытом предыдущих поколений и теми ранними детскими впечатлениями и выводами, которые мы вынесли из своей семьи.
Легко понять конфликт программ на примере
С детства ребенку внушают, что он должен делать так, как говорят ему родители, а его внутреннее желание говорит совершенно о другом. В моей практике был случай, когда родители решили отдать Аню 7 лет в танцевальный кружок для выработки коммуникации со сверстниками. Сама же девочка любила рисовать. В эти минуты уединения она была в своем мире и воплощала свои фантазии. Налицо - конфликт родительской программы и внутренней программы её собственной потребности. Какая программа победит? Какое решение примет ребенок? Пойти наперекор родителям? Но ведь 7-летний ребенок не только материально, но и морально зависит от родителей. Да она их просто любит и не хочет их огорчать. Как пойти на конфликт с любимыми людьми? Очень часто дети даже не задаются этими вопросами, а выполняют указания родителей. От этого решения и его результата зависит последующий стереотип поведения личности. Если бы Аня настояла на своем, пойдя на открытое противостояние, и родители согласились, то и в дальнейшем она бы применяла тактику прямого столкновения для достижения своих целей.
Если бы она смирилась с мнением родителей, тогда в дальнейшем часто ставила свои желания, свои потребности на последнее место, живя сначала для детей, затем для семьи, мужа и т.д. А собственный нереализованный потенциал все равно прорывался периодически наружу. И вот налицо в будущем конфликт программ, заложенный в детстве. Рассказав родителям Ани о программе, которую они в нее закладывают своим волевым решением, я убедила их разрешить ей учиться в художественной школе.
А через три года счастливые родители пригласили меня на её первую выставку в стенах художественной школы. Кроме того, родители с радостью констатировали, что их дочь стала уверенной и у нее, наконец, появились друзья. Педагоги же художественной школы разглядели потенциал этой девчушки и пророчили ей большое будущее. Но ведь оно могло и не состояться, это будущее, поступив родители иначе.
Немаловажную роль в формировании неосознанной детской программы играют родители и окружающая среда ребенка, однако, позже он сам является автором своего сценария, он сам программирует себя. И от него зависит, будет ли его сценарий жизни оригинальным или будет представлять собой «экранизацию» уже существующего сценария, которым живут его родители или другие родственники. Взрослый человек сам ежедневно, ежечасно делает выбор своего дальнейшего пути осознанный, а иногда и неосознанный, влияя на свой жизненный сценарий.
Следующая причина возникновения программы – это старые стереотипы поведения. Человек в своем развитии выходит на новую ступень. В этом новом начинании он продолжает поступать по-старому. А здесь эти методы и стереотипы, наработанные в прошлом, не работают. Человек не понимает, почему раньше эти действия приводили к успеху, а сейчас нет.
Пример из практики
Учась в школе, Вадим привык, что его контролирует мама и учителя. А начав обучение в институте, ему нужно было самому дисциплинировать себя. Успел он сформировать эти навыки на предыдущей ступени или нет? Сделал это осознанно или нет? Таких вопросов много, работая со специалистом, Вадим сам сформировал новую программу, более осознанную. И опираясь на новые установки программы, успешно прошел кризис, а потом и закончил институт.
Подведем итог
Причин возникновения мешающих программ может быть много. Это и программы из детства. Это неправильно сделанный выбор, осознанный или не осознанный, не важно. Это разворот в новое, где старая программа только мешает, так как она себя изжила. Это внутренний конфликт между прорывающимся наружу потенциалом человека и его личностными установками, убеждениями или навязанными извне стереотипами.
Жизненные сценарии бывают разные: «любовный треугольник», взрослого ребенка, победителя, неудачника, середнячка, пессимиста, ведомого и других.
В следующей статье мы рассмотрим некоторые сценарии, а также возможно ли изменить свою жизненную программу и нужно ли это делать...
Комментариев 2